Старшая группа Образовательная область: «Познание»
Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Социализация»
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование;
- Компьютерная презентация;
- Образцы природного материала (хвоя, шишки, семена);
- лупы на каждого ребенка; музыкальное сопровождение (муз. Д.Мигдаль «Елочке не холодно зимой» в исп. В. Скрипкиной), д/и «Собери картинку».
Скачать презентацию
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Ель», «Лось»; Г. Скребицкий «Мать и кормилица», «Клест»; В. Солоухин «Иглопад», «Еловый лес»; Д.Зуев «Глухарь»
- Наблюдение за елью на участке, экскурсия по экологической тропе в ельник.
- Обогащение и активизация словаря:
Хвоя, хвоинки, хвойное, воск, ельник, кора, ароматные, семена, клест, глухарь.
Задачи:
- Систематизировать и уточнить представления детей о хвойном дереве «ель»; закреплять знания детей о взаимосвязях в природе.
- Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность;
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям, желание беречь и охранять природу.
Ход.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в гости, и не просто в гости, а в гости к дереву. А к какому дереву мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Зимой и летом зелена,
В лесу живет она,
А на ней иголки,
И коротки и колки?»
Дети: — Ель!
Воспитатель: Да, ребята, это ель! Скажите, а где мы можем увидеть это дерево?
Дети: — Ель растет в парках!
- Ель растет возле дома!
- Ель растет возле детского сада!
- Ель растет в лесу!
Воспитатель: А как называется лес, в котором растут только ели?
Дети: — Этот лес называется ельник.
Воспитатель: — Ребята, давайте оденемся потеплее, и отправимся в гости к ели.
(Дети имитируют движения — надевают шапку, обувают валенки, надевают куртки, завязывают шарф. Под звуки скрипящего под ногами снега, идут «по сугробам» в лес.)
Воспитатель: — Ребята, в ельнике даже в солнечный день темно, ветки ели густые и плотные, зимой покрыты снегом, а еще в ельнике теплее, чем в другом лесу. Мохнатые еловые лапы — ветви не пропускают ветер.
Воспитатель обращает внимание детей на изображение ели (воспроизведено на мультимедийном оборудовании).
- А вот и наша красавица- ель! Присаживайтесь, и будем знакомиться с елью поближе.
Обратите внимание на крону дерева. Какой она формы? (Треугольной). А как растут ветви у ели? Почему они направлены вниз?
Воспитатель обращает внимание детей на красоту ели в зимнем уборе.
Воспитатель: — Давайте сравним дерево ель с человеком.
- У человека — туловище, а у ели что вместо туловища?
Дети: — У ели есть ствол.
Воспитатель: — У человека руки, а у ели что вместо рук?
Дети: — У ели есть ветки.
Воспитатель: — У человека есть ноги, а у ели?
Дети: — У ели есть корни.
Воспитатель: — Как вы думаете, зачем дереву корни?
Дети: — Корни нужны для того, чтобы получать питание из почвы; чтобы удерживать дерево.
Воспитатель: — У человека тело покрыто кожей. А у дерева ветки и ствол чем покрыты?
Дети: — Ветки и ствол покрыты корой.
Воспитатель: — Как вы думаете, для чего нужна кора?
Дети: — Кора защищает дерево.
Воспитатель: — Вот как много общего у дерева и человека. Человек рождается, растёт, взрослеет, и дерево тоже рождается, растёт и взрослеет. Человек и дерево относятся к объектам живой природы.
- Ель растет очень медленно. Чтобы ель выросла на высоту 2 метра, нужно 20 лет. А живёт ель более 300 лет. Ребята, вы знаете, что во многих странах существует традиция наряжать под Новый год ель. Как вы думаете, могут ли люди сами ходить в лес и рубить ели? (Воспитатель обращает внимание детей, что ель нужно приобретать на елочном базаре, где продают ели, специально выращенные к празднику в питомнике)
- Ребята, а чем ель отличается от берёзы, клёна, рябины?
Дети: — У ели нет листьев.
Воспитатель: — А что вместо листьев у ели?
Дети: — Ветки ели покрыты иголками.
Воспитатель: — А как называются эти иголки?
Дети: — Хвоя!
Воспитатель: — Ель какое дерево – лиственное или хвойное?
Дети: — Хвойное дерево.
Воспитатель: — Ребята, давайте пройдём в нашу зимнюю лабораторию.
- Чем занимаются в лаборатории?
