|
За каждым симптомом у ребенка стоит своя особая история.Автор статьи: Балицкая Инна Викторовна
Дорогие родители! Я решила об этом с Вами поделиться не только как психолог, рекламирующий свои услуги, но и как мама. У меня трое детей, старшему 25, среднему 16, младшему 8 лет. И как показал мой «мамский» опыт, при появлении у ребенка систематически повторяющегося психологического либо психосоматического симптома (капризность, агрессивность, боязливость, стеснительность, замкнутость, страхи, болезненность, лень, негативизм и т.д.) абсолютно бесполезно и даже вредно реагировать следующим образом: - начать усиленную борьбу с симптомом самим по себе - искать объяснение и пути преодоления симптома в интернете - советоваться с подругами или близкими, особенно с мамой)) Я обращаю Ваше внимание именно на систематически повторяющийся симптом! Редкие, одноразовые неприятные состояния тревоги, ярости, стеснительности, простуды и т.д. – это совершенно естественные реакции растущего развивающегося живого человека, и достаточно быстро разобраться в ситуации, найти информацию в интернете, в книгах, посоветоваться с мамой, с супругом, с подругой, чтобы их понять и пережить. Итак, если я заметила, что «проблемное» состояние или поведение моего ребенка стало повторяться, это сигнал того, что ОН ПРОСТО КРИЧИТ МНЕ о чем-то очень для него важном, а Я НЕ СЛЫШУ, потому что сама нахожусь в своем длительном или остром стрессе, потому что очень чем-то занята и напряжена, потому что бьюсь над какой-то очередной жизненной проблемой, бросив туда все силы и внимание. И в это время, когда ВНУТРЕННИХ, своих, ресурсов, чтобы разрешить напряженную со всех сторон ситуацию, уже не хватает, я реально понимаю, что мне нужен в помощь качественный мощный ВНЕШНИЙ ресурс, но ресурс уместный! Это не подруги и не мама! Это не интернет и не книга! А нормальный такой, квалифицированный и опытный психолог! И это здорово, что есть такая возможность экологично и бережно для моего ребенка и меня исследовать скрытые причины «больной зоны» и понять, куда дальше двигаться, чтобы и сгармонизировать состояние ребенка, себя и отношения. Итак, вернусь к теме именно повторяющегося симптома. Информация, найденная в интернете, от подруг или близких, действует как суррогат: только создается видимость понимания проблемы и ее решения. Ведь за каждым симптомом у ребенка стоит своя особая история! Да, не спорю, есть статистически подтвержденная и обобщенная информация о связи определенного типа симптомов с психологическими факторами. Но речь идет о ТИПЕ симптома, а не о КОНКРЕТНОМ состоянии КОНКРЕТНОГО ребенка с его особенностями проявлений. Стоящий за симптомом «психологический голод», длительно подавляемая базовая потребность, требует ответа на вопрос: какая именно потребность подавлена. А затем - поиска «здоровых» способов удовлетворения, подходящих именно моему ребенку, моей системе, моей ситуации. Получить такие ответы можно только в том случае, если заданы соответствующие вопросы и проведено психологическое исследование нашей истории. Далее. Почему с симптомом самим по себе абсолютно бесполезно бороться? Симптом не принадлежит только ребенку, причины его не только в нем. Симптом рождается в конкретной СИСТЕМЕ и влияет на всех членов этой системы (семейной, родовой, школьной, детсадовской и т.д.). И причины и пути решения нужно искать именно внутри этой системы (В психологии есть такое понятие «созависимость»). Дело не в самом симптоме, а в том, что за ним стоит: КАКАЯ неуслышанная просьба ребенка, КЕМ неуслышанная, какая его жизненно важная потребность ущемлена и кем. Это не страх оставаться дома одному сам по себе, это не склонность к воровству, это не драчливость сама по себе, не капризность сама по себе, не лень сама по себе! Каждый симптом – это определенный (повторюсь: очень конкретный для очень конкретной системы!) посыл, это просьба ребенка, возникающая в определенных ситуациях, обращенная к конкретному человеку и именно им постоянно неслышимая и не выполняемая. Ребенок еще не может по-взрослому высказать, а если и может, то его не услышат: «Мама, папа!!! Перестаньте ругаться! Я боюсь!... Мама, не плачь, папа вернется! Он нас любит! ... Бабушка, мама, не кричите на папу! Я боюсь, что он уйдет! Мама, я боюсь, что ты меня наругаешь за то, что я нечаянно что-то сломал!... Я ужасно зол на Вас, потому что Вы меня заставляете есть, когда я не хочу! Я в отчаянии, потому что не понимаю, как решать эти примеры, а ты кричишь на меня! Я боюсь, что ты не будешь меня любить!... Ты любишь мою сестренку, а я тебе не нужна!... Дедушка смотрит ужастики и про убийства, я это слышу и вижу – и боюсь, что меня убьют, родители смотрят и обсуждают громко вслух случаи воровства детей, и я боюсь… Я хочу спать, а мама с папой ругаются, им не до меня!... Мне одиноко и скучно, я хочу общаться, хочу, чтобы мама меня обнимала, чтобы папа со мной боролся, разговаривал, играл, а родители только работают, а дома нервные и уставшие, не до меня, я вообще никому здесь не нужен… я им мешаю… и т.д. и т.п. За всеми этими ситуациями столько душевной боли ребенка! Сердце его разрывается, он мечется, на это никто не обращает внимания, психика не выдерживает напряжения, находит искаженные пути справиться со страданием. Например, такой: срочно заболеть! Тут же мама забыла про свои слезы и гнев на папу, тут же папа решил вернуться домой, тут же родители перестанут требовать делать математику и громко ругать. «О, они и впрямь меня любят! Жаль, что только когда болею! Но мне так нужна их любовь и мир в доме, значит нужно хорошенечко и почаще болеть!»... Или так: «Нужно научиться ненавидеть маму, огрызаться с ней постоянно и закатывать истерики, чтобы не было так больно, когда она уезжает на месяц, бросает меня!»... Или так: «Нужно брать тихонько у мамы из сумки немного денег, накупить конфет и угощать подруг, чтобы они любили меня, чтобы ценили. Потому что маме некогда меня любить, папа вообще на меня не обращает внимания, никто мне не говорит, какая я красавица, умница. Я хочу стать чемпионкой по гимнастике, а родителям некогда меня водить в секцию»… Или так: «Надо сильно моргать 4 раза глазами, не наступать на трещины на асфальте, тогда мама не умрет!»… В таких ситуациях симптом - самый простой, но очень опасный способ решения всех проблем. И теперь, когда «механизм уже запущен», остановить его самостоятельно родители уже не могут. Почему? Да именно по той причине, что они находятся в одной системе отношений с ребенком и с его симптомом. Проще говоря, когда я вижу, что ребенок стал очень капризным или агрессивным, чрезмерно боязливым или болезненным и т.д., я начинаю нервничать и тревожиться по этому поводу, лихорадочно искать причины и постоянно про себя повторяю: «Что же теперь делать???» В этом «воспаленном» нервозном состоянии я совершенно забываю про единое энергетическое поле «мать-ребенок», что дети эмоционально реагируют на состояние матери, и мой стресс «питает» его симптом. При этом ребенок неосознанно замечает, что я отвлеклась от всех своих проблем и мое внимание теперь, наконец-то, полностью обращено к нему, а именно это ему и надо! Смысл симптому исчезать? Обратившись в этом случае к психологу, мама имеет возможность успокоиться, и ее равновесие окажется ресурсом неоценимой силы для решения проблемы, связанной с состоянием или поведением ребенка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|