“Красавица и хищник» или сценарий жертвы

Сказки – это удивительный продукт человеческой психики. Сказки мифы и легенды существуют у всех народов. И это не случайно. Сказки носили и носят очень важную функцию. В них аккумулированы и зашифрованы знания, собранные тысячами лет. В те древние времена логика в жизни человека играла гораздо менее важную роль. Человек больше доверял своей интуиции, эмоциям, чувствам и поэтому имел доступ к своему бессознательному. Значительная часть собранных знаний, была сохранена в метафорах и символах. 

Сейчас мы больше внимания уделяем нашему сознанию, попытке рационально оценивать происходящие события. И поэтому теряем контакт с той информацией, которая приходит к нам из глубин бессознательного. 

Луиза Фон Франц писала «….не случайно сказки о герое-дурачке статистически чаще встречаются в «белом» обществе. Это происходит потому, что белые люди, обладая слишком развитым сознанием, потеряли былую гибкость и разучились принимать жизнь такой, как она есть».

А между тем, многие сказки, любимые нами в детстве, оказывают влияние на всю нашу жизнь, создав сценарий нашего поведения, через архетипы и архетипические сюжеты.

Так например, многие женщины проходят в своей жизни через сложные взаимоотношения с мужчинами в которых они оказываются в ситуации подавления, унижения, психологического и даже физического насилия. Именно благодаря таким отношениям женщины не раскрывают и не реализуют свой жизненный потенциал и часто принося себя в жертву, ради сохранения мнимого благополучия.

Этот классическое развитие событий зашифровано во многих сказках и носит название архетипа «Красавица и хищник». Да-да, именно, так. (Не путать с «Красавицей и чудовищем»- в этой сказке действует архетип «Спасительницы»). 

Наиболее известная сказка, описывающая это архетип – «Синяя борода».

Как вы помните в этой сказке богатый аристократ по прозвищу Синяя Борода сватается к одной из дочерей соседки, благородной дамы, предлагая матери самой решить, какую из дочерей выдать замуж. В страхе перед ним ни одна из девушек не решается выйти за него, подозревая в нем что-то страшное и порочное. Однако, завоевав сердце младшей дочери, господин играет с ней свадьбу, и она переезжает к нему в замок. 

Вскоре после свадьбы господин, собираясь уехать по делам, отдаёт жене ключи от всех комнат, в том числе от таинственной каморки внизу, под угрозой смерти запретив входить туда. В отсутствии супруга молодая жена не выдерживает, открывает дверь и обнаруживает там лужу крови и тела пропавших жён Синей Бороды. В ужасе она роняет ключ в лужу крови и, придя в себя, пытается оттереть кровь. Но поскольку этот ключ волшебный, у неё ничего не получается. 

Неожиданно Синяя Борода возвращается раньше времени и по волнению супруги догадывается, что она нарушила запрет. Увидев кровавое пятно на ключе, он выносит жене смертный приговор. Она просит у него семь минут, чтобы помолиться перед смертью, а сама посылает старшую сестру на башню следить, не приехали ли братья. У Синей Бороды кончается терпение, он хватает жену, но в этот момент приезжают её братья и убивают его. 

Основная сюжетная линия подобных сказок связана с тем, что героиня встречается с агрессором, манипулятором, который использует ее в своих целях. При этом, она не замечает этого, находясь во власти его очарования. Развитие событий подчиняется следующему сюжету:

· Знакомство героев. Она — неопытная девушка. Он — внешне привлекателен, но внутри опасен.

· Первые предупреждения. Окружающие, близкие люди предупреждают героиню, чтобы она держалась подальше от героя, или хотя бы была с ним осторожна. А порой и его поступки, начинают настораживать. Но она заинтригована его личностью, или находится под властью его чар 

· Он начинает проявлять свою власть над героиней. Он усыпляет её бдительность ласковыми речами и подарками. Она оправдывает его поступки (если они были явно неблаговидными), делает благодаря "розовым очкам" его образ более привлекательным для себя. Он делает всё возможное, чтобы изолировать её от тех, кто ей близок (друзей, родных и других людей). Постепенно (или сразу же с начала их отношений) Он приобретает над героиней полную власть. 