Дети: — Проводят опыты, исследования, эксперименты.
Воспитатель приглашает детей в «зимнюю лабораторию».
Воспитатель: — Давайте рассмотрим хвоинки. Какие они?
Дети: — Короткие, твёрдые, зелёные, колючие, ароматные (воспитатель предлагает потрогать, понюхать).
Воспитатель: — Ребята, я хочу вам рассказать, почему хвоинки всегда зелёные. Хвоинки живут на ветке 5-7 лет, потом опадают. А всегда зеленые хвоинки и так долго живут на ветке потому, что покрыты специальным веществом – воском.
Находиться возле ели, гулять в ельнике полезно для здоровья.
- А сейчас мы немного отдохнём, и погреемся под весёлую музыку.
Физкультминутка «Елочке не холодно зимой».
Давайте вернемся в нашу лабораторию.
- Ребята, а как вы думаете, как ель появляется?
Дети: — Ель вырастает из семян!
Воспитатель: — Возьмём лупу и рассмотрим семена ели.
- Из каких частей состоят семена?
Дети: — Семена состоят из семени и крылышка.
Воспитатель: — А как вы думаете, зачем семенам крылышко?
Дети: — Чтобы они могли летать!
Воспитатель: — С помощью крылышка они кружатся в воздухе. Ветер подхватывает семена и уносит далеко от материнского дерева, даже на такое расстояние, как от Малоярославца и до Обнинска. Происходит это в конце зимы, начале весны, когда пригревает весеннее солнышко.
Воспитатель: А где же прячутся семена?
Дети: — В шишках!
Воспитатель: — Рассмотрите шишку:
-Какой формы шишка?
-Какого цвета шишка?
- Какая она на ощупь?
-А сейчас в шишках есть семена?
Дети: — Нет, сейчас в шишках нет семян.
Воспитатель: — Какие условия необходимы для того, чтобы семена проросли и на свет появились ростки ели?
Дети: — Они должны попасть во влажную, плодородную почву.
Воспитатель: — Молодцы, хорошо потрудились. Мы провели исследования, а теперь мы вернемся к нашей ели.
(Дети идут под музыку обратно к ели).
Воспитатель: — Гуляя в лесу, я нашла вот такие шишки. Интересно, почему они так необычно выглядят?
Дети: Может быть, их кто-нибудь ел?
Воспитатель: — Эту шишку грызла белка, а эту разбивал клювом дятел. В холодное зимнее время ель готова накормить своими семенами многих птиц и зверей.
1. Слайд «белка»
Воспитатель: — Что делает белка?
Дети: — Ест семена, достает их из шишки.
2. Слайд «дятел»
Воспитатель: — А это что за птица? А как дятел достает из шишки семена?
Дети: — Достает семена своим длинным языком с крючком на конце.
3. Слайд «клест»
Воспитатель: — А эта птица вам знакома?
Дети: — Это клест.
Воспитатель: — Клест устраивает свое гнездо в теплом ельнике, птенцов выкармливает зимой семенами ели. Семена клест достает из шишек, отворачивая чешуйки своим клювом, как клещами.
4. Слайд «лось»
Воспитатель: Как называется этот зверь? Ребята, летом лось питается травами, листвой деревьев; а зимой – корой деревьев и хвоей ели.
5. Слайд «глухарь»
Воспитатель: Глухарь – величественная птица, настоящий лесной красавец. Это самая крупная птица наших лесов. Глухарь любит селиться в глухих местах в ельнике. В летнее время глухарь питается ягодами, семенами лесных трав, насекомыми. А зимой глухари кормятся хвоей.
Воспитатель: — А теперь предлагаю вам поиграть. Игра называется «Собери картинку». Нужно собрать из частей картинки, на которых изображены птицы и звери, которые питаются семенами и хвоей ели.
(Звучит музыка, дети собирают картинки с изображением белки, дятла, клеста, лося, глухаря)
Воспитатель: — А перед тем, как мы с вами вернемся в детский сад, я хочу у вас спросить:
- Ель- дерево лиственное или хвойное?
- Как долго живут хвоинки на ветке?
- Хвоинки опадают или нет?
- Чем покрыты хвоинки?
- Как появляется ель?
- Каким животным и птицам помогает ель?
- Как мы можем сберечь лес?
Молодцы, ребята. Мы возвращаемся в детский сад — будем пить горячий чай и вспоминать наше путешествие в зимний лес в гости к ели.
|