Почему люди не доверяют психологам?

        Есть у меня одна знакомая, которая при встрече со мной обязательно отметит в разговоре, что ей психолог не нужен. Она считает, что к психологам ходят только люди слабые и больные. Я, конечно же, каждый раз с ней соглашаюсь. Другой мой хороший знакомый уверен, что психологи нужны тем, у кого нет друзей. В моем окружении достаточно много таких людей, которые не доверяют психологам.

И, не смотря на то, что сейчас появляются статьи, про то, чем может помочь психолог, чем он отличается от психиатра, коуча и экстрасенса, а психологические сессии от разговоров с подругами за чашкой чая, люди все равно экстрасенсам верят, а психологам не очень. Экстрасенс обещает четко – выведу из запоя, верну мужа, сниму венец безбрачия и все становиться ясно. А чем может помочь психолог, не всегда понятно.


     С одной стороны, ведь жили люди раньше без психологии. Это только последние лет двадцать в России появился широкий выбор психологических направлений, и психотерапия стала доступной многим. С другой стороны, жили мы и без компьютера и мобильного телефона. А сейчас компьютеры и телефоны есть почти у каждого, а психология так и не стала широко востребованной услугой. И, хотя, за рубежом психотерапия давно входит в полис медицинского страхования, а при обращении в больницу наряду с общими анализами обязательна консультация психотерапевта, у нас в стране к ней, по-прежнему, приглядываются и опасаются.

      Есть у меня на этот счет одна версия, которой я хочу с вами поделиться.

     Так, как я имею несколько специализаций в психологии, у меня в Facebook много друзей психологов разных направлений. В моей новостной ленте часто появляются посты, статьи и анонсы различных психологических и расстановочных мероприятий. И вот что я наблюдаю каждый день. Лишь изредка встречаются статьи и посты, которые написаны живым, понятным и доступным языком. Но в большинстве, эти тексты предназначены людям посвященным. Каждое направление имеет свою картину мира и свой специфический профессиональный язык. Чтобы его понять, нужно быть в теме. Человеку новому, неискушенному в психологии со стороны это видится немного странным. Реклама и продвижение психологических групп и мероприятий выглядят либо как приглашение на закрытый профессиональный междусобойчик, либо как вербовка в секту. И возникает вопрос - кому адресованы эти статьи, посты, приглашения - коллегам или клиентам? Предполагается, что клиентам. А вот слышат ли их те, кому они предназначены? Впервые я об этом задумалась в прошлом году, когда, мы решили сделать видеоканал Московской психологической лаборатории 12.

     Мы начали работу с видеовизиток специалистов, и на первой же съемке столкнулись с проблемой - психологи неинтересно, однообразно, а главное непонятно рассказывают о себе. Я была озадачена тем, как опытные психологи, имеющие многолетний опыт работы с группами, прятали свою индивидуальность за профессиональными терминами «травма», «мужеско-женские отношения», «гештальт» и пр. Надо было что-то делать. Такой материал выкладывать в сеть нельзя. Я, как сценарист, предложила провести для психологов центра несколько практических занятий «Сторителлинг – искусство рассказывать истории». Эти несколько занятия принесли мне и участникам много открытий.

Для начала, чтобы посмотреть, как тексты психологов влияют на людей, я предложила им разделиться на пары, где каждый по очереди будет рассказчиком и слушателем. Но слушатели были не обычные. Я попросила каждого рассказчика назначить слушателем своего «лучшего клиента». Из этой роли «Слушатель» давал «Рассказчику» обратную связь на текст в виде свидетельского отклика. Что почувствовали? Что откликнулось? Что захотелось сделать? Какие мысли и истории всплывают в памяти, когда слушаешь текст?

Первые тексты – первые откровения. Оказалось, что слова, на которые присутствующие обычно опирались, рассказывая о себе, о своей работе, о своих проектах действуют на «клиентов» не тем образом, как они ожидали.
Я приведу самые популярные слова из списка этих групп и реакцию «Клиентов» на эти слова.

ТРАВМА – либо пугает, либо его просто не слышат. Но никак не вызывает интерес.
ОСОЗНАННОСТЬ - скука
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – пугает. Клиент не хочет на этапе рекламы даже слышать о своей личной ответственности за свою жизнь и все, что в ней происходит
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС – скука, раздражение.
ЦЕЛОСТНОСТЬ – отвращение, страх, скука, непонимание
РЕСУРС – не понятно. «Это про нефть и газ?»
МУЖЕСКО-ЖЕНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ – про что-то ооочень сложное, но не про меня и моего парня.
И, наконец, перечисление подходов, в которых работает специалист – СИСТЕМНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ
КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
НАРРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ
ГЕШТАЛЬТ
– вызывают у «клиентов» чувство скуки и потерянности. Слишком незнакомо. Клиент перестает слушать и слышать то, что идет за перечислением подходов. То, что психолог считает своей сильной стороной, все его сертификаты, специализации, курсы повышения квалификации в перечислении сплошным списком работают против него.

Открытие №1. ПСИХОЛОГИ И КЛИЕНТЫ ГОВОРЯТ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ.
Так для кого мы пишем? Для коллег, которым знаком и понятен это язык или для клиентов? Почему психологи прячутся за профессиональными терминами? Это желание продемонстрировать экспертность или проявить лояльность к профессиональному сообществу?

     Что получается, когда мы обращаемся к клиентам на своем профессиональном языке? По большому счету, мы предлагаем им свой вариант реальности, приглашая их сменить свое мировоззрение. Одних это отталкивает от психологии. Они не желают обращаться в новую веру. Им нужна реальная помощь в конкретной жизненной ситуации. Другие принимают правила этой игры. Откликнувшиеся на такие тексты люди полностью принимают суперэкспертность психолога и начинают взаимодействовать с ним по «медицинской модели» - «Вы такой умный, сделайте со мной что-нибудь, чтобы мне не было так плохо, а стало хорошо». Или по «магической модели» - «сделайте так, чтобы он(она) изменились». Третьи, набравшись из разных источников поверхностных знаний по психологии, начинают состязаться с психологом. Лично меня настораживают «прокачанные» клиенты, которые в качестве запроса выдают диагноз, который они сами себе поставили - «хочу сепарироваться от мамы», «хочу найти свое место в семейной системе», «хочу найти свое предназначение». Через защиты, укрепленные «психологической грамотностью» таких клиентов, мне приходиться долго пробираться до реального запроса, который часто звучит гораздо проще и конкретнее.

Как тогда психологам писать, какими словами, чтобы клиенты понимали и слышали, чтобы они нам доверяли? А как вы с ними работаете на индивидуальных консультациях и в группах? Так и пишите. Одни специалисты со временем сами приходят к такому выводу. Другие просто перестают писать статьи.

Открытие №2. ПИСАТЬ ЖИВЫМ И ДОСТУПНЫМ ЯЗЫКОМ МОЖЕТ КАЖДЫЙ. На мастер-классах, участникам удалось выйти за ограничения профессиональной терминологии. И мы стали свидетелями рождения живых текстов по психологии. Они были разные, не похожие друг на друга. В каждом чувствовался внутренний личный интерес автора и индивидуальность специалиста. Они были искренние. Но все оказалось не так просто и здесь нас ожидало новое открытие

Открытие № 3. ПСИХОЛОГ МОЖЕТ ПИСАТЬ НА ЯЗЫКЕ КЛИЕНТА, НО ПРИ ЭТОМ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ УЯЗВИМО. Сами авторы оценивали свои тексты гораздо ниже, чем окружающие. Практически все, прежде чем зачитать то, что они написали, заранее себя обесценивали – «ничего, мол, особенного». Но эти тексты реально были другие, не похожие на первые – честные, открытые. Они трогали душу, вызывали заинтересованность, доверие и живой отклик.

Реалии нашей профессии таковы, что мы должны быть двуязычными. Владеть и профессиональным языком, для общения с коллегами, на супервизиях и интервизях. И простым человеческим языком. Здесь вроде бы нет ничего сложного, оба языка мы уже знаем. И если при работе с клиентами нам это легко удается. То при написании текстов включается внутренний критик и возникает желание укрепить свою экспертность, опираясь на профессиональный язык. Текст – это проявление себя. Здесь, как при страхе публичных выступлений включается страх критики, страх ошибки, страх позора.

