|
Твин Пикс и психоанализ.Автор статьи: Куликова Марина Геннадиевна
Анекдот про двух пингвинов, рассказанный агентом Дейлом Купером в тот момент, когда он влюбляется, открывает одну из ключевых интриг сериала. Борьба Купера с самим собой и попытка не влюбиться в прекрасную принцессу в течение первых двух сезонов заканчивается окончательной и безоговорочной капитуляцией перед самим собой и принцессой. Дейл Купер все-таки влюбляется в бывшую монахиню, ныне официантку Эни Блекберн, та гибнет в пропасти вигвама, главный герой попадает в него сам, туда же, как в ад попадает весь Твин Пикс со своими жителями, а весь третий сезон это история про выход из ада.
Интриг и сюжетов в Твин Пиксе множество, но они знакомы нам по историям из мировой литературы, и тем особенно дороги психологу: это все наши внутренние истории, наши сценарии жизни, наши скрытые мотивы поступков.
Четыре сюжета человечества
В своей новелле “Четыре цикла” Хорху Луис Борхес назвал 4 основных сюжета эпосов, вокруг которых крутится вся мировая литература. Вот они: “ Историй всего четыре. Одна, самая старая - об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы волшебства... Вторая, связанная с первой, - о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке... Третья история - о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога - Симурга, который есть каждая из них и все они разом... Последняя история - о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры. Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их - в том или ином виде.” Четыре страха человека. Интересно, что совершенно отдельно от Борхеса психологи назвали четыре основных страха каждого человека. Это страх времени, страх пространства, страх жизни и страх себя.
1)Страх перед временем - страх старости и смерти, перед неизвестностью будущего. 2) Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются: страх перед замкнутым пространством, страх перед открытым пространством, страх темноты, страх глубины. 3) Страх жизни, выражается в страхе перед непознаваемостью жизни: страх перед непонятным, страх перед таинственным, перед загадочными явлениями перед бессмысленностью бытия. 4) Страх перед собой. Страх и непонимание себя, своих мыслей, сойти с ума, каких-то проявлений своей личности: страх перед своими возможными поступками или мыслями, страха потерять контроль над собой, потерять себя.
Тревоги в психоанализе. Психоанализ уточняют типы тревоги в связи с тем, что человек вовлечен в объектные отношения с самого рождения ( это отношения с другим): страх потери объекта, страх потери любви объекта, страх потери части себя или страх перед своей телесностью, ее называют также страхом кастрации в уточненном мужском варианте страх морали или совести.
Не надо быть семи пядей, чтобы увидеть взаимосвязь всех этих страхов, сюжетов и тревог. Страх морали и совести это, конечно, встреча человека с богом, а страх телесности связан со страхом пространства и охраной этого пространства, в то время как страх перед временем и страх потери любви объекта тоже связаны в темах путешествия туда и обратно, ожидания и встреч.
Страх в Твин Пиксе.
Страх в сериале одна из основных тем, можно сказать, что страх чуть ли не главный герой сериала Твин Пикс, наравне с бесстрашным агентом ФБР Дейлом Купером.
Вход в чёрный вигвам открывается страхом. Зло вселяется в самых разнообразных персонажей, но Боб не источник зла, а один из его носителей. Зло не есть абстрактная внешняя сила, зло категория внутренняя. Зло есть страх. Самый большой страх майора Бриггса в том, что «одной любви может оказаться недостаточно». Все, что вам надо, это любовь - “all you need is love, - это страх перед страхом. Обилие «зеленых человечков», за которыми наблюдал майор Бриггс, и вход в мир которых находился в окрестностях Твин Пикса, настолько же комично в “Твин Пикс”, насколько и ужасно. Абсурд, доведенный до предела. Зеленый человечек это метафора всего злого. Механизм психической защиты, который называется “проекция”, это экстренализация наших внутренних зеленых человечков, которые мы пытаемся пристроить куда-то снаружи, передав им вину за что-то злое в нашей жизни. Не справившись с частью себя, мы отвергаем ее и проецируем на что-то или кого-то внешнего. Маленькому человеку гораздо легче сказать: «мое полено боится», чем признать свой страх внутри себя. Путешествие Дейла Купера это путешествие к своим страхам, к зеленым человечкам или сквозь них.
Сюжет Осажденного Города в Твин Пиксе. В античной мифологии этот сюжет, как нам известно от Борхеса и из Гомера, представлен Троей. В поздней истории это Эдем. В нашем эпосе это Твин Пикс. Этот городок - настоящий заповедник, райский город-сад. Здесь все девушки -- королевы красоты, здесь пончики вкуса райских яблок, здесь сон как у младенцев. Здесь играет форель в чистых ручьях, а воздух можно заворачивать и продавать. Это место, где все безусловно хорошо, куда не пришла цивилизация, где человек еще не оставил своего разрушительного следа. Этот город идеальное место, и мы все такое место ищем.
