|
Призрачная нитьАвтор статьи: Чернова Анастасия Витальевна
В данной статье приводится анализ основной линии сюжета кинофильма «Призрачная нить». Автор размышляет, какие моменты в кинокартине повествуют о неосознаваемых мотивах главных героев и что за бессознательные фантазии руководят персонажами фильма. В фильме Пола Томаса Андерсона речь идёт об очень талантливом и известном кутюрье – Рейнольдсе Вудкоке. Тема женской фигуры (в прямом и переносном смысле) красной лентой проходит через весь сюжет фильма. Главный герой выстраивает отношения с миром только через репрезентации этих женщин. Как-то в кафе он встретился взглядом с официанткой по имени Альма, и между ними вспыхнуло нечто. В самом начале их знакомства, кутюрье, находясь дома, берет в руки свадебную фотографию своей матери и предаётся воспоминаниям. Подвенечное платье для мамы сшил он сам, многие месяцы, создавая его без посторонней помощи. Эта, как и многие другие сцены из фильма, отчётливо дают нам понять, как сильно он любит свою уже покойную мать, предан ей и скучает без нее. Каждый день Вудкок возвращается мыслями к этой женщине. Ему «отрадно думать, что умершие постоянно наблюдают за живущими». И ничего зловещего он в этом не видит. Всегда, чувствуя присутствие своей матери, Рейнольдс способен продолжать своё существование в надежде на воссоединение с ней. Так фильм знакомит нас с первой и самой важной фигурой в жизни главного героя. Но у этого мужчины есть ещё одна женщина, имеющая для него огромное значение – его родная сестра. На протяжении всего фильма она являет себя как спокойная и непоколебимая статуя, каждое движение которой размеренно. А голос тих, но тверд. Она символизирует для кутюрье «почву под ногами», надёжно охраняя традиции в доме. Без этого поддерживающего объекта его существование не представляется возможным. Именно поэтому они всю жизнь живут вместе под одной крышей, иначе нарушится исходный порядок вещей и тревога превысит допустимый предел и разрушит все существующее. Сцена за первым совместным завтраком прекрасно это демонстрирует. Стоит только Альме начать намазывать масло на тост и наливать в кружку чай – как все звуки приобретают гипертрофированную природу, становятся ошеломляюще громкими для героя, и полностью выбивают его из колеи на весь день. Альма в жизни творца появляется стихийно. Так же она себя проявляет и в его доме – с одной стороны нарушает все традиции и устоявшийся порядок вещей, но с другой она становится его музой, которую он начинает облачать в свои творения. Возможно, что этот союз многие назвали бы обреченным на провал. Но я предлагаю рассмотреть иную точку зрения – не случайно они выбрали друг друга. Вудкок, бессознательно, жаждет вновь обрести единение с тем объектом, который всецело посвятит себя заботе о нем, как о младенце. В фильме есть момент, где он говорит Альме о голоде, который она в нем вызывает. А уже позже она сама, облачает в слова его физические ощущения. Произнося: «Ты насытился. Тебя мучает жажда». Эта женщина всячески пытается удовлетворить все до единой нужды своего возлюбленного, но выходит это далеко не всегда. Не ошиблась она только в одном и самом важном желании – девушка подтвердила центральную фантазию кутюрье. Когда они сидят за ужином тет-а-тет, возникает ссора. И мы наконец-то видим, как Вудкок раскрывает собственное фундаментальное представление, что судьба уготовила ему жизнь без любви и подослала женщину, которая должна испортить ему все на свете. Альма представляет в его глазах преследующую фигуру, да ещё и которая имеет оружие против него. Эта фантазия посредством проекции была помещена как будто внутрь девушки, стала её собственной. Она, в свою очередь, уже охваченная этим представлением, не имеет никаких других вариантов кроме как подтвердить её и реализовать. И Альма отравляет ядовитыми грибами Вудкока, а после выхаживает его от несварения желудка. И оба персонажа, сами того не подозревая, получают именно то, чего им не хватало всю жизнь. Кутюрье мечтал вновь обрести утраченную связь с матерью – шить для нее платья, постоянно владеть всем её временем и мыслями, вернуть некогда потерянное состояние младенчества. А девушка в свою очередь получила осуществление своих фантазий, «что бы он стал слабым, нежным и впускал в свою комнату только ее». В то время как она спасает больного от недуга и проявляет заботу. Герои этого фильма не могут существовать друг без друга, сами по себе. А только как части своего союза, постоянно подтверждая бессознательные картины окружающего мира. Вудкок, как только научился шить, всегда вшивал маленькие послания будущим владельцам в подкладку платья. Но для своей избранницы в нарядах он не оставил послания, только указал её имя. Это очень красноречиво даёт нам понять, что Рейнольдс не видит Альму как другого человека, имеющего свою уникальность, он не знает про неё ничего, кроме имени. Все силы кутюрье всегда бросал в работу, чтобы справиться со своими внутренними переживаниями. Именно с помощью красивых облачений он придавал этой опасной женщине формы, которые считал нужными, осуществлял контроль над плохим объектом. С помощью своего ремесла он боролся со своим «проклятьем». Сюжет в полной мере демонстрирует диалектику человеческой сущности, её проявления в отношениях. А безупречная игра актёров через однообразную повседневность этой пары гениально раскрывает всю сложность и многомерность бессознательных желаний и влечений нашей жизни, которые являют себя непрерывно. Фантазии персонажей, как призрачная нить, проходит через их жизнь, влияя на внешнюю реальность и изменяя её. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|