|
Выявление структуры темперамента с помощью опросника РусаловаОпросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) - 9 вопросов. ОСТ содержит следующие шкалы: 1. Предметная эргичность - включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду. Высокие значения (ВЗ) (9-12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения. Низкие значения (НЗ) (3-4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкую вовлеченность в процесс деятельности. 2. Социальная эргичность - содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству. ВЗ - коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию. НЗ - незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность. 3. Пластичность - содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой. ВЗ - легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности. НЗ - склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности. 4. Социальная пластичность- содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ. ВЗ - широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность. НЗ - трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов. 5. Темп или Скорость - включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности. ВЗ - высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий. НЗ - замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных пераций. 6. Социальный темп - включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения. ВЗ - речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата. НЗ - слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация. 7. Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе. ВЗ - высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам НЗ - незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе. 8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере. ВЗ - высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении. НЗ - низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения. 9. «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний. ВЗ - неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле. НЗ - адекватное восприятие своего поведения. Процедура проведения методики.Каждому ребенку предлагается текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов. Процедура опроса занимает от 1ч 30 мин до 2 ч на один класс, раздача вопросника и бланков для ответов - 3-7 мин, чтение инструкции - 6 мин; ответы на уточняющие вопросы - 7-10 мин, волнение бланков - 1 ч - 1ч 30 мин на один класс. Обработка данных опросника Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) 0 Контрольной шкале, не подлежат рассмотрению. КЛЮЧИ к ОСТ 1. ШКАЛА - ЭРГИЧНОСТЬ «да»- вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96. «нет» - вопросы 27, 83, 103. 2. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ «да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86. «нет» - 3, 34, 74, 90, 105. 3. ШКАЛА - ПЛАСТИЧНОСТЬ «да» - 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104. «нет» - 54, 59. 4. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ «да» - 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99. «нет» -31, 81, 87, 93. 5. ШКАЛА - ТЕМП «да» - 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77. «нет» - 29, 43, 70, 94, 6. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП «да» -24, 37, 39, 51, 42, 92. «нет» - 5, 10, 16, 56, 96, 102. 7. ШКАЛА - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ «да» - 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97. 8. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ «да» - 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100. 9. ШКАЛА-«К» «да» - 32, 52, 89. «нет» - 12, 23, 44, 65, 73, 82. Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика личности Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|