|
II. Работа со снами
Иллюстрация к работе со снами: монастырь
В качестве примера поиска ассоциациймы приведем нижеследующий сон и несколько подлинных ассоциаций, которыесновидящая отметила в своей записной книжке во время работы над ним. Ввидутого, что мы ограничены во времени и объеме данной книги, я поясню тольконесколько образов из ее сна в связи с вызванными ими ассоциациями. Женщина, которой приснился этотсон, происходит из итальянской католической семьи. Достигнув зрелого возраста,она взбунтовалась против национальных традиций и религии своего детства. Онаувлеклась философией и практикой дзэн-буддизма. Этот сон стал сигналом квозвращению к ее религиозным и национальным корням, но уже с позиций взрослогочеловека. Он доказал ей, что она может соединить внутри себя Восток и Запад,что вполне соответствовало ее характеру. Сон. Я нахожусь в монастыре, впристроенной к часовне комнате или келье. От людей и от зала часовни меняотделяет железная решетка. Начинается месса. В моей келье, кроме меня, никогонет. Я сижу со скрещенными ногами, как сидят дзэн-буддисты, но в руках я держучетки. Я слышу бормотание людей за решеткой. Их голоса полны покоя. Я закрываюглаза и тоже получаю причастие, хотя в физическом смысле никто и ничто непроникает в мою келью. Месса заканчивается. Я догадываюсь, что за стеной моейкельи расцветают цветы. Я чувствую полный покой. Фаза первая: мои ассоциации.Монастырь. Религиозная жизнь: официальнаярелигиозная жизнь; люди, жившие со мной по соседству; религия моего детства;созерцание; жертвоприношение; средневековые монастыри в Италии и Испании;отделенность от мира; дзен-монастырь, в который я чуть было не ушла. Комната/келья. Вместилище; матка; клетка -основной компонент живых форм; защита; отчужденность от коллектива;индивидуация; тропа, по которой каждый должен пройти в одиночку, не рассчитываяна помощь коллектива. Месса. Коллективная форма религиознойжизни; групповое обращение к Богу при посредничестве священника; формарелигиозной жизни моего конкретного коллектива; форма, которую мне нужноиндивидуализировать. Первый шаг уже сделан - я могу участвовать в религиознойжизни, но при этом не отождествлять себя с коллективной внешней формойвнутренней жизни. Причастие. Тайная Вечеря, жертвоприношениеХриста, священный символ, пение во время причастия, которое я всегданенавидела; обморок во время трехчасового поста; мистическое единение; статьчастью чего-то целого; транссубстанциация=трансформация; превращение в нефизическуюформу=ощущение, испытанное на внутреннем плане, личное, а не коллективное. Дзэн. Упражнения по достижениюполной неподвижности; ощущение духовного родства, которое я испытала в первыйже день занятий; учение без догм; предпочтение опыта доктрине;противоположность тому, чему меня учили в детстве; ощущение грусти, посетившееменя тогда, когда я поняла, что не могу "быть членом" и дзэнского коллективатоже: дзэнский монастырь, которому я должна была сказать "нет". Решетка. Отделенность; частичнаяотделенность; взаимодействие с коллективным миром, но взаимодействие это -дифференцированное; отдельная личность; отдельное сознание. На этом примере вы можетеувидеть, какое богатство материала мы непроизвольно черпаем избессознательного, когда по-настоящему сосредоточимся на образе из сна и отыщемвсе возможные связанные с ним ассоциации. У нас в руках огромное количествоматериала, несмотря на то, что мы поработали всего только с несколькимиобразами. Если вы внимательно следили заассоциациями этой женщины, то вы уже могли заметить основные связи междуобразами и различными ассоциациями, которые все вместе образуют единую картину.Вы увидите, как эти ассоциации, в конце концов, приведут к толкованию этойкартины. Этот сон сообщил"сновидящей" о ее праве быть индивидуальностью и необходимостизащищать это право. Сон подчеркнул, что религия имеет в ее жизни большоезначение; она должна приобщаться к религиозным тайнам, но при этом не должнаотождествлять себя с какой-то конкретной, внешней, коллективной версиейрелигии. Во сне она принимала участие в религиозном обряде, но была отделена отдругих людей и их коллективной версии религиозного ощущения. Она поступала такне потому, что была снобом, а потому, что по-другому поступать она просто немогла. Тот факт, что она получилапричастие без всякого физического контакта, был очень существенным дляпонимания ее сна. Она испытала непосредственный контакт с Богом, трансформацию,но испытала она его внутри себя и по-своему, не отождествляя его сколлективной, цивилизованной версией этого ощущения. В ходе поиска ассоциацийона вспомнила, что подумывала об уходе в буддистский монастырь, чтобы получитьвозможность стать членом коллектива и следовать по определенному коллективомпути. Но она не смогла себя заставить это сделать точно так же, как она несмогла бы это сделать в случае с католическим монастырем. Сон сообщил ей хорошую новость,что она может вернуться к своему католическому и христианскому наследию, но приэтом по-новому осмыслить его и понять саму суть цивилизованных и коллективныхформ. Она может жить в коллективе и при этом не раствориться в нем. Она можетпринимать участие в чем угодно, но при этом идти своим собственным неповторимымпутем. В цветах, которые в конце мессырасцвели под стеной ее кельи, она узнала символ новой жизни и нового сознания,которые стали результатом произошедшего во сне синтеза религии ее детства идуховных ощущений ее зрелости. Если выражаться более точно, то цветы являютсясимволом самого синтеза. Подобный символ указывает на тот архетип, то"я", которое поднимается над противоположностями и обнажает ихреально существующее единство. Цветы являются символом не толькоженского начала, но и объединенного "я": в христианстве розасимволизирует Христа; в восточных религиях лотос с тысячью лепестковсимволизирует Единого. Сновидящая, путем которой является спокойствие,заставила цветок "я" расцвести в своей жизни. Она отыскала универсальноезерно духа, которое является центром как христианства, так и дзэн-буддизма, ипри этом стоит выше обеих этих религий и не отождествляется с внешней формой ниодной из них. После того, как женщина увиделаэтот сон, в ее жизни произошли определенные знаменательные события. Когда мыдойдем до четвертой фазы работы со снами, которая заключается в отправленииритуала, направленного на выражение смысла сновидения, мы еще вернемся ко сну"Монастырь". Выполненный "сновидящей" сна ритуал ипоследовавшие за этим события очень поучительны. Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|