· "Розовые очки" разбиваются. Происходит некое событие, вследствие которого с "хищника" падает маска. Героиня убеждает в том, что живёт с агрессором, искусно обманывающим её. Она понимает, что находится в созданной им клетке, из которой нет выхода. Отчаянье героини. 

· Героиня не может бороться с "хищником" открыто. Силы их неравны. Она, понимая всю остроту собственного положения, затаивается. Она наблюдает за героем "трезвым взглядом", изучает его слабые места. Параллельно с этим, она накапливает собственную силу, устанавливает связи с потенциальными помощниками, планирует битву и собственное спасение. 

· Когда героиня полностью готова к битве, происходит решающая схватка. 

· Героиня побеждает "хищника" из последних сил, или в последний момент приходит помощь, или неожиданно появляется заклятый враг "хищника" и переключает на себя его внимание. Героиня свободна. Она стоит на пороге новой жизни, хотя пока ощущает усталость. Но — впереди новая жизнь. 

Таким образом, основной смысл этого сюжета – это инициация героини, выход из под власти своих иллюзий, умение видеть теневые стороны людей и многоплановость жизненной ситуации. Она приобретает жизнестойкость, повышает стрессоустойчивость, учиться побеждать. В сказке, все заканчивается в финальной битвой героине за свое освобождение из которая она выходит победителем. Однако в реальной жизни, часто все оказывается не так. Причин этому несколько:

Женщина отказывается снимать «розовые очки», продолжая верить, что ее избранник всем хорош, просто у него сейчас «сложный период». Именно по этому, женщина, длительное время остаются рядом с пьющим мужчиной, истязающим ее и детей. Или очередной раз ввязываясь в отношения с женатым мужчиной, убеждая себя, что в семье его не понимают, а она сможет дать ему тепло и заботу … и оказываясь в проигрыше…2. Женщина прерывает негативные отношения. Однако, вывод, который она при этом делает касается собственной несостоятельности, неумения «терпеть и работать над отношениями». При этом, она задает себе вопрос «Что со мной не так?» и опять ввязывается в подобные отношения, пытаясь доказать обратное. Заниженная самооценка, вызванная прошлыми отношениями, играет с ней злую шутку, и она так и ходит долгое время по кругу, накапливая негативный опыт и полностью разочаровываясь в себе.

3. Постоянные манипуляции и подавления истощают силы женщины настолько, что у нее уже нет сил сопротивляться. Ее самооценка и личность разрушены и она просто продолжает свое нелегкое существование.

Таким образом, женщина оказывается в ловушке архетипа, не имея возможности взглянуть на ситуацию по-другому. Это часто связано с тем, что установки, заложенные в детстве родителями или социальными стереотипами, четко совпали с сюжетной линей подобных сказок. А, следовательно, проросли своим корнями в бессознательные глубины, определяющие неосознаваемые влечения и затронули вершины сознания, включающие в себя рациональные мотивы нашего поведения. И женщина не может самостоятельно выбраться из этого замкнутого круга. 

Для того, чтобы сделать это необходимо установить контакт со своим бессознательным, для того, чтобы увидеть его содержание и найти новые решения, определяющие наш жизненный путь.

Таким образом, заложенный в сказке сценарий, становится сценарием нашей жизни и определяет наш путь, нашу судьбу…



Просмотров: 342
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Женщина - "героиня"
  • Чтобы женщина не сказала тебе "Нет!" в тот самый момент...
  • Женщина, которая была "замужем" за своим прошлым
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Манипуляция таким словом, как, "цивилизация". Как сделать, чтобы так не манипулировали тобой.
  • Притча "Как сделать, чтобы Ваша женщина стала самой привлекательной?"
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Почему "ведическая женщина" не выживет в лесу?Как стремление быть правильной укрепляет Хищника
  • О Сказке "Аленький цветочек" и "О мертвой царевне и семи богатырях"
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Маленькая Вера и Большие Изменения. из цикла "Сказки жизни"
  • Как часто мы идем по дороге своей жизни на "автопилоте"
  • Ведьмы вовсе не злые, а смерть не так уж и страшна - рассказ из цикла "Сказки жизни"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Зеркало. Из цикла "Сказки жизни"
  • Мужчина или женщина? Несколько "неудобных" мыслей о "половом вопросе"
  • "Сильный мужчина" - "Слабая женщина": звенья одной игры
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь