|
Структура урокаНа вопрос: “Чем вы руководствуетесь при подготовке урока и его организации?” - учителя обычно отвечают: “Структурой урока”. Это значит, отмечает М.И.Махмутов, что структура урока понимается и принимается как полезное организационное знание, как предписание, как нормативная теория. Под структурой урока понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. Структура традиционного урока довольна проста, в ней всего четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Однако такие уроки не решают задачи развития. Различают несколько структур современного урока: дидактическую (основную) структуру и логико-психологическую, мотивационную и методическую подструктуры. Дидактическая структура состоит из трех этапов: 1. Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение, часто в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся, и контроль учителя). 2. Формирование новых понятий и способов действий ( в значении более конкретном, чем “изучение нового материала”). 3. Применение знаний, формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение и закрепление). Актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного выступают как этапы процесса учения и как три обобщенные дидактические задачи урока, которые в разной степени решаются на каждом уроке, независимо от его типа и вида. Поэтому дидактическая структура урока является общим предписанием, общим алгоритмом организации современного урока. Она является регулятивом деятельности прежде всего учителя. Учебная же деятельность учащегося регулируется логико-психологической структурой урока. Психологи утверждают, что процесс усвоения всегда начинается с восприятия и осознания факта, явления, события, правила и пр. Затем мыслительные операции вычленения, сличения, сопоставления, аналогии, анализа, синтеза приводят к пониманию и осмыслению сущности нового знания. Далее идет обобщение отдельных фактов, признаков, данных наблюдений, что приводит к систематизации изученного. Этим процесс усвоения как бы завершается: новое знание включается в систему ранее усвоенных знаний. Вполне понятно, что эти элементы на уроке ненаблюдаемы; они видны “логическому глазу”. Такую структуру урока М.И.Махмутов назвал внутренней логико-психологической подструктурой урока: 1. Воспроизведение и восприятие известного знания. 2. Осознание и понимание учащимися знаний в известной ситуации. 3. Восприятие новых знаний и способов действий. 4. Осознание и осмысление учащимися элементов нового. 5. Обобщение элементов знания и способов действий. 6. Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях . Функциональная взаимосвязь этих элементов и их последовательность жестко детерминированы общей логикой усвоения; они безотносительны к видам умственной деятельности учащихся - репродуктивной и творческой. Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, естественно, что они также представляют часть внутренней подструктуры проблемного урока: 1. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы. 2. Выдвижение предположений, гипотез и их обоснование. 3. Доказательство гипотез. 4. Проверка правильности решения проблемы. 5. Формулирование выводов. 6. Применение знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации. Эта подструктура урока способствует формированию продуктивного усвоения знаний и развитию интеллектуальной и других сфер школьника. Категория: ПЕДАГОГИКА Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|