Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации

Диагностика эмоцональных состояний (основные эмоциональные состояния: радость, гнев, грусть, страх, удивление, отвращение) и функциональных состояний (функциональные состояния связаны с уровнем бодрствования и внимания, подразделяются на следующие виды: 1 — сон; 2 — дремота; 3 — спокойное бодрствование; 4 — активное внимание; 5 — напряженное внимание, тревога, стрессовая мобилизация; 6 — утомление) наиболее объективно осуществляется с помощью психофизиологических методик регистрации вегетативных проявлений: частоты пульса, дыхания, КГР, электроэнцефалограммы мозга и пр. в сочетании с методиками субъективного оценивания испытуемым своего психического состояния, самочувствия и настроения, с проективными методиками (Люшера, Роршаха, Сонди и пр.).

Диагностика мотивационной сферы, характера потребностей и мотивов человека наиболее успешно осуществляется с помощью проективных методик (ТАТ, проективная методика Люшера, Роршаха, рисуночные проективные методики) в сочетании с опросниками, с методиками субъективного шкалирования. Внутренний дискомфорт от ощущения неудовлетворенности в сочетании с определенным ситуационным стимулом приводит к актуализации определенной потребности, которая ищет своего удовлетворения в определенном предмете. Связь «потребность — предмет» становится движущим мотивом поведения. Одна и та же потребность может сформировать у разных людей разные мотивы поведения, например, сексуальная потребность может актуализироваться как в мотиве гетеросексуального влечения, так и в мотиве удовлетворения с помощью неадекватного объекта или способа. Хронически фрустрированные низшие потребности начинают опредмечиваться в «запретных мотивах», существование которых человек не осознает, но которые прорываются в его поведении всякий раз, когда снижается внешний или внутренний сознательный контроль над поведением. Можно выделить следующие виды потребностей:

  1. первичные:
    • витальные потребности (в пище, отдыхе, сексе, самозащите);
    • потребности органического удовольствия (вкусовые, осязательные, эрогенные удовольствия);
    • потребности движения и новизны;
  2. социальные потребности:
    • в общении и любви родителей;
    • потребность самоутверждения и достижения успехов;
    • потребности познания и когнитивного консонанса (построения связной и непротиворечивой картины мира);
  3. высшие личностные потребности (формируются с подросткового и юношеского возраста):
    • потребность в сострадательной любви, имеющей альтруистический компонент, что необходимо для психологической зрелости взрослого человека как родителя;
    • потребность в продуктивной самореализации (в создании практически или эстетически ценных продуктов своей собственной творческой деятельности);
    • потребность понимания смысла своей жизни.

Диагностика эмоционально-личностной дезадаптации. Эмоционально-личностная дезадаптация чаще возникает:

  1. в критические переходные возрасты;
  2. в условиях повышенных психологических и социальных требований к человеку, что сопровождается ростом его психической напряженности;
  3. при наличии психотравматирующих событий и взаимоотношений в семье, в школе, на работе, с друзьями и т. п.

Дезадаптация может сопровождаться следующими нарушениями:

  • эмоциональные нарушения;
  • физиологические нарушения (нарушение сна, потеря аппетита, расстройство пищеварения, головные боли и т. п.);
  • поведенческие нарушения.

Поведенческие нарушения могут проявляться своеобразно, в зависимости от возраста, например, у детей младшего возраста поведенческая дезадаптация обычно проявляется в форме «срыва тормозных механизмов регуляции поведения», что сопровождается «расторможенностью поведения» (повышенная бессмысленная двигательная активность, эмоциональное перевозбуждение, перепады к плаксивой вялости, апатии, заторможенности). У старшеклассников и взрослых людей дезадаптация проявляется в форме депрессии: угрюмо-сосредоточенное лицо человека, ушедшего в круг своих мрачных мыслей и переживаний. В учебной деятельности эмоциональная дезадаптация проявляется в резком ухудшении концентрации внимания, в снижении функций памяти, затрудненности речи (трудно подыскиваются слова, паузы, запинки, вплоть до заикания), страхе перед контрольными работами, перед вопросами учителя, т. е. познавательные процессы заблокированы отрицательными эмоциями, в результате дезадаптированый человек постоянно думает о том, что его огорчает и тревожит, и фактически не слышит учителя, не понимает текста в книге.

В отношениях со сверстниками и взрослыми дезадаптированный человек проявляет повышенную раздражительность, грубость либо угрюмую отстраненность, либо полную податливость чужому влиянию на фоне пассивности (эту фазу эмоционального нарушения называют фазой дистресса — физиологического истощения).

Своевременная диагностика и коррекция причин эмоциональной дезадаптации очень важны, так как запаздывание с этой работой приводит к стойким — патологическим нарушениям в личности человека. Различают:

Просмотров: 8616
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Дифференциальная психология




Другие новости по теме:

  • Данные о валидности и надежности
  • Дезадаптация
  • Диагностика детско-родительских отношений
  • Изменения личностной сферы в позднем возрасте
  • Индивидуальные различия памяти у людей
  • Классификации психопатий
  • Методика оценки результатов
  • Методы изучения личности
  • Направленность личности
  • Направленность личности. Виды потребностей. Интересы и склонности.
  • Неврозы у детей
  • Нейропсихология
  • Обработка результатов исследования с помощью построения графика
  • Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки
  • Основные проблемы дезадаптации обучающегося (воспитанника) на различных образовательных уровнях
  • Оценка проведения рисуночных методик
  • Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
  • Потребности
  • Предпосылки девиации в подростковом возрасте
  • Психодиагностические методы исследования мужской и женской сексуальности
  • Психологический инструментарий по работе с подростками
  • Психопатологические симптомы и симптомокомплексы нарушений у детей раннего возраста по Г.В. Скобло
  • Специальные дополнительные шкалы
  • Схема изучения личности (пример)
  • Тесты для обследования детей (индивидуальная психодиагностика)
  • Тесты проективные
  • Формы и методы работы психолога в процессе психологического сопровождения становления позитивной Я-концепции младшего школьника
  • Характерологический опросник Леонгарда
  • Шкалы достоверности СМИЛ
  • Экзаменационные вопросы по психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь