Программное содержание.
Учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ (2-3 предложения) об игрушке. Учить называть детенышей животных; объяснять значение слов, образованных с помощью суффикса – онок-.
Учить различать слова с противоположным значением (большой, маленький).
Уточнить и закрепить правильное произношение звука в звукосочетаниях, словах; учить регулировать высоту голоса.
Ход занятия.
Дети заходят в группу, садятся на стульчики. На столе у воспитателя игрушки.
Воспитатель: Посмотрите, кто это к нам прискакал?
Дети: Лошадь.
Воспитатель: Правильно, лошадь (протяжно произносят звук и-и-и). Так лошадь зовет своего детеныша.
- как лошадь зовет своего детеныша.
Дети: И-и-и. (Хоровые, индивидуальные ответы).
Воспитатель: Правильно. И-и-и.
А кто детеныш у лошади? (показывает игрушку).
Дети: Жеребенок. Маленькая лошадка.
Воспитатель: Детеныш у лошади называется жеребенок.
- посмотрите: мама лошадь большая, а ее детеныш – жеребенок… маленький и кричит он тоненько. Как кричит жеребенок?
И-и-и, (тоненько кричит).
Раздается тоненькое «Пии-пии, и появляется мышка)
Воспитатель: А это кто к нам прибежал?
Дети: Мышка (Хоровые, индивидуальные ответы).
Воспитатель: Правильно. — как пищит мышка?
Дети: «Пии-пии».
Воспитатель: Правильно. «Пии-пии» — это мышка зовет своего сынка.
- кто ее сынок? (показывает игрушку).
Дети. Мышонок.
Воспитатель: Правильно, мышонок. Мама-мышка большая, а мышонок какой?
Дети: Маленький.
Воспитатель: правильно, маленький. Да, сынок – мышонок маленький, он пищит тоненько. Как пищит мышонок?
Дети: «Пии-пии» (Хоровые, индивидуальные ответы).
Воспитатель: Ребята, чей детеныш говорит «Мяу-мяу»? (словосочетание произносится на высоких нотах).
Дети: Котенок.
Воспитатель: Правильно, котенок. Кто его мама? (показывает игрушку).
Дети: Кошка.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это мама-кошка. Мама кошка большая, как она мяукает? (словосочетание «Мяу-мяу» произносится низким голосом).
Дети: «Мяу-мяу».
Воспитатель: Правильно, «Мяу-мяу». А ее сынок-котенок маленький. Как мяукает сынок – котенок?
Дети: «Мяу-мяу».
Воспитатель: Правильно, тоненько.
Физкультминутка:
Давайте мы с вами поиграем, все будем шоферами. (Раздать детям рули)
Дети – шоферы ходят по группе. Крутят воображаемый руль и сигналят – произносят звукосочетание биип-биип, выделяя голосом звук (и).
Затем дети садятся на стульчики и занятие продолжается.
Воспитатель: Ребята, мы с вами поиграем в другую игру. У меня на столе стоит домик – ширма, в котором спрятались животные. Я вам буду их показывать, а вы называть. Все эти животные спрятались в домике и кричат, а вы должны отгадать, кто кричит: мама или ее детеныш? (воспитатель тоненько пищит: «Пии-пии», спрашивает: «кто это?»
Дети: Мышонок.
Воспитатель: правильно, это мышонок. А сейчас кто кричит? (И-и-и-и-и-).
Дети: Жеребенок.
Воспитатель: Да. Ребятки, это жеребенок, детеныш лошадки. А сейчас кто кричит? (Мяу-мяу).
Дети: Котенок.
Воспитатель: Правильно, котенок.
(воспитатель показывает всех детенышей и говорит) – Вот сколько детенышей пришло к нам на занятие. (показ игрушек). Это детеныш мышки. Как он называется?
Дети: Мышонок.
Воспитатель: А это детеныш лошади? Кто у лошади детеныш?
Дети: Жеребенок.
Воспитатель: а это детеныш кошки, Кошкин сынок.
Дети: Котенок.
Воспитатель: Он хороший, маленький, пушистый. У него зеленые глаза. Котик любит молоко. Он мяукает: «мяу-мяу». Кто хочет рассказывать про котенка? Жеребенка? Мышонка? (ответить по желанию).
Сегодня к нам занятие «В игрушечном цирке» пришли в гости игрушки: жеребенок, мышонок. Котенок. С их помощью мы узнали, как их называют мамы.
На этом занятие окончено.
|