Методическая разработка по экологическому образованию дошкольников "В гости к солнцу"
Воспитатель Шумкова Е. И. 1 квалификационная категория г. Санкт — Петербург 2017 год. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №92 комбинированного вида Центрального района г. Санкт — Петербурга
Программное содержание: Формировать у детей элементарные представления о явлениях в природе, развивать речевую активность.
Задачи:
- Формировать представления о взаимосвязях в природе
- Развивать у детей интерес к явлениям природы (смена времен года, поведение животных)
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение, любовь к окружающей природе.
Предварительная работа:
- Чтение детям произведения К.И. Чуковского «Краденое солнце».
- Наблюдение за природными явлениями на прогулках; (солнце, небо, ветер, туман, окраска листьев, листопад).
- Дидактические игры: «Чей это домик?», «С какого дерева лист?», «Бывает — не бывает», «Улетают — не улетают».
- Рассматривание иллюстраций: «Утро в осеннем лесу», «Как животные готовятся к зиме», «Солнечный день», «В нашем парке листопад».
Материал: ширма, игрушки Петушок и Ежик, изображение солнышка (грустное и веселое,) изображение тучки, гречневая крупа, рисовая крупа, фасоль в контейнерах, прищепки, вырезанные из бумаги осенние листочки, корзинки.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дни стали короче
Длинней стали ночи
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Осенью!
Воспитатель: А какое время года сейчас за окном?
Дети: Осень.
Воспитатель: А как вы узнали, что сейчас осень, а не зима и не лето?
Дети: На улице идет дождь, листья на деревьях желтые, красные, листья падают с деревьев на землю, это называется листопад. Птицы улетают в жаркие страны, звери в лесу готовят запасы на зиму.
Воспитатель: На улице тепло или холодно?
Дети: Холодно.
Воспитатель: Посмотрите в окно, какой сегодня пасмурный день: сыро, ветрено и холодно. Давайте, чтобы поднять настроение, отправимся в гости. А к кому, угадайте:
Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
А утром к нам в оконце
Бьётся радостное … (солнце!)
Ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно, ребята, мы с вами отправимся в гости к Солнцу..
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. (К. Чуковский. «Краденое солнце»)
Дети выполняют движение на слова стихотворения.
Тучка по небу ходила, — дети топают ногами
Тучка солнышко закрыла. — ладонями закрывают лицо
Надо солнышко спасать- грозят указательным пальцем
Будем Солнце выручать- разводят руки в стороны.
Воспитатель: Давайте вспомним, каким бывает Солнце?
Дети: Солнце бывает желтым, круглым, добрым, весёлым, красивым.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и пойдем к Солнцу.
Дети берутся за руки, впереди воспитатель, и вместе идут по ребристой дорожке. Подходят к ширме.
Воспитатель: Ребята, а кто просыпается вместе с солнышком? И будит всех ребят?
Дети: Петушок.
Воспитатель: Ой, смотрите к нам прилетел петушок, и он нас о чем -то просит. (на ширме появляется петушок, мягкая игрушка). Ребята, а давайте расскажем петушку стихотворение.
«Петушок, петушок-золотой гребешок
Масляна бородушка, шелкова головушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Петушок: Ребятки помогите мне собрать „зернышки“, а то солнышко спряталось, и я ничего не вижу!
Воспитатель: Давайте соберём разбросанные „зёрнышки“ и накормим ими петушка.
(Дети помогают собрать «зёрнышки»: собирают рисовую крупу в красный контейнер, гречневую крупу в желтый контейнер, фасоль в зеленый контейнер).
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами поиграем с петушком.
Проводится пальчиковая игра «Петушок проснулся».
Петушок наш вдруг проснулся — ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Прямо к солнцу повернулся — повертеть кистью руки в разные стороны
Кукарекнул: — Раз, два, три! — разводить и сводить указательный и большой палец
Ты сегодня не проспи! — погрозить пальчиком.
Воспитатель: С петушком мы поиграли, а теперь идем дальше. (Дети идут взявшись за руки по дорожке из массажных ковриков). Встречают ежика.
Ежик: Здравствуйте, ребята. Вы не видели солнце? Солнце спряталось, стало темно, и я никак не могу собрать листочки, которые нужны мне чтобы сделать себе норку.
Все готовятся к зиме,
Норки утепляют.
Помогите вы и мне,
Ежата замерзают.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем ежику. (Детям даются вырезанные из бумаги дубовые, кленовые, березовые листья и три корзинки. Нужно собрать отдельно каждый вид листьев).
Ежик благодарит ребят. Дети идут дальше. Возвращаются к ширме. Появляется солнце и тучка.
Встреча с Солнцем.
Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли к Солнцу. Ой, ребята, а Солнце какое грустное или веселое?
Дети: Грустное.
Воспитатель: Да, оно грустное. Что то случилось с Солнцем. Что же с ним случилось?!
Дети: Тучка прилетела и закрыла Солнце.
Воспитатель: Давайте подуем на тучку, она и улетит!
«Тучка, тучка улетай – солнышко не закрывай!» (дыхательная гимнастика).
Воспитатель: А вот и Солнце появилось. Ну что- то оно не светит ярко. Может бы чего-то ему не хватает?
Дети: Лучиков!
Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте сделаем лучики для
Солнца из прищепок. Сделаем лучики красные и желтые. Солнце будет очень красивым и будет ярко нам светить.
Детям дается вырезанное из бумаги солнце и прищепки желтые и красные, предлагается прищепки чередовать: красная, желтая, красная, желтая и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь наше Солнце веселое, красивое и всех согревает своими тёплыми лучиками!
Воспитатель: Ребята, а еще солнышко хочет с нами поиграть.
Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте вспомним сколько хороших дел мы сегодня сделали, кому помогли.
Подводится итог.
|