Авторы:
- Фролова Ольга Ильинична
- Пухова Анастасия Николаевна
Воспитатели ГБОУ СОШ №10 СПДС "Светлячок" г. Жигулевск
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников одна из основных задач современного образования в рамках ФГОС дошкольного образования. Мы с детьми, в нашем детском саду «Светлячок» города Жигулевска, проводим большую работу по опытно — экспериментальной деятельности, которая способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению. Расширяет представления детей об окружающем мире, развивает умственные способности, а также положительно влияет на социально — коммуникативное развитие.
Несмотря на то, что мы работаем с малышами, стараемся проводить с ними простые опыты. Хочется отметить, что детям очень нравится экспериментировать, для них опыты — это чудеса. Завороженными глазами ребятки наблюдают за изменениями предметов, материалов, состояний воды. Чтобы заинтересовать в желании и стремлении детей к проведению опытов, мы оформили в группе уголок экспериментирования, где ребята свободно играют с песком с водой, проводят свои маленькие, но важные для них опыты.
НОД «Веселая капелька» с детьми второй младшей группы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность, формировать представления детей о свойствах воды с помощью практических действии.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, превращается в лед, лед не тонет. ( «Познавательное развитие»)
- Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни. ( «Познавательное развитие»)
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. ( «Познавательное развитие»)
- Закрепить свойства воды с помощью карточек – символов. ( «Познавательное развитие»)
- Развивать у детей умение рассуждать, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, сравнивать, делать выводы. ( «Речевое развитие»)
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия ( «Речевое развитие»)
- Закрепить умение правильно держать кисточку, наносить воду на контур изображения, выбирать рисунок по своему выбору. (Художественно-эстетическое развитие»)
- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе. ( «Социально-коммуникативное развитие»)
Материалы: видиопрезентация, игрушка-Капелька, фартуки с нарукавниками, 2 стакана (вода, молоко), палочки, стаканы с водой и соком (по кол-ву детей), льдинки, кораблики изо льда, бутылочки с водой с краской в колпачке, водные картинки — раскраски для раскрашивания водой, кисточки, баночки с водой, клеенки.
Ход образовательной деятельности
1 Организационный момент:
«Милый друг»
Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о воде.
Раздается сигнал.
Воспитатель: Ребята кто- то хочет с нами поговорить по интернету. (включается презентация с капелькой, которая предлагает свою помощь)
Воспитатель: Капелька мы будем очень рады и с твоей помощью мы узнаем много интересного о воде. (появляется капелька)
Воспитатель: А как вы думаете, где живет вода? (в тучке, в кране, в речке, море и т.д.) А для чего она нужна? (пить, купаться, стирать и т.д) (слайды)
А вы умеете стирать? Покажите, как вы помогаете маме.
Пальчиковая гимнастика «Стирка»
Будем маме помогать изображаем стирку,
Будем мы белье стирать трем кулачками друг о друга
Мылом мылю я носки водим правым кулачком по ладошке
Быстро трутся кулачки трем кулачками друг о друга
Сполосну носочки ловко движения опущенными кистями вправо, влево
И повешу на веревку. руки вверх, кисти согнуть,
выпрямить, руки опустить
Воспитатель: Какие молодцы, настоящие помощники для мамы. А теперь капелька предлагает вам подойти к столу.
2. Основная часть
Опыт №1.
Воспитатель: Посмотрите, у меня два стакана, в одном из них молоко, а в другом вода, в каждый из них я положила ложку. В каком стакане мы видим ложку?
Ответы детей: В стакане с водой.
Воспитатель: А почему? Ответы детей: Потому, что вода прозрачная.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы видим ложку потому, что вода прозрачная, и не имеет цвета. Давайте проверим, есть ли палочка в стакане с молоком?
(На доску прикрепляется картинка — символ).
Опыт №2.
Воспитатель: А теперь я предлагаю узнать, имеет ли вода запах. Возьмите стакан с водой и поднесите к носу. Что вы чувствуете? Ответы детей: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: А сейчас узнаем, пахнет ли сок? Возьмите стакан с соком и поднесите к носу. Что вы почувствовали? Ответы детей: Пахнет ароматным запахом.
Воспитатель: Я предлагаю попробовать сок, и определите его вкус.
Ответы детей: Сок сладкий, приятный, вкусный!
Воспитатель: Правильно, а теперь попробуем воду. Что вы можете сказать? Ответы детей: Вода не имеет вкуса и запаха.
Воспитатель: Мы с вами определили, вода не имеет запаха, а сок имеет приятный запах, сок сладкий, а вода не имеет вкуса. (дети прикрепляют на доску картинку — символ)
Воспитатель: Капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем.
Физминутка «Веселые капельки» (видео)
Опыт №3.
Воспитатель: Вода ещё умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь. Капелька для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите! (Показывает льдинки на тарелочке). Почему мы их называем волшебными? Примерные ответы детей.
Воспитатель: Потому, что когда мы возьмём их в руку, они начнут таять и превратятся в воду. Давайте попробуем.
Дети проводят опыт, берут льдинки в руки (льдинки в руках тают).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если лед положить в воду он утонет? Примерные ответы детей.
Воспитатель: Я вам предлагаю запустить кораблики и узнать. Ответы детей.
Воспитатель: Правильно лед не тонет, потому что он легче воды. (Прикрепляется на доску картинку — символ)
Опыт №4
Воспитатель: Вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как? Тогда я сейчас превращу вас в фокусников! Раз, два, три — ребята покружились и в фокусников превратились.
Капелька приготовила волшебные бутылочки, и если сказать волшебные слова, вода в бутылочках окрасится.
Воспитатель: Повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Друг ты мой студёный.
Стань вода-водица,
Не бесцветной, а разноцветной!
Воспитатель: потрясите теперь свои бутылочки. Что мы видим? Ответы детей: Вода окрасилась.
Воспитатель: В какой цвет она окрасилась?
Ответы детей: Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый).
Воспитатель: Правильно. Вода может окрашиваться в разные цвета. А теперь фокусники наши покружились и в ребят превратились. (ребенок прикрепляет картинку-символ на доску)
Воспитатель: Капелька пришла к вам с сюрпризом, и принесла с собой волшебные картинки. При помощи кисточки и воды наши картинки станут разноцветными!
Присаживайтесь за столы и берите в руки кисточки.
Дети проводят сырой кистью по картинке — раскраске, видят в конце цветные изображения.
Воспитатель: Что у вас получилось?
Примерные ответы детей.
3. Заключительная часть:
Дети подходят к доске.
Воспитатель: Ребята, что вы узнали о воде сегодня интересного?
Ответы детей с помощью символов: вода не имеет цвета, запаха и вкуса; может превращаться в лёд, лед не тонет, вода может окрашиваться в разные цвета.
Воспитатель: Да ребята, вода имеет волшебные свойства, без воды не может существовать на земле человек, животные, насекомые, птицы, растения. Вода — это источник жизни на земле, её ничем нельзя заменить. Поэтому очень важно беречь воду: закрывать кран, когда помыли руки, не засорять водоёмы.
А теперь, Капельке пора прощаться. До свидания ребята!
(капелька появляется на экране телевизора и прощается с детьми)
Список использованной литературы:
- Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников/ Н. Е. Веракса, О. Г. Галимов. Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва, 2012.
- Ткаченко Татьяна. С пальчиками играем, речь развиваем. Издательский дом «ЛИТУР», 2016.
|