Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
- Обобщить знания детей о народных промыслах Арзамасского края.
- Развивать коммуникативные навыки (описывать предмет; давать полный развёрнутый ответ и развивать умение формулировать вопрос; уметь договариваться.)
- Активизировать словарь: промысел, ярмарка; ввести в активный словарь термины: менеджмент, менеджеры.
- Развивать творческие способности детей, умения воплощать с помощью изобразительного материала творческие задумки.
- Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину.
Скачать конспект
Методические приёмы:
- художественное слово, использование считалки, загадки
- познавательные игры «Да-нетка», «Волшебный мешочек»
- вопрос-ответ
- хороводная игра «Арзамасский гусь»
- использование игрушки-коммуникатора «Купец»
- разбор объекта, описание предмета
- рассказ из личного опыта
- самопрезентация творческих работ мини-группы
- подвижная игра «Заводы и их продукция»
- рассказ воспитателя с использованием презентации «Заводы г. Арзамаса»
-поощрение (денежки)
Материалы и оборудование:
- предметы промыслов Арзамасского края и декоративно-прикладного искусства Нижегородской области (изделия из войлока, золотая вышивка, скорняжные изделия, чеканка, деревянная скульптура, посуда с хохломской росписью, матрёшки, изделия из бересты, вышивка и плетение и др.)
- игрушка-коммуникатор «Купец»
- денежки и сувениры
- изобразительный инструментарий (маркерная и учебная доски, мелки и маркеры, ватман и фломастеры, конструктор лего, деревянный конструктор, плоскостной фланелеграф с набором деталей)
- элементы декорации — карусель
- использование средств ТСО-презентация «Заводы г. Арзамаса»
-запись музыкальных произведений для сопровождения игры, хоровода, релакса.
Предварительная работа:
- просмотр презентаций о родном городе, его истории и промыслах
- приезд историко-краеведческого музея г. Арзамаса с просмотром экспонатов
- экскурсии по историческим местам города
- продуктивная деятельность (роспись изделий, рисование нетрадиционным способом (пластилином) матрёшек, плетение из ниток, конструирование из деревянного конструктора Арзамасского собора и др.)
-работа в рамках тематической недели «Народная культура и традиции».
Дифференцированный подход: с детьми высокого уровня развития в закреплении новых слов «менеджмент», «менеджеры», скорняки, кожа особой выделки «юфть»; с детьми среднего уровня развития в описании объектов с активизацией словаря; с детьми низкого уровня развития в упражнении в повторении правильной формы построения предложения: «Я, думаю, что на Арзамасской ярмарке можно было увидеть…»
Ход:
Воспитатель:
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
Здравствуйте, гости и гостюшки. Здравствуйте и вы почтенные господа. Спасибо, что пришли на ярмарку на ребяток посмотреть, себя показать, новости узнать, слово умное сказать.
Нынче ярморочный день
Приходи кому не лень
Хоть ты молодец, девица
Приходи-ка подивиться!
Под музыку входят дети (имитация игры ручеек). Встают полукругом.
Воспитатель: Познакомитесь, дорогие гости с моими ребятами, ребята подготовительной группы много знают и умеют. Мы любим вместе познавать мир и открывать всё новое. Мои ребята большие затейники, а сегодня я приготовила для вас сюрприз. Сегодня ребята я предлагаю вам совершить путешествие во времени, посетить Арзамасскую ярмарку прошлого, настоящего и будущего. Раз, два, три, повернись и на ярмарке прошлого очутись.
Ярмарка, ярмарка,
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая.
Глянешь налево —
Лавки с товаром.
Глянешь направо —
Веселье даром.
Ты на ярмарке не зевай,
на вопросы отвечай,
Рублик получишь
что-нибудь да купишь.
Подходи, налетай
Кошелёчки разбирай
Денежки копи и подарочек купи
Воспитатель: В старину в воскресные дни в городе проводили ярмарки. Из разных городов съезжались крестьяне, купцы со своими товарами, приходил народ посмотреть и что-нибудь купить. Тут же устраивались представления, игры, потехи, ребята катались на каруселях; играла музыка, было слышно песни, крики зазывал, споры торгующихся. На одной из таких ярмарок мы сейчас с вами и оказались.
Эй, честные господа, вы пожалуйте сюда,
А у нас ли тары бары всяки разные товары.
Уж в Арзамасе так идет, что талантливый народ
сам себе и швец, и жнец, и на ложечках игрец.
Подходят к столам, на которых разложены предметы, некоторые в мешках.
Интересно, а вы знаете, какие товары можно было встретить на Арзамасской ярмарке?
Ответы детей (за ответ — денежка)
Воспитатель: Интересно, что же сегодня нам предлагают купить? А на нашей ярмарке и купец есть. Сейчас мы всё у него и узнаем. Давайте с ним поздороваемся.
Появляется игрушка – коммуникатор «Купец»
Купец:
Я купец — Арзамасский молодец
Вот, что вам хочу сказать
У меня для вас игра
Может нет, а может да
Подскажите мне ответ
Может — да, а может — нет.
Игра «Да-нетка» (ТРИЗ). Отгадываем предмет лук.
(Раздача денежек)
Купец: А вы знаете, чем Арзамасский лук славился?
Ответы детей.
Купец: Как товар похвалишь,
Так его и продашь!
Торг не велик,
А молчать не велит
Игра «Чудесный мешочек»
Отгадываем предмет – войлочная рукавица. (Раздача денежек)
Купец: Ребята, из чего сделана эта рукавица? А что такое войлок? Почему на Арзамасской ярмарке предмет из войлока?
Воспитатель: А сейчас мы используем предметы из войлока?
Ответы детей.
