|
7. Колдунья-тюремщица
Эту часть сказки можно рассматривать с точки зрения переживаний, типичных для супружеских отношений. Женщина часто ощущает себя несчастной из-за эмоциональной слепоты своего мужа и хочет, чтобы он это осознал. Но, как правило, мужчина может исцелиться, только вступив в контакт со своей Тенью и осознав ее. В конечном счете, человек не способен помочь другим, пока он не поможет себе.
Если рассматривать образ Рапунцель в менее персонифицированном смысле, она предстанет как обобщенное воплощение объединяющего, исцеляющего начала, просветляющего изолированную психику. Чтобы психика смогла "видеть", ей требуется любовь. Поэтому в образе девушки воплощается эрос, который вместе с логосом стремится обрести целостность.
И, наконец, вернемся к связи между Рапунцель и растениями. Растение — один из самых известных и точных символов целостности. Оно растет вверх, по направлению к свету, но вместе с тем сохраняет постоянную связь с землей, которая находится внизу. Таким образом, оно символизирует связь между телом и духом.
Самая примечательная часть растения рапунцель — его корни. С точки зрения психологии, речь идет о связи не только с телом, но и с бессознательным, с глубинными уровнями нашего бытия. Благодаря необходимости укореняться растение является наименее свободной из всех известных нам форм жизни. Своими корнями оно связано с определенным местом на земле; оттуда оно получает энергию и потенциал для своего роста. Поэтому, как и любовь, оно воплощает не принцип свободы, а принцип связи.
Впервые внешняя свобода потребовалась Рапунцель для того, чтобы ощутить и осознать свою внутреннюю природу. Именно поэтому ей следовало вырваться из башни, ставшей для нее тюрьмой. Ей нужно было преодолеть некоторые мешавшие ей барьеры; нужно было не убегать от себя, а стать самой собой. Человек может стать самим собой, если он будет связан с бессознательным так, как растение связано с землей. Связь с бессознательным может включать ограничение свободы, но только в той мере, которая удовлетворяет бессознательное, а не Эго, которое должно ему подчиниться.
Время, которое Рапунцель должна была провести в пустыне, следует считать переходным периодом, в течение которого она ощутила свою темную сторону. Женщину, которой пришлось осознать теневую часть личности и честно ее выстрадать, больше нельзя назвать односторонней личностью. Высокое и низкое больше не существуют для нее по отдельности, а становятся единым целым, как в символе растения. В новом состоянии Рапунцель может исцелить слепого принца, так как исцеление означает достижение целостности.
В этой сказке архетип матери, с одной стороны, символизирует страшная колдунья, а с другой — образ растения рапунцель, символ укорененной феминности: близкой к почве, к телу и к материи в целом.
У человека всегда есть проблема, как получить какую-то ценность и не оказаться во власти архетипа матери со всеми возможными негативными последствиями; если же он все-таки оказался в его власти, возникает проблема, как от этого избавиться. Несомненно, и сегодня есть немало людей, которые либо находятся в заточении "высоко над землей", либо, если пытаются освободиться, попадают в дебри материализма, либо, как слепой королевич, блуждают по дремучему лесу; иначе говоря, они полностью находятся во власти природы, т. е. бессознательного.
В наше время очень часто говорится о всепоглощающем влиянии логоса (образ слепого королевича) и о необходимости противоположного принципа — эроса. Анализируя сказку, нам удалось кое-что сказать по этому поводу. Прежде всего речь идет о следующем: пока эрос не осознает своей Тени, он тоже будет находиться в пустыне. Не следует забывать о том, что человек не может любить других, пока он не познает самого себя. Сентиментальность — это не любовь, это пренебрежение собственной Тенью. Только сознающий эрос может иметь исцеляющую силу.
«6. Огненная мать Вверх 8. Безразличная мать»
Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|