Лекция 4

Греко-арабская алхимия

     В прошлой лекции мы остановились на обсуждении версии о том, что в трактате Олимпиодора речь идет об Адаме, пребывавшем в раю. Фактически Олимпиодор подтверждает это, ссылаясь на тракта г Зосимы.

     Как известно, в «Психологии и алхимии» упоминается трактат Зосимы, в котором говорится о том, что Адам был сотворен в раю из четырех элементов и впоследствии, совершив грехопадение, оказался в грешном мире. Задача алхимии, по мнению Зосимы, состоит в том, чтобы вновь собрать частицы света Адама и вернуть его в рай. Олимпиодор, живший двести лет спустя, был знаком с трактатом Зосимы, поэтому можно предположить, что он также имел в виду возрождение и возвращение в небесную сферу падшего Адама, который в виде частицы света живет в каждом человеке. Таким образом, в тексте представлена идея о том, что в недрах материи в «раздробленном» виде (или в виде космической фигуры человека) существует Адам, первый человек, известный под различными именами, которого необходимо избавить от оков материи.

     Обратимся к той главе «Психологии и алхимии», в которой рассматривается падший Адам, падшая анима или же падший человек. Юнг, ссылаясь на различные тексты, показывается, каким образом отражается процесс проекции. Если вы помните, Юнг говорит о том, что миф об ангелах, об Адаме или космической аниме в оковах материи в результате грехопадения изображает момент проекции анимы на материю. Это означает, что на сознательном, уровне поиск символа Самости осуществляется в сфере материи, Это утверждение справедливо и для вышеупомянутого текста, в котором говорится об обряде похорон Озириса и похоронных обрядах египтян. Поиск бессмертия — это фактически поиск сущности человека, которая неподвластна смерти, той важнейшей части человеческого существа, которую можно сохранить. Таким образом, можно сказать, что стремление к бессмертию, поиск вечного в человеке. лежит в основе алхимии. Можно утверждать, что влечение и интерес к феномену материи не является прерогативой современной науки, подлинное эмоциональное желание найти бессмертную сущность человека всегда стимулировали стремление постигнуть тайну материи.

     Это стремление существовало практически до XVII века со всеми позднейшими теориями эликсира жизни, фармакона (греч. pharmakon) жизни и т.д. Говоря языком современной психологии,; нечто бессмертное, способное пережить смерть, можно определить как один из аспектов Самости, как стремление обрести свою вечную сущность. В трактате Олимпиодор говорит о золоте, которое добывают муравьи из земли эфиопской. В основе этого фрагмента лежит) миф об аримаспах (По преданию, один из сказочных народов древней; Индии, у которых есть муравьи, добывающие золото.— Прим. ред.]" Индии, которая наряду с Эфиопией пользовалась в то время репутацией чудесной страны. В древнегреческих произведениях об Александре Македонском приводится множество его поддельных писем," в которых он рассказывает своей матери Олимпии об Индии, сообщая, например, что брамины, самые мудрые и набожные люди на земле, ходят обнаженными. В древнегреческих географических произведениях неизменно повторялось, что черные жители Эфиопии были самыми набожными и добродетельными людьми в мире. Отметим также, что в процессе своего интеллектуального развития греки, утратили то непосредственное первобытное религиозное отношение к миру, которое, насколько нам известно, было общим достояние»! всех первобытных цивилизаций.

     Изучение первобытных цивилизаций показывает, что религиозное отношение людей к жизни очевидно. Религия была неотделима от повседневной жизни и составляла основу всех поступков и представлений человека. Первобытный человек был, естественно, религиозен, его натура и деятельность были пронизаны религией. Путь развития греческой цивилизации из первобытного состояния пролегав через философию досократиков, софистов и всевозможные достижения греческой философии. Высокообразованный класс людей Греции, отказавшись от первобытной религиозной доктрины, проецировал ее на индусов и эфиопов, а впоследствии на египтян. Поэтому в трактате говорится, что тайну алхимии следует искать у таких народов. Возвращение к первобытному — необходимое условие познания Самости, которое достигается не средствами сознания, а путей возвращения к первобытной психологии.

     В трактате говорится: «Соедините его (золото) с супругой испарений и ждите, когда появится божественная влага, горьковатая на вкус Здесь представлена основная идея конъюнкции: золото, мужская субстанция, соединяется с женской субстанцией, так называемой супругой испарений, или паром.

     Вопрос: Взаимосвязано ли первобытное религиозное отношение с мистическим соучастием?

     Доктор фон Франц: Да, последнее обладает всеми признаками первобытной религии. Мистическое соучастие включает в себя исследование синхронистических событий и предзнаменований, ритуалов на основе изучения внутренних и внешних симптомов, знаков, а также постоянное наблюдение и пристальное отношение к неизвестным факторам.

