Сексуальность: быть или не быть? (2)

Начиная работать с проблемой клиента сексуального характера, психотерапевту важно понимать пределы своих возможностей и, при необходимости, направить своего клиента на консультацию к врачу для выяснения физиологических и медицинских аспектов его проблемы.

Надеюсь, что алгоритм психологического консультирования, разработанный как синтез гештальт-терапии и позитивной психотерапии с использованием 5-ступенчатой модели помощи Н. Пезешкиана, поможет подготовиться к встрече с клиентом с запросом на исследование своей сексуальности или пригодится для самоанализа по этой теме.

Ступень 1. Дистанцирование

Цель этой ступени -  помочь клиенту, в первую очередь, заговорить на трудную для него тему и помочь взглянуть на проблему  со стороны, с разных точек зрения. Техники позитум-подхода (метафора, позитивная реинтерпретация, транскультурный подход) помогают сделать это наилучшим образом.

  • Что для Вас значит сексуальность?
  • Есть ли для Вас разница между сексом, сексуальностью и любовью?
  • Что даёт Вам сексуальность? Что Вам нравится в Вашей сексуальности?
  • Знаете ли Вы людей, обладающих сексуальностью?
  • Как в других культурах относятся к сексуальности?
  • На что похожа Ваша сексуальность? Что напоминает?
  • Какой жизненный девиз помогает Вам чувствовать себя сексуальным?
  • Запишите события своей жизни, которые, на Ваш взгляд, имели влияние на развитие Вашей сексуальности.

Принцип надежды на этом этапе помогает рассмотреть вопрос «нормальной» сексуальности с точки зрения её функций, её смыслом и вместе с этим её позитивными сторонами.

«Порок это не употребление плохого, а злоупотребление хорошим»

 Ступень 2. Инвентаризация.

 

Цель этой ступени – исследование зон внутреннего конфликта и осознание причин проблем в сексуальной сфере клиента.

Модель распределения энергии помогает рассмотреть особенности проявления сексуальности в разных сферах жизнедеятельности клиента.

Носсрат Пезешкиан отмечал, что у людей с сексуальными проблемами, как правило, конфликтными являются сферы Тело и Контакты. Расстройства в телесной сфере  часто начинаются с табу в сексуальном воспитании по отношению к физическим процессам и связанные с этим ощущения и установки вызывают глубокое недоверие. В сфере Контакты недостаточно развита способность высказывать своё мнение, открыто и конструктивно говорить с партнёром, как о негативном, так и о позитивном.

Сфера Деятельность обычно бывает позитивно заполнена. Трудолюбие и хорошая успеваемость в школе поощряются любовью и признанием. Всё, что лежит за пределами этой сферы оценивается, как пустое времяпрепровождение [3; 398].

  • Как Вы относитесь к своей внешности? (к своему телу?)
  • Проанализируйте свой цикл сексуального контакта [1; 27-29]. Определите, на каком из этапов происходит срыв контакта.
  • Как Ваша профессиональная деятельность влияет на Вашу сексуальность?
  • Как Ваша сексуальность влияет на Ваши отношения с окружающими?
  • Что для Вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом)
  • В чём смысл сексуальности?
  • Какую роль в вашей сексуальности играют фантазии?
  • Есть ли сферы в Вашей жизни, где Вам не хватает сексуальной энергии? И где, наоборот, она мешает?

 Концепции

Сексуальность — это та область, где найдется великое множество готовых фраз, чаще всего в форме приказаний или запретов, исходивших из окружающей нас воспитательной среды [1; 32].

  • Каковы Ваши «сексуальные ценности», то есть собственная концепция сексуальности, Ваши сексуальные нормы, то, что считаете правильным, и то, что не принимаете?

 Модель эмоциональных установок

 Ребенок, лишенный в младенчестве родительского тепла и других форм связи с отцом и матерью, впоследствии может испытывать трудности при вступлении в интимные отношения с другими людьми, или не получать удовлетворения от собственной сексуальности.

Согласно исследованиям Н. Пезешкиана, при первичных сексуальных нарушениях центральную роль играют базовые способности (способность к любви, четыре модели для подражания), а при вторичных сексуальных расстройствах – вторичные способности (например, аккуратность, опрятность, пунктуальность, верность и т.д.) [3; 397].

  • Как часто родители показывали свою любовь к Вам через прикосновения, поцелуи?
  • Как Ваши родители демонстрировали любовь и нежность друг к другу?
  • Что говорилось о сексе в доме Ваших родителей?
  • Каким образом Вас «просветили»? Как Вы это восприняли?
  • Как Ваши родители называли половые органы?

 Ступень 3. Ситуативное ободрение.

Цель – поддержка поощрением, поиск  позитивного русла в бурном потоке конфликта  клиента, активизация ресурса.

  • Вспомните случаи, когда Вы были гармоничны в своей сексуальности?
  • Знаете ли Вы людей, которые уже справились с подобными проблемами?
  • Есть ли у Вас ресурсы, чтобы развивать свою сексуальность?
  • Кто и что может Вам помочь?
  • Есть ли у Вас поддерживающее послание для себя?

 Ступень 4. Вербализация.

Цель – первые шаги для изменения; передача ответственности клиенту, научение методам самопомощи.

С позиций гештальт-подхода тремя основными составляющими здоровых сексуальных отношений являются нежность, близость и агрессивность (НБА).

Нежность (способность давать и принимать нежность в форме слов, жестов, просто внимания) – является базовым качеством для здоровой сексуальности.

Близость - способность принять другого на своей территории без ощущения себя захваченным или поглощённым [1].

Агрессивность – способность выразить своё желание и потребности. Этимологически слово происходит от латинского выражения «ad-gressere», означающего «идти к...», что является синонимом такого понятия, как контакт. В сексуальности важно разделять понятия агрессивности и насилия, жестокости (принуждение через использование силы). Без здоровой агрессивности, которая связана с силой человека и проявляется в уважении к рамкам, в жизни не обойтись, она особенно необходима для удовлетворительной сексуальности [1; 55].

Наша нежность и способность переживать близость полностью раскрываются только тогда, когда мы начинаем уважать свою агрессивность. Именно с этого момента становится возможной настоящая сексуальная коммуникация.

Говоря о здоровой сексуальности, необходимо отметить также важность баланса «Брать-Давать».

  • Проследите возможное развитие нежности, близости и агрессивности в соотношении «брать-давать» по балансной модели (телесные ощущения, мысли, чувства, смыслы).
  • На сколько баллов по 12-бальной шкале Вы оцениваете свою сексуальность?
  • Что Вы готовы сделать уже сегодня для достижения своей цели?
  • Как бы Вы могли изменить свои концепции о сексуальности?

 

Ступень 5. Расширение целей

 Цель – помочь клиенту осознать, что у него есть ряд других возможностей, помимо областей, затронутых в конфликте.

  • Представьте, что Вы получили приглашение прочесть лекцию о сексуальности. Что бы вы донесли слушателям?
  • Что теперь Вы будете делать по-другому?
  • Что это Вам даст?
  • На что теперь Вы можете опираться?
  • Какие у Вас планы на будущее?

 Данный алгоритм может быть использован в индивидуальной работе с клиентом, в групповой работе, а также для личного опыта. Тема сексуальности очень обширна и затрагивает разные сферы жизни человека. Часто этот термин нагружен страхом, страданиями и травмами.  Работая с такими клиентами, особое внимание следует уделять созданию атмосферы полного доверия и принятия клиента в сочетании с терапевтической поддержкой.

 Литература:

1)   Мартель Б. Секс, любовь и Гештальт.- СПб.: Речь, 2006 – 192 с.

2)   Пезешкиан Н. 33 и 1 формы партнёрства: Пер. с нем. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2005. – 288 с.

3)   Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1996 – 464 с.: ил.

4)   Платон. Сочинения: В 3 Т. М., 1970. Т.2, с. 118-119

5)   Фромм Э. Искусство любви. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1990. – 80 с.

6)   http://vocabulary.ru/dictionary/9/word/%D1%C5%CA%D1%D3%C0%CB%DC%CD%CE%D1%D2%DC

7)   http://ru.wikipedia.org/wiki/Сексуальность



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сексуальность. Секреты сексуальности. Бесплатный вебинар.
  • Развитие групповой психотерапии с точки зрения сексуальности
  • Норма сексуальности. Упражнение "Какова моя сексуальность".
  • Аноргазмия. Боюсь своей сексуальности. Секс стал скомканным
  • Дуэль либидо: Разные уровни сексуальности в паре и 7 шагов к разрешению конфликта сексуальных желаний
  • #Здоровая_психосоматика Вымою все все полы, или страх своей сексуальности
  • Мастурбации быть! Или может ли психолог писать на тему сексуальности?
  • Пик сексуального наслаждения. Дар или проклятье? Психология сексуальности в нашей жизни.
  • Фонтан вашей сексуальности
  • Аноргазмия и вагинизм. Как избавиться от сексуальных женских проблем? Психотерапия сексуальности
  • Возрастные аспекты сексуальности или как с этим быть?
  • Авторская программа для решения сексуальных проблем «Раскрытие сексуальности»
  • Простейший тест на определение вашей реальной женской сексуальности
  • Терапия сексуальных отношений в браке. Аспекты сексуальности. Часть 2
  • Расширение диапазона сексуального поведения и сексуальности: полезные советы-3
  • Расширение диапазона сексуального поведения и сексуальности: полезные советы-2
  • Расширение диапазона сексуального поведения и сексуальности: полезные советы
  • Вопрос проявления сексуальности
  • Развитие сексуальности
  • Развитие собственной сексуальности-верный шаг к успеху в любом деле!
  • Психологические проблемы сексуальности современного человека
  • Сексуальные проблемы. Вагинизм. Нет женской привлекательности и сексуальности
  • Мужские сексуальные проблемы. Секреты мужской сексуальности
  • Развитие женской сексуальности
  • Работа с проблемами женской сексуальности методом сказкотерапии
  • чмдвкп Размышления о сексе, сексуальности и сексуальном поведении.
  • О любви и сексуальности
  • Сексуальные страхи и страх сексуальности
  • Как устранить аноргазмию? Хочу быть раскрепощенной в сексе. Секреты женской сексуальности
  • Группа как Объект Желания. Изучение сексуальности в групповой терапии. Глава 9. Тема инцеста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь