Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Задачи: Воспитывать интерес к экспериментированию. 1) Знакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем, рисуем). 2) Развивать умение детей решать проблемные задачи. 3) Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха. 4) Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения: мыльными пузырями. 5) Развивать воображение, фантазию. Оборудование: Воздушные шарики, тазик с водой, веера, салфетки, стаканчики с мыльной водой и гуашью, трубочки, салфетки каждому ребёнку, кораблики – 3 шт. Персонаж: Винни-Пух (взрослый в костюме медвежонка). Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются с гостями. Воспитатель: А теперь все внимание на меня. Ой, кто-то к нам в окошко стучится, посмотрите! Кто же это?! Да это же Винни-Пух. Какой-то он грустный, невеселый и куда же он побежал. Звонок в домофон. Воспитатель: Ребята, кто-то еще к нам в гости пожаловал, давайте спросим. разговор по домофону. Входи, пожалуйста. Входит Винни-Пух Воспитатель: Здравствуй, Винни-пух! Музыкальный руководитель. Винни-Пух, а почему ты такой грустный? Винни-Пух: Ребята, мне на день рождения Пятачок подарил два шарика, я с ними играл и увидел, нам было весело, и вдруг я увидел, что один шарик загрустил, стал совсем худой и невеселый, что с ним произошло? Воспитатель: Ребята, поможем Винни-Пуху разобраться, что стало с его шариком. Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и грустным? Дети предлагают разные версии. Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха. Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и веселым? Дети: Надо его посильнее надуть. Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем? Дети: Воздух. Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух? Дети: Мы его выдыхаем. Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем? Дети предлагают свои варианты. Воспитатель: Правильно, молодцы, воздух нас окружает. Мы им дышим. Давайте мы вместе с вами вдохнём воздух через нос и выдохнем его через рот в ладошку. Винни-Пух попробуй вместе с нами. Что вы почувствовали? Дети: Ветерок. Воспитатель: А ветерок – это что? Движение воздуха Воспитатель: Воздух изо рта передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. Давайте попробуем еще раз выдохнуть на ладошку. Почувствовали, как воздух движется. Воспитатель: А вы, ребята, воздух видите? А ты Винни-Пух? Ответы детей Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой? Дети: Невидимый. Воспитатель: А ты, Слава как думаешь? А ты, Настя? Винни-Пух: А я так хочу увидеть воздух, что же мне делать? Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему? (дети предлагают варианты) Воспитатель: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите на салфетке шарик и надуйте его. И ты Винни-Пух, попробуй с ребята. Дети надувают шарики. Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Ой! Что это появляется в воде? Дети: Пузырьки. Воспитатель: А откуда они берутся? Дети: Из шарика выходит воздух. Воспитатель: Ребята, а почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не опускаются на дно тазика? ответы детей Воспитатель: Правильно, воздух легкий, он легче воды. А сейчас давайте с вами проведем опыт, возьмем камушки и бросим в воду, Таня, принеси, пожалуйста, нам из лаборатории камни, бросайте, что вы видите? Воспитатель: Да, камушки утонули, а почему? ответы детей Воспитатель: Молодцы, правильно, камешки тяжелые, они тяжелее воды, поэтому они и утонули.
Воспитатель: А теперь давайте еще раз вспомним, а какой воздух по сравнению с камушками?
Воспитатель: Правильно, воздух легкий, поэтому пузырьки воздуха поднимаются наверх, а не тонут.
Винни-Пух: Как это всё интересно! Ну, если мы увидели воздух, а можно ощутить его?
Воспитатель: Можно, ребята подойдите, пожалуйста, снова к столам и возьмите в руки веер и помашите друг на друга. А я помашу на Винни-Пуха. Дети машут веерами
Воспитатель: Что вы ощущаете?
ответы детей.
Воспитатель: А что такое ветер, давайте вспомним еще раз с вами? Правильно – движение воздуха, и я ощутила движение воздуха! А ты Винни – Пух ощутил воздух? А ты Лера? А ты, Даша?
ответы детей.
Воспитатель: Следовательно, воздух можно ощутить, а что еще кроме движения воздуха ты что почувствовала, Полина?
Воспитатель: Правильно, запах, веер, который ты держишь в руках, сделан из сандалового дерева, и когда ты машешь этим веером, воздух пахнет сандалом. Следовательно, воздух можно почувствовать. Как мы еще можем почувствовать воздух?
Воспитатель: Правильно, мы можем воздух побрызгать духами и тогда мы с вами почувствуем, как воздух пахнет.
Воспитатель: Ребята, а если бы вам надо было нарисовать пузырьки воздуха, что бы вы нарисовали на листочке бумаги?
Дети: Кружочки.
Воспитатель: Вы очень наблюдательны
Воспитатель: Ребята мы с вами выяснили, что мы, люди, дышим воздухом. А кому ещё нужен воздух?
Дети: Животным, птицам, растениям, насекомым, рыбам.
Винни-Пух: Подумаешь воздух! Я и без него обойдусь!
Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха? Дети говорят свои мнения.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю Винни-Пуху самому попробовать сможет ли он обойтись без воздуха. Винни-Пух, закрой ротик, а носик зажми лапками и не дыши!
Винни-Пух: Ой! Ой! Я больше не могу!
Воспитатель: Ребята, прав ли был Винни-Пух, говоря, что он может обойтись без воздуха?
ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами рассказали Винни – Пуху много интересного о воздухе и я предлагаю вам подарить ему на память волшебные рисунки, которые мы с вами, как настоящие волшебники нарисуем при помощи воздуха. Садитесь за столы, перед каждым из вас стоит стакан с мыльной разноцветной водой и лежит трубочка, нужно взять трубочку, опустить ее в стакан и подуть, как вы думаете, что произойдет?
ответы детей.
Воспитатель: Правильно, воздух будет подниматься наверх пузырьками, потому что воздух легкий, и у вас на поверхности стакана появятся разноцветные пузырьки, затем нужно поднести к стакану листок бумаги и приложить к краям стакана и прижать. После того как вы закончите рисовать, протрите пожалуйста руки влажной салфеткой.
Дети рисуют под музыку И. С. Бах - Воздух.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какие красивые воздушные шары у вас получились, давайте дорисуем к ним ниточки фломастерами и подарим наши рисунки Винни-Пуху, а он отнесет их своим друзьям и расскажет им всем о нашем эксперименте с воздухом.
Дети дарят рисунки Винни-Пуху.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали о воздухе. Узнали, что вокруг нас есть ….. (воздух). - Он какой?
ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, правильно – воздух невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить, почувствовать, им можно рисовать.
Воспитатель: Ой, ребята, мы забыли про грустный шарик, который принес нам Винни-Пух, скажи мне, пожалуйста, что надо сделать, чтобы у Винни-Пуха шарик стал круглым, упругим и веселым?
Дети: Надуть шарик воздухом.
Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает.
Считалка: Плыл по берегу пескарик,
потерял воздушный шарик,
помоги его найти,
сосчитай до десяти:
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10!
Выбирают. Ребёнок надувает шарик и отдает Винни-Пуху.
Винни-Пух: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе, спасибо за мой шарик, теперь он стал снова веселым, за ваши разноцветные шары. А я вам дарю вам на память вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде.
Ребята благодарят.
Воспитатель: Давайте, ребята, подойдем и опустим кораблики в тазик с водой. Поплыли кораблики?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы они поплыли?
Дети: Подуть. Дети дуют.
Воспитатель: Вот и поплыли наши кораблики, скоро наступит весна, и мы с вами возьмем кораблики на прогулку и будем пускать их по лужам. Уважаемые, гости, Предлагаю вам вспомнить детство и тоже подуть на кораблики, поиграть с нашими детьми.
|