Путешествие к внутреннему Эдему. Эдем понятие скорее внутреннее, чем внешнее. Мы все ищем место, где нам хорошо. Кто-то реально передвигается с места на место, пребывая во внешней эмиграции, постоянно путешествуя или меняя постоянное место жительства. Кто-то ищет его во внутренней эмиграции, создавая у себя особе райское состояние в медитациях, молитвах, походах на тренинги. Кто-то ждет этого места в будущем, надеясь на свои заслуги, а кто-то пребывает в воспоминаниях детства, счастливого брака, прекрасной юности, или особых времен.
У каждого есть свой райский сад, и каждый скорбит по его утрате и или жаждет его обретения.
Этот сад может запросто быть в спальне за розовыми шелковыми занавесками родной квартиры, для он кого-то на грядках, у кого-то это географическое понятие, у кого-то метафизическое. С точки зрения психологии это райское состояние - воспоминание симбиотического единства с матерью, которая кормит, согревает, заботится о теле и дарит безопасность. Это самое раннее наше воспоминание ее баюкающих объятиях и еще более ранее о материнской утробе. Это воспоминание не осознанное, потому что у ребенка в этот период материнского симбиоза не развит ни язык, ни мышление, и нет способов метафоризации этих ощущений тепла и безопасности.
Метафору этого пространства мы постоянно находим в фильме, оно названо вигвамом, завернуто в складки красных штор.
Страх пространства в Твин Пикс. Городок Твин Пикс по сюжету идеальное пространство, в котором все хорошо, начиная с превосходного кофе в придорожного кафе. Но город осаждает страх, а наш герой противостоит ему.
Постепенно сюжет про идеальное пространство превращается в сюжет про антипод пространства, про лабиринт. Идеальное пространство становится страшным. Твин Пикс-3 это история про возвращение из пространства-антипода, пространство-тупика, пожирающего пространства, пещеры.
Но пещера в психоанализе это снова лоно. Это то место, куда входит уже выросший герой, в руках у него, как правило меч. И наш герой Дейл Купер в это пространство попадает по факту любви и встречи с женщиной. Без меча в сериале не обошлось, если Вы помните баталии хозяина отеля Бенджамина Хорна.
Сюжет поиска и возвращения в Твин Пиксе.
Поиском были приключения агента Купера, когда он искал источник зла, убийцу Лоры Палмер. Но, как выяснилось, с нахождением виновного поиск не закончился. Дейл Купер завяз в новом поиске: он нашел идеальное место для жизни, которое и не искал, новую королеву, которая нашла его сама, а в третьем сезоне нашлась не терявшаяся Дайян. Поиск - это вся наша жизнь. Она как смена целей, мы то ищем покоя, то ставим новые цели, то участвуем в новых гонках. Обретая приз, мы находим себя уже на новой беговой дорожке. Мы ищем сокровище, как его искали Аргонавты, и как его искал Дейл Купер. Фактически мы ищем того внутреннего бога, который есть внутри нас, но нам не так просто дается эта мысль, - нам легче искать золотое руно. Нам легче поставить цель снаружи и бежать за ней, как за морковкой, обретая смысл жизни, оправдываясь в своем собственном существовании. Загадка загадок сфинкса оказывается загадкой про меня, про человека. “-Кто это? - Это человек” Дейл Купер ищет, находит и попадает в новый поиск бесконечно. Этот поиск - встреча с самим собой, обнаружение все новых и новых своих талантов и способностей. Вот Дейл выигрывает на автоматах, вот он спасает коллегу на работе, вот он супер-любовник, вот он друг всех мафиози.Он бесконечно обречен находить в себе что-то новое, и это мешает ему вернуться к изначальному Дейлу, тому, который когда-то прибыл в Твин Пикс.
Возвращением будет весь третий сезон Твин Пикса, который коротко можно назвать словом «домой», это тема из “Одиссеи”. Кто часто видел в снах тему возвращение куда-то, куда нельзя вернуться, тот понимает ужас встречи с временем и пространством, когда все изменилось. В одни воды нельзя войти дважды, самолет в снах всегда улетает, а поезд всегда уходит. Вернуться в дом, в котором меня перестали ждать, или в который нельзя войти. Это одновременно страх времени, который связан со страхом перед жизнью и неизбежности перемен. Путь туда - не то же самое, что путь обратно. Войдя в пещеру, победив дракона, нельзя выйти из нее тем же человеком. В пещеру входит человек, а выходит из нее бог. Если путь ТУДА это дорога от человека к богу, то путь ОБРАТНО это дорога бога к человеку. И Дейл Купер третьего сезона немножко бог, он не только выигрывает на игровых автоматах, он видит невидимое, его нельзя убить. Надо дойти, но надо и суметь вернуться. Вернувшиеся после войны, приключений, после поисков и путешествий, всегда возвращаются немного другими. В пути они обретают знание, открывают самих себя. Они часть за частью присваивают себе идею Бога, которого хочется познать, присвоить, чтобы стать им. Любое путешествие это поиск божественного и присваивание себе части божества. Поэтому в конце пути - познание Бога, но в итоге - человека, то есть себя.
Встреча с собой и Богом в Твин Пиксе.
Наспасавшись вволю город от сил зла, найдя свое истинное сокровище и королеву, Дейл Купер сходит в самый ад в конце второго сезона и там сотрясает мир и зрителя вопросом о том, может ли он погибнуть ради спасения другого. Ответив “да” без замедления и не увидев ни справедливости ни милосердия в ответ, агент пропадает в пространстве вигвама, и автор сериала оставляет нас на 25 лет.
Твин Пикс-3 это современный новый эпос про возвращение героя к самому себе, Дейл это новый Орфей, который ищет свою Эвридику (Лору Палмер или забытую им во втором сезоне официантку Эми, находит самой нашедшуюся Дайан). И надо бы самому вернуться, но кто Я: тот ли Дейл или другой. Он уже в реальном мире, но все еще внутри ада, так пространство и время сделали петлю, все смешав воедино.
Все мы куда-то путешествуем время от времени. В современном мире мы нашли туда безопасных проводников кто «психоаналитиков», кто-то находит себе гуру или учителей для медитаций и духовных практик, кто-то использует искусство и творчество как лодку, переносящую его через Стикс, например, снимает кино. В сериале нередко шутят про бессознательное, психоанализ, буддизм, и просветление. А психоаналитик доктор Лоренс Джакоби, в итоге переквалифицировавшийся в коучи, не самый последний герой сериала. Нам хочется быть уверенными, что наш путь завершится в вершинах гор, что пройдя через темный лес и перейдя реку, мы найдем то место откуда в кристальных небесах бьет чистый источник всего сущего, та истина, что мы ищем.
Может быть, это попытка каждого человека вернуться в момент своего зачатия? Затем, проконтролировать его, включая факт осмысленности и гарантированности своего сценария жизни.
В поиске мы приходим к пониманию бессмысленности всего и ценности самого пути. Конец приводит нас в начало, найденная на задворках пространства и времени живая Лора Палмер доставлена агентом Купером в родной Твин Пикс. Она стоит на пороге своего родного дома, но это давно не ее дом, - в него нельзя просто так вернуться. Время делает петлю, подвластное режиссуре, но результаты все равно непредсказуемы. Жизнь остается жизнью. Где же Бог, если путь к нему так долог и тяжел. Он в Пути. Иди и найдешь.
Внешняя и внутренняя реальность. Образ сцены. Анекдот про двух пингвинов, рассказанный Агентом Купером в конце второго сезона звучит так: “Два пингвина идут по айсбергу. Один пингвин говорит второму: “Ты выглядишь так, будто на тебе фрак» Второй ему отвечает: «А может, так оно и есть».
Психическая (внутренняя) действительность в психоанализе является или принимается нами за реальную (внешнюю). Пингвин действительно во фраке, раз он так думает, и как бы мы ни хотели считать его просто пингвином. Служба Купера в ФБР - реальность. Черный костюм, который Купер теряет, но вновь обретает в третьем сезоне - метафора “фрака”, внутренной реальности. Страдания внутреннего Рыцаря Купера по принцессе, его борьба с Тенью, поиски Бога, встречи с Собой, поход “Туда и Обратно” сквозь Пространство и Время, встреча со страхами (зелеными человечками) и победа над ними, - все это и есть истинные истории Твин Пикса. Сюжеты остаются декорациями на Пути. Занавес, бархатная драпировка, оформление сцены - образ декорации нас не оставляет. Эту метафору декораций и сцены нам постоянно предлагают в конце каждой серии третьего сезона с постоянством меняющегося музыкального рефрена. Смыслы внутри этих декораций создаем мы сами.
Авторская версия статьи, опубликованной в журнале Моноклер от 15.03.2018 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|