|
Насколько мы управляем своей судьбой?Автор статьи: Буркова Елена Викторовна
Ряд исследователей человеческого сознания современности говорят, что наши желания формируем не мы сами, а культура, господствующая в обществе, транслируемая нам с детства через родителей, потом через образовательные организации, СМИ и т.д. Грубо говоря, нашей жизнью управляет набор мысленных и поведенческих стереотипов (интроектов). Большинство неврозов современных людей вызвано стремлением оправдать ожидания референтной группы. Эксперимент психолога В. Мухиной "Я и другие" показал, что почти каждый человек хочет быть социально желательным, подстроиться под ожидания тех, кого он считает авторитетными, даже если мысленно он с ними не согласен. Так, например, психолог показывала студентам один и тот же портрет пожилого человека и просила охарактеризовать его личность. В первом случае установка психолога для студентов была, что человек на фотографии - убийца, во втором говорилось что это видный учёный. В зависимости от установки авторитетного лица, студенты давали соответствующие характеристики субъекту на снимке. "Убийцу" характеризовали как злого, хитрого, жестокого человека, "учёного" - как умного, доброго, благородного. То же самое доказал эксперимент Милгрема и другие. Также у нас есть основные потребности, которые постоянно эксплуатируются культурой: 1. потребность в самосохранении (еда, сон, здоровье, личная территория и т.д.); 2. потребность в иерархии (быть успешным, быть принятым референтной группой); 3. потребность в продолжении рода (секс). В современном нарциссическом обществе на первый план выходят потребности потреблять и быть (или хотя бы казаться) успешным. Даже секс начал обесцениваться. Люди всё больше начинают отдавать предпочтение общению в интернете и постепенно аутизируются. У многих молодых людей уже сегодня очевидны трудности с установлением контакта с противоположным полом, превалирует уход в виртуальный мир компьютерных игр, чаты и мастурбационная зависимость. Большая часть депрессий связана либо с отсутствием полноценных отношений и близкого общения, вплоть до того, что люди готовы за это общение платить (в связи с чем возрос спрос на психологические услуги в том числе), либо с неудовлетворением нарциссических устремлений (кризис несоответствия желаемого и действительного). Но в базе, я считаю, лежит экзистенциальный кризис. Кризис духовности. С падением советской идеологии, а также с наметившимся кризисом веры в связи с редукцией, научной примитивизацией человеческого сознания, человек может лишиться внутренней опоры. Ведь если всё то, во что он верил, перестаёт иметь смысл, то во что же верить теперь? Несмотря на научно-технический прогресс, человечество по уровню сознания будто оказалось отброшено к временам Римской империи. "Хлеба и зрелищ" - выражение из 10-й сатиры древнеримского поэта-сатирика Ювенала, использованное им для описания современных ему устремлений римского народа. Ювенал противопоставлял эти устремления героическому прошлому:
И действительно, современное общество много потребляет, в связи с развитием цифровых технологий доступны различные зрелища, стало очень много "медийных" персон. Однако как будто утрачивается внутренний стержень в человечестве и пока трудно представить его новое содержание. Экзистенциальные психологи видят этот внутренний стержень в развитии своей духовности, мысли, поиске своего индивидуального пути. Нас погрузили в стерильную среду, многие люди сегодня хотят избежать страданий и потому боятся вступать в отношения. Однако, как писал Джеймс Холлис в книге "Душевные омуты", только в страданиях приобретается духовность. Способность не избегать страдания, а проживать, научиться разрешать житейские трудности, искать свой собственный путь, брать на себя ответственность - это своего рода инициация.
На данном этапе произошла подмена ценностей. Пора задуматься, к чему мы движемся. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|