     Согласно этому, религия предполагает, что наши поступки определяются не только логическим мышлением, но и постоянным внимательным отношением к неизвестным факторам, обеспечивающим соучастие в том или ином событии. Например, если мне предложат выпить чашечку кофе после лекции, и я подумаю только о том, располагаю ли я достаточным для этого временем,— то перед нами пример логического рассуждения, вполне оправданного в данной ситуации. Но если я религиозная личность, то я постараюсь почувствовать, правильным ли будет принять это приглашение, и если у меня инстинктивно возникнет предубеждение или в этот момент с шумом захлопнется окно, или я споткнусь, тогда, возможно, я не приму его.

     Над этим можно смеяться как над предрассудком. Безусловно, подобное отношение ничем не отличается от иррационального предрассудка, но оно не механистично, подобно представлению о том, что необходимо повернуть обратно, если дорогу перебежала черная кошка. Напротив, такое отношение предполагает, что вы должны постоянно сосредоточиваться и стремиться получить какое-либо указание от Самости. В китайской философии это соответствует сосредоточению на дао, т. е. на правильном поступке в данный момент. Разумеется, существуют доводы и контрдоводы личного характера, но религиозный образ жизни предполагает, что мы должны постоянно обращать внимание на неизвестные факторы, определяющие нашу жизнь. При отсутствии контрдоводов я могу принять приглашение на чашечку кофе, поскольку я располагаю свободным временем или просто люблю кофе. Предупреждающий сигнал звучит не всегда, но если он прозвучит и мы не обратим на него внимания, значит с нами что-то не в порядке. Первобытное религиозное отношение предполагает неослабевающее внимание к подобным силам.

     Когда доктор Юнг находился в Африке, его проводником в сафари был мусульманин, возможно, шиитского толка. Каждое утро во время завтрака все чернокожие носильщики обсуждали свои сновидения после чего их руководитель отправлялся к доктору Юнгу и сообщал продолжат они путь в тот день или нет. Доктор Юнг обнаружил, что в том случае, если их сновидения в общем были неблагоприятны, они не продолжали свой путь и оставались еще на один день на стоянке.. Доктор Юнг признавал правомерными такие решения и даже принимал участие в обсуждении сновидений. Носильщики с удивлением обнаружили, что он разбирался в сновидениях, проявлял к ним интерес и мог истолковывать их лучше самих носильщиков. Им понравилось, что он способен наблюдать за происходящим. Несколько недель спустя в тех же местах оказался англичанин, который поступил так, как поступает большинство белых людей. Он обвинил носильщиков в лености и, применив силу, потребовал, чтобы его доставили к месту назначения в течение пяти дней. В результате он был убит.

     Этот случай служит примером внимательного отношения к иррациональному аспекту явлений. Аборигены поступали таким образом потому, что в тот день, по их предположениям, могла разразиться буря или в пути на них могли напасть носороги. В природе мы постоянно сталкиваемся с подобными ситуациями, и наше бессознательное, действительно, чутко реагирует на них. Чтобы выжить в условиях дикой природы, необходимо постоянно обращать внимание на данные факторы, подобно животным, которые всегда воспринимают предупреждающие сигналы об опасностях, например, о приближении землетрясения на инстинктивном уровне. Обращая внимание на эти сигналы, мы сможем глубже понять, почему аборигены столь пристально относятся к своим сновидениям.

     Примером такого явления может служить случай, произошедший в моем загородном доме. В тот день со стороны озера надвигалась гроза. Естественно, я не знала, что она разразится. Неожиданно моя собака вбежала в дом прижав уши, поднялась на верхний этаж и спрятала голову в моей постели. Я побежала за ней, чтобы выяснить, почему она ведет себя таким образом, и в этот момент началась гроза. Животные способны воспринимать подобные предупреждения с помощью телепатии.

     Но ведь телепатия означает лишь осознание грядущего события. Телепатия -- это лишь слово, которое ничего не объясняет. Мы знаем только одно: сфера бессознательной, инстинктивной деятельности высших животных, в том числе и человека, содержит в себе сверхъестественное или, лучше сказать, сверхрациональное знание явлений, которые нам не доступны на рациональном уровне. Поэтому чрезвычайно важно и целесообразно обращать внимание на такие импульсы, которые не только помогают человеку выжить, но также способствуют его деятельности, направленной на развитие личности и обретение психологического благополучия. Такие проявления бессознательного мы называем оберегающими и исцеляющими.

Просмотров: 2579
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Адольф Гуггенбюль-Крейг "Василиск, или раскрепощенная сексуальность" (глава из книги "Благо Сатаны")
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь