|
Что такое «нет» и как потом жить с отказом.Автор статьи: Шелудяков Сергей
Например, дочь не хочет слушать маму. Отказывается с ней говорить. Уходит в другую комнату. Нехорошо. Неуважение к взрослому, старшему, матери. Мама обижается. В итоге не спят обе. К этому привело «нет»? Нет. Мама — пожилая женщина, отчитывает в нелицеприятных выражениях дочь по поводу того, как ей воспитывать своего ребенка. Вообще-то тема очень деликатна и подходить к ней надо крайне осторожно. Извиниться сто раз, спросить: интересно ли мнение по поводу воспитания и только после этого высказывать свои мысли. Мама делает не так и это воспринимается как прямая жесткая агрессия и вторжение в личную жизнь взрослой женщины. Почему-то взрослая мама не хочет слушать свою дочь и что-то объяснять ей. Она хочет высказаться на интимную для любой женщины тему. В итоге получает «нет» и мы видим верхушку айсберга в виде «дочь отказала матери, проявила неуважение», чаще всего преподнесенное обиженным в подходящих красках. Второй случай. Он не имеет отношения к первой ситуации. Внук отказывается говорить с бабушкой. Бабушка воспринимает это так же как и в первом примере: неуважение и вообще — хамство. Ведь старших надо уважать, старший в 6 раз дольше жил. Эта статья не про истоки конфликтов и отказов. Не попытка в очередной раз рассказать о жертвах. Это — обращение к агрессорам.
«Нет» - это не оскорбление, а всего лишь «я не хочу», «меня не устраивает ситуация, или будущий результат, к которому она приведет», «я не могу этого сделать» (и причины, на самом деле, не важны). Человек просто не хочет делать. Кстати, объяснять причины он тоже не обязан. Они ничего не меняют. Но вы можете попробовать договориться. Выяснить: хочет ли человек идти на переговоры и озвучивать условия, давать объяснения своему поведению. Нет — значит нет. Максимум, что вы можете сделать, дабы не накалять ситуацию — подойти позже, или прояснить есть ли у него желание обсудить вопрос потом.
Можете использовать это как упражнение: сыграйте роль продавца, которому нужно продать товар. Вы предлагаете что-то свое, а клиент отказывает. Что нужно сделать, как себя вести, что сказать, чтоб он согласился на покупку? Вряд ли вы будете на повышенных тонах обвинять его и говорить о своих обидах и долгах перед вами? Самая главная мысль, как резюме: «нет» - это не оскорбление, или целенаправленная агрессия на вас, а «я не хочу». То есть «нет» никак не относится к вам, а говорит о состоянии и желаниях оппонента.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|