Неврозы у детей

Неврозы – нервно-психические расстройства, проявляющиеся в нарушениях мироощущения и поведения при отсутствии органических изменений нервной системы. В современной психиатрии неврозы относят не к собственно психическим заболеваниям, а к так называемым пограничным состояниям. В детском возрасте неврозы являются наиболее распространенной формой нервно-психического расстройства. Они порождаются психической травмой – тяжелым отрицательным переживанием, вызванным нарушением значимых личностных потребностей и отношений ребенка. Содержание этого переживания впоследствии отражается в симптоматике невроза – в особенностях поведения ребенка, в его страхах, сновидениях и т.п. С течением времени психическая травма сглаживается, вследствие чего возможно постепенное изживание невроза и без медицинского вмешательства. Однако при повторении ситуации, аналогичной той, которая вызвала психическую травму, невротическая симптоматика обостряется, и расстройство принимает хронический характер.

Симптомы неврозов разнообразны и зависят от социальных причин, их вызвавших. Тем не менее для всех форм неврозов характерны три основные симптома. Это снижение настроения, расстройство сна и нарушения аппетита. Эти симптомы могут быть выражены в разной степени, но встречаются практически у всех детей, страдающих неврозами.

Различают три основные формы неврозов – астенический, истерический и невроз навязчивых состояний.

Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка, в частности – после перенесенных инфекционных заболеваний. В школьном возрасте встречается у тех учащихся, которые либо вследствие собственного чрезмерного энтузиазма, либо по воле родителей перегружены умственной работой. При этом переутомление играет роль хронической психотравмирующей ситуации. Астенический невроз сопровождается ухудшением общего самочувствия и высокой утомляемостью, вследствие чего снижается школьная успеваемость, усугубляя эмоциональные переживания. Дети становятся раздражительными, легко огорчаются и плачут.

Истерический невроз как правило возникает в результате острой, шоковой психической травмы. Его симптомы часто производят впечатление соматических нарушений: у ребенка может нарушиться координация движений вплоть до полной потери моторной активности (так называемый истерический паралич), снижается чувствительность анализаторов (истерическая глухота, слепота и т.п.). Впрочем, такие расстройства неглубоки и носят неосознанно демонстративный характер. Обострение симптомов обычно бывает приурочено к ситуации реального или кажущегося ущемления интересов ребенка, его личного достоинства. Так, вследствие нарушений адаптации к условиям дошкольного учреждения у ребенка, отправляющегося в детский сад, могут периодически возникать приступы рвоты. Подобные нарушения более свойственны девочкам. Истерический невроз может появиться уже в раннем возрасте. У взрослых встречается реже, что связано с обретением эмоциональной зрелости, способности отстаивать свои интересы с помощью более адекватных форм поведения.

Невроз навязчивых состояний, как правило, возникает вследствие хронической травматизации психики, особенно когда потребности и желания ребенка входят в конфликт с принятыми моральными нормами. Чаще возникает у тех детей, для которых характерна мнительность, тревожность неуверенность в себе. Проявляется в виде навязчивых переживаний и действий, которые самому ребенку неприятны и от которых он стремится избавиться.

В зависимости от интенсивности и продолжительности расстройства выделяют кратковременную невротическую реакцию (длится от нескольких минут до нескольких суток), невротическое состояние (длится несколько месяцев) и невротическое развитие личности, при котором расстройство принимает хроническую форму и на протяжении длительного времени деформирует становление личности.

Неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией человеческих отношений. Вследствие этого в основе их профилактики лежит создание благоприятной психологической атмосферы в семье, дошкольных учреждениях и школе, установление гармоничного общения ребенка с родителями, педагогами и сверстниками. Лечение неврозов проводится как правило амбулаторно с использованием транквилизаторов и разнообразных методов психотерапии.


Просмотров: 2201
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Адаптация к школе
  • Адаптация мамы при поступлении ребенка в детский сад
  • Активность общения
  • Аффективный застой
  • Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка
  • Дезадаптация
  • Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации
  • Дошкольный возраст
  • Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
  • Капризы детей
  • Карта психологического изучения ребенка
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
  • Методика для изучения эгоцентризма с помощью метода «Завершение предложения»
  • Невроз
  • Ноогенные неврозы
  • Основные проблемы дезадаптации обучающегося (воспитанника) на различных образовательных уровнях
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Причины девиантного поведения подростков
  • Программа «Дружные ребята»
  • Психологические особенности начального этапа обучения
  • Психосоматические расстройства
  • Развитие отношений между взрослым и ребенком
  • Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни)
  • Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка
  • Фобии
  • Шифры заболеваний по международной классификации болезней (10-й пересмотр)
  • Школьные неврозы и причины их возникновения
  • Эгоизм детский
  • Этап развития речевого общения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь