Зачем люди носят одежду со слоганами?

Автор статьи: 404

Слоганы – один из ключевых модных трендов, массовое распространение которого началось в 2016 году и распространилось как на коллекции модных домов одежды, так на street style (одежду для повседневной носки, удобный уличный стиль). Этот тренд уже третий раз выходит «в свет» и каждый раз это происходит в достаточно сложные для мирового сообщества моменты.

Впервые о слоганах заговорили в 1970-х годах. Одной из их первых их ввела в моду английская скандалистка и «королева эпатажа», а в молодости «королева панка», Вивьен Вествуд, характер которой неизбежно отражался и отражается по сей день в ее коллекциях. Вторая бунтарка Кэтрин Хэмнетт в 1983 году представила свою первую коллекцию футболок с протестными лозунгами, а на встрече с Маргарет Тэтчер она появилась в футболке со слоганом «58% Don’t Want Pershing» («58% против ракет «Першинг»). По версии журнала Vogue, это стало одним из наиболее существенных (даже знаковых) моментов во всей истории современной моды.

«I’m not a terrorist. Please, don’t arrest me» («Я не террорист. Пожалуйста, не арестовывате меня») – являясь политическим активистом, в футболке с именно таким слоганом Вьвьен Вестфуд предстала на одной из фотосессий в 2005 году, выразив свое отношение к ужесточению законодательных ограничений в Великобритании.

Зачем люди носят одежду со слоганами

Массово тренд вернулся в 2016 году во время показа модного дома Christian Dior в Париже, когда его креативный директор Мария Грация Кьюри вывела на подиум моделей в футболках со слоганом «We should all be feminists» («Мы все должны быть феминистами»). Показы, прошедшие затем в США, в Лондоне и в других городах со слоганами «We will not be silenced» («Мы не будем молчать») и «The future is female» («Бущущее за женщинами»), а также социальные сети и интернет, привели к тому, что несколько недель в футболках с таким принтом гордо позировали не только модели и звезды шоу-бизнеса, но и обычные женщины на улицах.

Что же стоит за модой на футболки со слоганами с точки зрения психологии (в том числе, потребительской психологии)?

  1. Уходит мода на принты с животными, смешные надписи и супергероев, ориентированные, прежде всего, на подростков и молодежь. Футболка со слоганом – это не просто одежда, а возможность показать свою позицию по важному вопросу, имеющему значение не только для конкретного человека, но и для общества в целом. Сегодня уже не нужны пикеты и митинги, достаточно надеть футболку, которая сможет донести мнение ее владельца до широкой общественности.

Ключевые «обсуждаемые» темы – это политика, проблемы с мигрантами («I Am an Immigrant» – «Я эмигрант»), половое неравенство, экономический кризис, расовая дискриминация («Love Sees No Color» – «Любовь не различает цветов»), дискриминация сексуальных меньшинств,  темы, связанные с выборами, прежде всего, в США ( мода на слоганы появилась одновременно с началом предвыборной кампании в США), а также привлечение внимание к культуре и общечеловеческим ценностями («As Often as Possible Be Polite and Kind» – «Будьте добрыми и вежливыми как можно чаще»).

  • Покупка футболки со слоганом предполагает осознанный или неосознанный выбор, поскольку его носитель неизбежно будет привлекать к себе внимание, вызывать вопросы, поддержку или неодобрение. В связи с этим могут быть два варианта, реализуемых потребителями. Первый – слоган, находящийся «на волне», с помощью которого человек показывает свою поддержку какой-либо идеи и принадлежность к определенной группе. Например, поддержка общества защиты животных со слоганом «No Leather, No Fur» («Нет коже. Нет меху») от Stella McCartney. Второй – слоган, с помощью которого человек делает вызов обществу и его устоям. Независимо от варианта слогана, человек всегда покупает только то, что его «цепляет», т.е. находит отражение в его внутреннем мире.
  • Образ со слоганом делает людей более значимыми и серьезными в глазах окружающих. Особенно важно это для девушек, пытающихся уйти от образа «глупышек» и «простушек» к осмысленному образу, несущему за собой определенную жизненную позицию и философию. Кроме того, для женщин слоганы – это способ привлечь внимание с сохраняющемуся в мире гендерному неравноправию. Эта проблема официально обсуждалась на форуме в Давосе в январе 2017 года. Также новая волна феминизма началась в США с приходом к власти Дональда Трампа, который позволил себе негативные высказывания в сторону женщин.
  • Слоганы в данном случае –  тренд, идущий рука об руку с другой тенденцией, связанной с более глубоким проникновением мусульманских традиций в сферу моды, что связано с активной антимигранской политикой многих стран. На подиумах появляются хаджабы, бренды адаптируют свои линейки под восточные традиции, но предлагают им как женщинам из восточных стран, так и жительницам СМА и Европы и т.п.

  • Одновременно с этим одежда со слоганами – это шаг производителей и модных брендов навстречу потребителями. Таким образом они показывают, что разделяют проблемы современного общества в целом и ее конкретных членов. Тем самым брендам удается налаживать более тесную эмоциональную связь с покупателями, что неизбежно положительным образом влияет на их продажи. Потребители же, в свою очередь, сегодня становятся все более социально вовлеченными и неравнодушными, термин «социальная ответственность» все чаще используется не только в бизнес-контексте, но и как отражение социальной позиции населения. Именно слоганы в данной ситуации позволяют брендам и потребителям найти друг друга и говорить на одном языке.
  • Слоган – это также способ показать свое настроение и общее состояние. Для этого могут использоваться слоганы в виде юмористических фраз, неоднозначно трактуемые или незаконченные фразы и др. Также слоган может не нести за собой глубинного смысла, но служить способом «подколоть» или просто подурачиться, подняв настроение себе и окружающим.
  • Важно отметить, что слоганы как совокупность букв и цифр всегда вызывают больший интерес у людей, видящих их, чем любые изображения. Мозг видящих их осознанно или неосознанно начинает считывать информацию из слогана и интерпретировать ее, тогда как просто картинка может быть замечена, но практически не воспринята как конкретный объект (особенно с учетом особенностей визуализации различных объектов).
  • Обобщая сказанное выше, можно сказать о том, что футболки со слоганами выполняют три ключевые функции:

    • Информирование о жизненной позиции владельца футболки, его ценностях, переживаниях, принадлежности к конкретному сообществу и др. Иными словами, это позиционирование человека в какой-то конкретной сфере жизни.
    • Привлечение внимания к владельцу слоган – вызов обществу, провокация, создание окружающим хорошего настроения и др. В этом случае с помощью слогана человек может получить как «группу поддержки», так и ярых оппонентов, независимо от того, высказали ли они ему свою ответную позицию или нет.
    • Образ – футболки как часть стиля и как разделение с брендом (производителем) единых идей.

    Независимо от того, сознательно или нет человек выбрал тот или иной слоган, он всегда будет выполнять все три перечисленные функции. Вспоминая теорию мотивации Маслоу, в наши дни можно уверенно говорить, что одежда со слоганами позволяет удовлетворять три верхних уровня потребностей – потребности к принадлежности (сообщество, пол, раса, национальность и др.), признание (признание обществом позиции человека, в т.ч. ожидание, что голос каждого «носителя» слогана будет услышан) и самовыражение (позиционирование человека посредством слогана).

    Несмотря на новую волну футболок со слоганами, во времена цифровых технологий и свободы слова, они уже не являются вызовом и провокацией, а лишь делают акцент на каком-то аспекте жизни (политика, экономика, защита окружающей среды, права женщин и др.). Если в 1970-х или в начале 2000-х это был хотя бы минимальный шанс повлиять на ситуацию, а люди, носившие такие вещи (прежде всего, звезды шоу-бизеса), действительно могли привлечь с их помощью внимание сильных мира сего, то сегодня они становятся, скорее, констатацией факта, теряя свою остроту и степень провокационности. Этого же мнения поддерживается и Кэтрин Хэмнетт, о которой говорилось выше: «Опасность в том, что футболки дают людям ощущение, будто они что-то сделали, хотя на самом деле они пребывают в бездействии». Активная позиция, выражаемая с помощью футболок – это уже не «орудие» идеологической борьбы, а предмет одежды.

     

    (выдержки из статьи были опубликованы в журнале Psychologies, №11, 2017)

    Уважаемые коллеги, буду очень рада услышать ваше мнение!

    Больше статей и материалов на моем сайте: http://ponomareva.expert

    https://vk.com/elena.v.ponomareva 

     



    Просмотров: 443
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Как с помощью всего одной фразы повысить свою значимость в глазах мужчины
  • Как сделать свою сексуальную жизнь более насыщенной с помощью телефона.
  • Волшебные слоганы самомотивации
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Как с помощью всего одного вопроса значительно улучшить свою жизнь
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • 10 трендов в психологии в 2018 году. Тренд 5
  • 10 трендов в психологии в 2018 году. Тренд 7
  • 10 трендов в психологии в 2018 году. Тренд 6
  • 10 трендов в психологии в 2018 году. Тренд 3
  • 10 трендов в психологии в 2018 году. Тренд 2
  • 10 трендов в психологии в 2018 году. Тренд 4
  • 10 трендов в психологии в 2018 году. Тренд 8
  • 10 трендов в психологии в 2018 году. Тренд 1
  • 10 трендов в психологии в 2018 году. Тренд 10
  • 10 трендов в психологии в 2018 году. Тренд 9
  • В какой степени человек влияет на свою жизнь?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Хочешь быть человеком, чувствовать биение Жизни – ври, и прежде всего, себе самому!
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Если любимый эгоист и для него отстоять свою позицию важнее, чем быть с вами
  • Как с помощью эфирных масел можно определить психологическое состояние человека?
  • Будьте прежде всего любимой, а не просто сильной женщиной
  • Волшебные слова для счастья. Как можно привлечь счастье в свою жизнь
  • Как с помощью цвета одежды и аксессуаров влиять на других людей?
  • Новая жизнь в Новом году! Время обратить внимание на привычки.
  • Мужчина не может показать свою слабость.
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Сложная система под названием Я, или как изменить свою позицию в жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь