|
(Вне)научный взгляд: О ЛюбвиАвтор статьи: Герасименко Вадим Витальевич
Любовь – тема весьма трепетная и волнующая. О любви написано много, сказано не меньше, однако, по всей видимости, понять этот феномен оказывается, подчас, задачей весьма трудоемкой. Даже так – сводя любовь лишь к сфере чувственного, осознание ее может показаться делом весьма излишним. Между тем, как сообщает нам психоаналитическая теория, в основе психического аппарата лежит именно она (пожалуй, допустим здесь небольшую оплошность с нашей стороны и отождествим понятия либидо и любовь, не забывая при этом, что содержательно данные понятия являются лишь пересекающимися, но ни в коем случае не взаимозаменяемыми). И, зачастую, именно чувство недостатка в любви (между прочим, часто неосознаваемое) и является ядром всякого рода психологического неудовлетворения (страданий, негативных переживаний, боли, неудовлетворенности в окружающем и т.д.). Таким образом, те трагедии, что случаются день ото дня, можно проинтерпретировать как симптомы недостатка в любви, крики о желаемой помощи, признания, заботе. И, к сожалению, если судить по окружающему нас информационному полю и фактами из реальности, проблема недостатка в любви масштабна. Практическая сфера сталкивается с тем, что дети, столь трепетно нуждающиеся в проявлении заботы и любви со стороны своих родителей, педагогов, других значимых взрослых, оказываются перед тем фактом, что сами родители, не получившие любви сполна в детстве, не в состоянии дать ее им, и даже больше – они сами жаждут ее от своих детей, любимых, близких! А от этого конфликты, размолвки, истерики и прочее, и прочее… Что же такое любовь? Во-первых, стоит отметить, что любовь - это не «что-то». Нет такого объекта. Овеществление любви – это идеализация образа, безмолвное поклонение бессознательным символам, неосознанная проекция своего внутреннего содержания во внешний. Если подойти к этому с точки зрения аналитической концепции К.Г. Юнга, такая любовь есть перенесенный на объективную реальность неосознаваемое желание ассимиляции (соединения) со своей анимой (для мужчины) или анимусом (для женщины), т.е. с внутренним содержанием женского (для мужчины) или мужского (для женщины). В этом случае любовь действительно слепа, ибо не терпит она глаз, не терпит она видящих, а если быть точнее в своих метафорах, сам любящий не терпит глаз своих. Как только спадает пелена – тогда пропадает и любовь. Внутренний образ перестает соответствовать внешнему. А тогда пропадают чувства и идеалы, приходит растерянность из-за новой, незнакомой ситуации. Конечно, сам по себе факт ассимиляции со внутренним содержанием является весьма ресурсным, приводящим к развитию нашего Эго. На самом деле, как бы парадоксально сейчас это не звучало, может быть ресурсным и проекция этого содержания во вне, но только если такой перенос будет осознанным, и ценится будет не субъект, а сам акт любви. Любовь, в первую очередь – это процесс, который совершается в настоящий момент. Как было написано ранее, часто охватывается лишь часть этого явления – лишь ее чувственное содержание. С потерей чувств, пропадает и сама любовь. Однако представляется куда более верным, что любовь – это симбиоз когнитивного, аффективного и деятельного. Разума, чувства и их проявления. Для разъяснения давайте прокомментируем основную мысль фильма Фрица Ланга «Метрополис» 1927 года:
На самом деле, не смотря на кажущуюся однозначность, данная мысль многомерна: таким же образом посредником между головой и сердцем должны быть руки, а между руками и сердцем обязательно должна быть голова. Руки, как деятельное начало, символизирует нашу способность видоизменять реальность, а без взаимодействия с действительностью нет и дальнейшего развития, сколь бы не были развиты разум и чувства; Голова – это наша осознанность в чувствах и действиях, без нее мы оказываемся лишь марионетками наших инстинктивных желаний. Таким образом, в схеме Голова-Сердце-Руки нет главенствующего звена. И эту схему можно представить олицетворением структуры любви, как триединства разума, эмоций и воли. И если разум и эмоции – проявление нашего психического внутри, то воля, или деятельное, побудительное начало, это проявление нашего психического снаружи. Но как осуществлять этот волевой акт, если, как уже было упомянуто раньше, существует «кажущийся» недостаток в любви? Тут стоит отметить еще один поистине замечательный факт – акт любви, направленный во вне, на самом деле направлен на нас самих. Требовать любовь от окружения, значит требовать ее от себя. А уметь дарить любовь – это, означает, уметь заботиться о самом себе. Это легко спутать с эгоизмом или нарциссизмом, однако не даром Фромм, в своей работе «Искусство любить» отмечает:
Мы постоянно проецируем свое субъективное содержание на окружающий мир. В этом плане человек, если позволите такую метафору, – это одновременно и проектор, и зритель. Объективный мир представлен для нас в параллельной (т.е. одновременно осуществляющейся) взаимосвязи – с одной стороны мы проецируем свое содержание на окружающее нас пространство, с другой стороны мы осознаем это содержание, соотносим с известными формами и заполняем пробелы (либо через познание, либо через когнитивные искажения). И в этом процессе другие люди играют для нас важную роль как рефлекторы нас самих. Следуя Юнгианской аналитической концепции, в этот момент проецируются наше позитивные (подлежащие Эго) или негативные (подлежащие Тени) сферы, а также сферы мужского (анимуса) или женского (анимы). Первые впечатления всегда поверхностны, и не отражают самого познаваемого субъекта, а лишь целиком и полностью нас самих. И лишь со все более глубоким познанием Другого, с обнаружением отличных от наших черт, мы развиваем самих себя, включая в свой субъективный план все новые и новые штрихи. Исходя из всего этого, глубокие личные отношения имеют значимый для развития характер – мы, проникая во все более глубокие сферы Другого, на самом деле открываем все более глубокие сферы самих себя. И чем дольше длиться данная связь и чем глубже проникновение друг в друга, тем сильнее мы познаем и развиваем самих себя. Джеймс Бьюдженталь, американский психолог и психотерапевт, в своей работе «Искусство психотерапевта» выделял семь уровней общения – от формальных до интимных, и даже бессознательных. Если первый уровень отличается максимальной сдержанностью и взаимодействие исключительно через призму своих «масок», то в интимном общении происходит максимальное раскрытие человека. И только в глубоких отношениях есть возможность познавать и раскрывать сферу действительно интимного, бессознательного и коллективного. Психолог, в своей работе, стремится достигнуть сферы интимного – именно на этом уровне происходят все значимые изменения в личности клиента и самого терапевта. Но достижение этого уровня невозможно без проявления любви как со стороны психолога, так и со стороны клиента. Однако связь клиента и психотерапевта – это иного рода связь. Она непостоянна и максимально конкретна. Связь же двух любящих отличается постоянностью и всеобщностью. Пары находятся в постоянном переходе от одного уровня в другой, от формальности к интимности и обратно. И что отличает любящих от зависимых: первые стремятся к изменению и приветствуют изменение Другого. На каждом уровне они ищут возможности что-то дать Другому, чтобы посредством этого вырасти самому. И это, поистине, и есть искусство. Любить – значит учится принимать, для того, чтобы дарить; учится познавать, для того, чтобы чувствовать; учится видеть, для того, чтобы прозревать; учится умирать, для того чтобы жить… И как любое другое ремесло – любовь необходимо развивать. Искусство любить – значит совершенствоваться в своей способности развиваться, выстраивать отношения таким образом, чтобы любые возникающие проблемы - в паре, между друзьями или компаньонами, - становились задачами, решение которых приводило бы к росту. С этой точки зрения, вопросы о совместимости партнеров могут оказаться не просто излишними, а даже вредными, т.к. подразумевают под собой идею о том, что существуют беспроблемные отношения. Весьма вероятно, что такого рода отношения действительно существуют. И, что еще более вероятно, это есть отношения созависимых, когда другой «подгоняется» в рамки чужих бессознательных интенций. В конце концов, смею сделать такое предположение, что любые двое случайно взятых человека способны построить сильные, качественные и долгосрочные отношения – все зависит от степени их осознанности, от их стремления к развитию и изменениям. Конечно, это трудоемкий труд, который, подчас, требует множества ресурсов. Однако, позволим себе закончить данную статью цитатой из фильма Д. Вайгеля «Цирк Бабочек», снятый в 2009 году:
Ведь движение к цельности, к личностно важному и не представляется возможным без значительных трудностей на пути, преодоление которых, в своей сути, и есть само движение жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|