Купец: Чтобы такой товар продать
Его мало показать, его надо отгадать
Загадка о гусе.
По лужку вразвалку бродит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Ответы детей.
Купец: А вы знаете, чем отличалась порода Арзамасских гусей от других пород?
(Разбираем объект — Арзамасский гусь. Раздача денежек)
Купец: Делу время — потехе час,
Товар купил — пускайся в пляс.
Воспитатель: А мы с вами знаем хороводную песню «Арзамасский гусь», давайте поиграем? (считалкой выбирают гуся)
Песня «Арзамасский гусь»
На Арзамасских-то лугах
Гусей так много просто, ах!
Гуси гордо здесь гуляют
И по Тёше проплывают,
Травку свежую клюют
И водичку рядом пьют.
За гусями здесь уход
Гусь спокойно здесь живёт.
По очереди произносят и проводят самомассаж:
-Арзамасский гусь жирненький.
-С шейкой толстенькой.
-Пером беленький.
-Бывал и серенький.
-Арзамасский гусь – красивый.
-Боевой, горделивый.
Арзамасский гусь поёт:
В Арзамасе я живу,
Гордо голову несу,
И гордится мной народ,
Слава обо мне идёт.
Воспитатель: Ай да наплясались мы на ярмарке, товар рассмотрели, гостей потешили. А теперь в путь. До свидания, купец-молодец, спасибо за интересный рассказ.
Раз, два, три, повернись в современном Арзамасе очутись. Ребята, а сегодня Арзамас можно назвать торговым городом? Почему?
Ответы детей. Раздача денежек.
Воспитатель: Ваши родители работают на предприятиях нашего города и производят разную продукцию, нужную людям. Как вы думаете, что можно увидеть и приобрести сегодня на ярмарке Арзамаса?
А я хочу вам подробнее рассказать о продукции ведущих, градообразующих предприятий нашего города.
Презентация (Заводы: Коммаш, АПЗ, ТЕМП-Авиа, Арзамасская войлочная фабрика.)
А мама Димы Анакина работает ведущим специалистом на заводе с мировым именем Арзамасский Машиностроительный завод. И Дима хочет поделиться с вами, что он узнал от мамы об этом современном предприятии и его продукции.
Рассказ Димы
Ребята, а вы знаете, как можно приобрести продукцию этих заводов?
Презентация «Современные формы торговли»
Да, изменилась ярмарка. Суть та — же – показать товар лицом да продать, а формы разные — современные. На каждом предприятии существует служба маркетинга, где менеджеры как старинные купцы расхваливают свой товар, рекламируют его, представляют товар на ярмарках-выставках в других городах. В интернете размещают информацию о продукции предприятия, с фотографиями, с описаниями, с ценой, да с условиями доставки. Да при заводах магазины специализированные. А хорошо ли вы запомнили, что выпускают предприятия города? Сейчас проверим.
Подвижная игра «Заводы и их продукция».
(Дети с логотипом завода и картинками с его продукцией хаотично под музыку двигаются по залу. При остановке музыки находят с логотип и встают в ряды. Воспитатель оценивает правильность выполнения).
Воспитатель: Мы с вами долго гуляли по ярмарке и, наверное, немного устали. Давайте отдохнём, присядем на коврик, кому — как удобно, закроем глазки и помечтаем о том, как изменится наш город в будущем, какие товары, как и где можно будет приобрести?
Звучит спокойная музыка.
А то, что вы представили, сможете изобразить, с помощью различного материала, в своих творческих работах. Кто-то захочет нарисовать ярмарку будущего, кто-то сконструировать современный ярморочный комплекс, кто-то придумает новую востребованную продукцию Арзамасских заводов, а кто-то нарисует продавца будущего. Объединитесь в группы, договоритесь, что будете изображать и приступайте к делу. А после выполнения, расскажете о том, что вы хотели изобразить.
Самопрезентация детских работ (один из группы рассказывает, о том, что они задумали и воплотили. Раздача денежек.)
Хорошо мы потрудились
Потому что не ленились.
Денежки в руках хрустят
И потратиться хотят.
Воспитатель предлагает ассортимент сувениров с символикой Арзамаса.
Давай, покупай,
Выбирай, да забирай!
Покупай, не скупись
На сувениры разорись!
Мы по ярмарке гуляли,
Все товары разобрали.
Наша нижегородская земля славится народными умельцами и своими промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной – Арзамасским краем. Мы сегодня побывали с вами на настоящей ярмарке и узнали много нового. Что вам понравилось в нашем путешествии?
Ответы детей.
Воспитатель: Солнце закатилось.
Ярмарка закрылась.
Пришла пора прощаться,
С вами расставаться! До новых встреч!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28»
Составила и провела:
Воспитатель
первой квалификационной категории
Козлова Ирина Константиновна
г. Арзамас 2014 г.
Литература:
- Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Программа. От рождения до школы. – М.: Мозаика — Синтез, 2012;
- ФГОС ДО;
- ООП МБДОУ «Д/с №28»;
- «Мой городок провинциальный» Сборник стихов — ЦРБ им. А. М. Горького Арзамас, 2007; 5.Кирсанов С.Г., Константинова В.Н., Рыбаков Н.И. Герб Арзамаса — Арзамас, 1995;
- Гордеевцев И.А. Золотой фонд Арзамасского района — Н. Новгород: Штрих-Н, 2007;
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры Программа развития личностной культуры дошкольников 1997;
- Костина Э.П., Кочнева Н.Н., Каримова Л.Г., Семикова Л.А. Мой родной дом Программа (для детей 4-7 лет). — Н. Новгород, 2000;
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику. — Н. Новгород, 2000.
|