Писать своими словами просто. Вы делаете это ежедневно, даже не задумываясь – письма, поздравления, сообщения в мессенджерах, СМС… Навык писать своими словами тексты профессиональные нарабатывается. Надо просто писать.

Открытие №4. СМЕЛОСТЬ ПИСАТЬ ТЕКСТЫ РАЗВИВАЕТСЯ В УСЛОВИЯХ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Когда мы выходим из оценочной плоскости нравиться/не нравиться. Когда мы видим, что наши тексты интересны другим людям, как они влияют на них, как они им откликаются.

Какой же можно сделать из этого вывод? Пишущий психолог должен быть двуязычным. Говоря с клиентами на языке своего профессионального психологического сообщества, мы нарушаем их личные границы, а также все законы и правила как психологии, так и маркетинга.

Желание психологов спрятаться  за профессиональными терминами вполне естественное. С одной стороны, это потребность в поддержке коллег, с другой стороны, проявление лояльность профессиональному сообществу. Это важно, но мешает писать простым доступным для клиентов языком. Когда я только начинала писать статьи по психологии, я  поймала себя на том больше боялась оценки и осуждения коллег, чем клиентов. Думаю, что способность писать и на профессиональном языке и на языке доступном для клиентов, это определенная степень зрелости специалиста, когда он рискует сепарироваться от профессионального сообщества, сохраняя при это свою профессиональную идентичность. Можно прийти с годами к этому самому, а можно найти свой авторский стиль и укрепиться в нем в поддерживающей среде.

Возможно, простой вопрос – «МЫ ДЛЯ КЛИЕНТОВ ИЛИ ОНИ ДЛЯ НАС?» - будет напоминать вам об этом, когда вы в следующий раз будете писать статью или пост в социальной сети.

           Если вы хотите продвигать себя в социальных сетях через статьи и посты, установить контакт с клиентами через свои тексты, стать  для них более, доступными и понятными, но пока не решаетесь, приглашаю Вас в нарративную лабораторию "Своими словами".

https://www.psyoffice.ru/trainings/svoimi_slovami/

 

 

 



Просмотров: 542
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как я начинал писать тексты и как я делаю это сейчас
  • Почему страшно писать тексты?
  • Как не стоит писать, чтобы не "спасать", а получать обращения реальных клиентов?
  • Почему важно писать свои статьи и с чего начать?
  • Самый простой и очень эффективный способ писать убедительные статьи
  • Мастурбации быть! Или может ли психолог писать на тему сексуальности?
  • Как сделать так, чтобы Ваши статьи приводили к Вам клиентов в течение многих лет?
  • Экономьте время – упростите жизнь. Как писать уникальные статьи за 15 минут?
  • С чего начать писать статьи автору-новичку?
  • Продвижение психологических услуг: "Тексты психологов. Работа над ошибками"
  • Всему свое время, или когда ребенку начинать писать и читать?
  • Почему на тексты психолога не приходят клиенты?
  • Что делать психологу в соц.сетях, чтобы тексты читали
  • «Как писать легко или каждый день я счастлива!»
  • Писать или не писать, вот в чём вопрос!
  • Как пишут психологи. Вдохновение и тексты
  • Развод.Закрыть одну книгу, чтобы начать писать новую.
  • Как психологу писать в соц.сетях, чтобы его читали? Принцип трёх "П"
  • Психолог как судебный эксперт или как писать официальные психологические заключения
  • Что читать психологу, чтобы классно писать?
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • Учим English -Рубрика-через психоаналитические тексты-2-3 фразы в день
  • Хочу, но боюсь писать (выступать, показываться...)
  • Если вы не привидение, перестаньте являться или как психологу писать о себе
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • Когда раздражают статьи психологов
  • "Доброго времени суток" или как не надо писать сопроводительные письма.
  • У каких психологов есть клиенты и у каких психологов нет клиентов?
  • 7 ошибок, которые мешают психологу находить клиентов через свой сайт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь