Основные показатели |
Оценка |
А. Эмоциональный фон урока
Влияют ли на создание благоприятного психологического климата урока: |
|
1. оформление и оборудование кабинета? |
|
2. санитарно-гигиенические условия помещения? |
|
3. внешность учителя? |
|
4. внешность учеников? |
|
5. Оборудование к данному уроку? |
|
Б. Установка
Удается ли учителю? |
|
1. Стимулировать деятельность учащихся через постановку задач? |
|
2. Вызывать у учащихся соответствующие эмоции к предмету изучения? |
|
3. Организовать деятельность учащихся соответственно поставленным задачам урока? |
|
В. Моделирование общения на уроке |
|
1. Соответствует ли модель предстоящего общения содержанию урока? |
|
2. Изменилась ли модель общения в соответствии с изменившимися условиями организации урока? |
|
Г. Организация непосредственного общения на уроке
Удалось ли учителю: |
|
1. В стадии зрительного общения выявиь факторы психологического барьера? |
|
2. Свести к минимуму психологический барьер с учащимися? |
|
3. Подобрать соответствующий способ ликвидации психологического барьера учителя с учащимися? |
|
Д. Управление общением
Удалось ли учителю: |
|
1. Найти индивидуальный подход к каждому ученику в системе общения? |
|
2. Корректировать деятельность учеников? |
|
3. Изменить свою деятельность в соответствии с изменением деятельности учеников? |
|
Е. Анализ осуществленной учителем системы общения |
|
1. Смог ли учитель поэтапно проанализировать осуществленную систему общения? |
|
Ж. Управление деятельностью анализаторов |
|
1. Насколько рационально переключается деятельность отдельных анализаторов учащихся посредством чередования методов и приемов, применяемых учителем? |
|
2. Рациональна ли общая нагрузка на деятельность анализаторов учащихся в течение всего урока? |
|
З. Управление восприятиями учащихся |
|
1. Осуществляет ли учитель контакт с учащимися, опираясь на особенности их преобладающего восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические)? |
|
2. Соответствует ли внешняя деятельность учащихся на уроке особенностям их восприятия? |
|
И. Управление представлениями |
|
1. Опиарется ли учитель на опыт прошлой и настоящей деятельности учащихся при формировании образцов изучаемых предметов и явлений? |
|
2. Исходит ли учитель от простого к сложному при формировании представлений? |
|
К. Управление воображением |
|
1. Удается ли учителю стимулировать деятельность репродуктирующего (воспроизводящего) воображения? |
|
2. Стремится ли учитель перевести воспроизводящее воображение учащихся на творческий уровень? |
|
3. Насколько целесообразна деятельность учителя по развитию творческого воображения учащихся? |
|
Л. Правление памятью |
|
1. Активизирует ли учитель деятельность памяти учащихся с учетом всех ее компонентов: запечатление-сохранение-воспроизведение (узнавание)? |
|
2. Владеет ли учитель приемами мнемологии? |
|
3. Адекватны ли применяемые им формы активизации памяти учащихся их возрастным особенностям? |
|
М. Управление речью |
|
1. Соответствуют ли культура и стиль речи учителя задачам урока и возрастным особенностям учащихся? |
|
2. Насколько умело учитель осуществляет деятельность по формированию культуры речи учащихся? |
|
3. Соответствует ли речь учителя системе поэтапного усвоения умственных действий учащихся? |
|
Н. Управление мыслительной деятельностью учащихся |
|
1. Опирается ли учитель на возрастные особенности учащихся при активизации их мыслительных процессов? |
|
2. Специфичны ли методы и приемы активизации мышления учащихся по отношению к предмету изучения? |
|
3. Целесообразны ли осуществляемые учителем межпредметные связи? |
|
4. Удается ли учителю стимулировать коллективное мышление учащихся с учетом их индивидуальности? |
|
О. Управление вниманием учителя. Насколько рационально учитель: |
|
1. распределяет свое внимание на уроке? |
|
2. Стимулирует учебную деятельность всех учащихся класса? |
|
3. Переключает свое внимание на отдельные группы учащихся, а также отдельных учеников? |
|
П. Управление вниманием учащихся |
|
1. Насколько удается учителю сосредоточить внимание учащихся на предмете изучения? |
|
2. Своевременно ли осуществляется переключение внимания учащихся с одного объекта на другой? |
|
3. Рациональны ли приемы переключения внимания учащихся? |
|
Р. Управление волевыми процессами учителя |
|
1. Способствует ли волевая деятельность учителя созданию благоприятного психологического климата урока? |
|
2. Как проявляются такие волевые качества учителя, как самообладание, выдержка, требовательность, в сочетании с этическими нормами? |
|
С. Управление волевыми процессами учащихся |
|
1. Способствует ли волевая деятельность учащихся решению задач урока? |
|
2. Проявляются ли такие волевые качества учащихся, как дисциплинированность, сдержанность и др., в соответствующих ситуациях урока? |
|
Т. Управление темпераментом учащихся. Насколько стимулирует учитель: |
|
1. Познавательную деятельность учащихся различных зон активности? |
|
2. Взаимодействие с учащимися, проявляющими на уроке особенности темперамента? |
|
У. Роль педагогической оценки в стимулировании развития личностных качеств учащихся. В какой степени: |
|
1. Удалось учителю оценить всех учащихся? |
|
2. Оценка учителя носит парциальный характер? (Оценка частичной деятельности). |
|
3. Стимулируют оценки познавательную активность учащихся? |
|
4. Учитель владеет арсеналом парциальных оценок? |
|
5. Чувствует себя каждый ученик класса равноправным членом работоспособного коллектива? |
|
Ф. Психологический климат урока |
|
1. Удалось ли учителю создать равновесие психических состояний участников процесса обучения на уроке? |
|
2. Соответствовал ли психологический климат урока характеру осуществленной деятельности? |
|
3. Носила ли деятельность учителя характер, направленный на активизацию адекватно-стимулирующей деятельности учащихся? |
|
По результатам пятибалльной оценки каждого показателя от А до Ф выводится средний балл группы и составляется номограмма. Делаются выводы и соответственно с психологом составляются программа психолого-педагогической коррекции.