Знак (в психологии)

компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и поведением других людей. Впервые возникшее при использовании орудий труда опосредствование человеческой деятельности приводит в дальнейшем к перестройке за счет применения 3. Орудийные и знаковые опосредствования составляют специфическую черту психики человека, возникая как средство социальной связи и воздействия на других. 3. словесный, напр., опредмечивая и объективируя идеальный образ действия, дает возможность человеку преобразовывать поведение, перестраивать план своей деятельности до осуществления реальных преобразований с объектом, иными словами, 3. становится средством овладения собственным поведением, средством саморегуляции (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев}.

3. выступает в двух планах: в социальном – как продукт истории культуры человеческого рода и в психологическом – как орудие психической деятельности конкретного человека. 3. человеческой культуры являются язык, письмо, цифры, рисунки, схемы и т.д.

Развиваясь и обособляясь в знаковые системы (естественные языки как средство общения, искусственные и условные языки символики и формализации в познании и др.), 3. из средства передачи общественного опыта превращаются в средство изменения и совершенствования этого опыта; связанная с этим эвристическая роль 3. в познавательной деятельности возникает на основе временного отвлечения от реального объекта и может быть корректно осуществлена при условии проверки итогов формальных преобразований содержательной интерпретацией их, сопоставлением с явлениями внешнего мира.

В генетической психологии рассматривается специфика знаково-символических и материальных средств в ходе психического развития ребенка. Ребенок через общение со взрослыми усваивает значение и функцию 3., что приводит к перестройке его психики. Когда ребенок начинает говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка – ребенку недоступно зрелое понимание его как знаковой системы. Развитие понимания 3. тесно связано с достижениями ребенка во всех видах его деятельности. Овладение значением 3. происходит в игре, в рисовании и др. видах деятельности, где возникает необходимость замещения одного элемента действительности и др. Ребенок в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между 3. и значением, поэтому 3. начинает выступать в основной своей функции – функции замещения. Использование предметов-заместителей в игре, каракулей и схем – заместителей в рисовании упражняет и развивает символическую (знаковую) функцию.
Просмотров: 1732
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь




Другие новости по теме:

  • А.Н. Леонтьев. К теории развития психики ребенка
  • Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6-7 лет)
  • Детская психология
  • Деятельность. Виды деятельности.
  • Жан Пиаже
  • Запорожец Александр Владимирович (1905 – 1981)
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
  • Культурно-историческая концепция развития психики человека
  • Л.В. Запорожец. Условия и движущие причины психического развития ребенка
  • М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
  • М.И. Лисина. Этапы генезиса речи как средства общения
  • Нужно ли показывать и навязывать ребенку в 6-летнем возрасте умения рисовать, играть, конструировать?
  • Общая характеристика психического развития детей преддошкольного и дошкольного возраста
  • Пиаже (Piaget) Жан (1896 – 1980)
  • Потебня Александр Афанасьевич (1835 – 1891)
  • Психологическая специфика спортивной деятельности
  • Психология возрастная
  • Развитие отношений между взрослым и ребенком
  • Речь и язык
  • Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 2 года).
  • Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни)
  • Способности
  • Средства воспитания
  • Творчество детское
  • Теории развития социального инстинкта у ребенка
  • Условия и движущие силы психического развития детей
  • Формирование самосознания у ребенка раннего возраста
  • Характеристика педагогической деятельности
  • Харьковская психологическая школа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь