|
Аллергия и психосоматика: ответы на вопросыАвтор статьи: Екатерина Шевякова
Клинический психолог Екатерина Владимировна Шевякова ответила на вопросы читателей «Аллерготоп» через Facebook и Вконтакте. Мы публикуем ответы. Вопрос: В период обострения поллиноза у многих отмечается повышенная раздражительность и утомляемость. Особенно это актуально для подростков, которые сдают экзамены (ОГЭ и ЕГЭ): их нервная система постоянно испытывает дополнительные нагрузки. Чем простимулировать работу мозга и снизить тревожное состояние, не тормозя работу ЦНС? Ответ: Поллиноз действительно сопровождается повышенной раздражимостью и эмоциональной лабильностью, а экзамены только усиливают это состояние. По поводу медикаментозной поддержки стоит обратиться к врачу-аллергологу. Но родители тоже могут помочь ребенку. Ему пока сложно справляться со своими эмоциями и перегрузками. Даже если он делает вид, что ему все безразлично, внутри он напряжен и зачастую волнуется больше, чем показывает. Создайте в семье спокойную, доверительную обстановку, особенно на период проверочных работ. Расскажите веселую историю про свои экзамены, поставьте ему бутылочку воды и тарелку с фруктами во время подготовки к тестам. Постарайтесь быть ему опорой, передать свое спокойствие и внушить уверенность, что все у него получится.
Вопрос: В весенний период стрессовый фон в школе (контрольные, тесты и т.п.) усиливает аллергическую реакцию. Какие меры тут можно принять? Ответ: Задача родителей – стабилизировать состояние подростка через собственное спокойствие и эмоциональную устойчивость. Не стоит усугублять панику. Стрессовые ситуации будут всегда, важно научить ребенка выдерживать это напряжение, то есть правильно распределять силы, просить о поддержке и получать ее, уметь восстанавливать свои ресурсы. Для начала можно составить план подготовки и следовать ему.
Вопрос: Можно ли снизить аллергическую реакцию у ребенка путем корректировки психоэмоциональной среды в семье? Ответ: Да, возможно, хотя это постепенный, небыстрый процесс. Ребенок чаще взрослых соматизирует, то есть переносит психологическую нагрузку как физическое недомогание, поскольку альтернативные способы психологической защиты и компенсации у него пока не до конца сформированы.
Вопрос: У моей 7-летней дочери атопический дерматит и сильная аллергическая реакция на яйцо, березу, ольху, арахис. Молоко она не пьет, кисломолочные продукты употребляет очень ограничено. Иногда дают реакцию черешня, персик, нектарин, яблоко: краснеет вокруг рта, но быстро проходит. Дочка постоянно просит сладкое, шоколадки и конфеты. В школе съедает сразу все, что попадает в руки, собирает мелочь и покупает конфеты. Я всегда говорю ей, что можно все, но чуть-чуть, а она требует много, устраивает истерики. Скажите, не приведут ли ограничения в сладком к психологическим нарушениям в питании? Как правильно поступить в данной ситуации? Ответ: Складывается впечатление, что вы сами не до конца уверены в необходимости ограничений и запретов, и дочка это чувствует. По описанию это похоже не столько на любовь к сладкому, сколько на противостояние с вами. Попробуйте поговорить с ней о последствиях, о дискомфорте, который возникает от покраснений, об эстетической стороне вопроса, поищите что-то важное для нее, ради чего она сможет себя контролировать. Она уже школьница, важно потихоньку внушать ей ответственность за себя.
Вопрос: Есть ли какие-нибудь хитрые способы выудить из ребенка-подростка причины его тревоги? Дети такие скрытные в этом возрасте! Может быть, поиграть в какую-нибудь игру, которая заставит его проговориться? Ответ: В вашем вопросе меня настораживает формулировка «хитрые способы». Подросток очень чувствителен к фальши. Это заставляет его «сворачиваться», закрываться, отвечать формально. Нужно просто побольше общаться, болтать с ним обо всем, обсуждать текущие вопросы, спрашивать его мнение, рассказывать о себе, делиться своими впечатлениями. Хорошо, если уже в детстве между вами был установлен контакт, есть кредит доверия. Просто с возрастом нужно пересмотреть формы этого общения. Но у вашего вопроса есть и другая сторона. А стоит ли вам знать, что его тревожит? Он растет и имеет право на свою внутреннюю тайну, если она не угрожает его безопасности и здоровью. С какими-то проблемами он уже способен справляться сам, и важно дать ему такую возможность. А вам следует научиться справляться со своей тревогой за него, доверять и отпускать.
Вопрос: Как хотя бы немного снизить беспокойство за ребенка? В целом он здоров, но есть аллергия на пыльцу. Я на этой почве просто свихнулась. Боюсь, что с ним что-то случится. От этих страхов скандалы в семье. Ответ: Если ваше волнение настолько сильное, вам лучше обратиться за очной психологической консультацией. У матери всегда присутствует страх за жизнь ребенка, но обычно это фоновое чувство, как чувство самосохранения, которое распространяется на ребенка. У вас же оно вышло на передний план и осложняет отношения в семье. Возможно, виной всему ваш личный страх, некое переживание, которое захлестывает вас и заслоняет реальность. Бывает, детские травмы родителей актуализируются по мере взросления детей, и тогда то, что происходит с детьми, они переживают как нечто катастрофическое.
Вопрос: Я обращалась в Московскую службу психологической помощи. Там психолог меня выслушала и отправила к психиатру за таблетками. Ответ: Найти специалиста, который подойдет именно вам, и правда непросто. Но возможно. С каждым следующим доктором вы будете все лучше понимать, кого вы хотите увидеть перед собой и что вам от него надо. И в какой-то момент вы обязательно найдете своего специалиста! Психиатр тоже не так страшен, как о нем говорят, но важно, чтобы он неформально относился к пациенту, а был внимателен в выборе препаратов и дозировке. Это тонкий процесс, в котором важно взаимное доверие. Ну а если говорить о последствиях эмоциональной травмы, то даже если медикаменты помогут снизить эмоциональный фон, они не смогут убрать истоки проблемы. Здесь нужна психотерапия в ее психологическом понимании, с проработкой отношений, смыслов и ценностей, чтобы собрать в итоге комплект, который подойдет именно вам, в котором будет жить комфортно и свободно.
Вопрос: Сыну 3,5 года, он очень активный, эмоциональный. Больше года назад начала проявляться истеричность, и сейчас манера поведения стала совсем невыносимой: он либо ноет, либо кричит, очень тяжело переключается, застревает в одной эмоции надолго. Что посоветуете? Ответ: Я советую вам обратиться к неврологу и психологу, чтобы рассмотреть ситуацию со всех сторон. С одной стороны, исключить органические проблемы в работе нервной системы и, если нужно, назначить лечение, с другой – выявить особенности семейного воспитания и поведения членов семьи, которые способствуют такому поведению ребенка. Психологическое состояние ребенка трех с половиной лет сильно зависит от семейной системы в целом. К этому добавляется еще фактор «кризиса трех лет», который связан с потребностью ребенка получить больше автономности.
Вопрос: С 1 мая почти безвылазно сижу дома (поллиноз на березу). Недавно стала замечать, что немного подпухает ладонь, когда мою яйца. После этого перестала их есть, но ребенку даю. И вот сегодня, разбивая яйца, увидела красную сыпь на руке до локтя. Ощущение было как от крапивы. Между тем на днях сдавала анализ на белок яйца – результат отрицательный. Что это может быть: психосоматика или аллергия? Раньше таких реакций на еду не случалось. Ответ: Высыпания видно не очень хорошо, но можно предположить вегетативную сосудистую реакцию в чистом виде или результат контакта с моющим средством. Такие состояния часто бывают у людей очень эмоциональных. Тем не менее нужно разбираться с врачом и уже потом обращаться к психотерапевту.
Вопрос: Много страхов, неуверенности, комплексов идут из детства и очень мешают жить. Можно ли от них избавиться и как докопаться до причин их возникновения? Ответ: Избавиться от них можно, хотя это нелегкий путь. Важны даже не сами причины: того, что было, не изменить. Скорее, нужно прожить те боль и обиды. Тогда это будет переносимо и станет частью вашей индивидуальности. Такие задачи решает долгосрочная психотерапия с психологом любого гуманистического направления.
Вопрос: Екатерина Владимировна, были ли случаи в вашей практике, когда вам удалось снизить или убрать аллергическую реакцию у ребенка путем психологической работы с родителями или непосредственно с ребенком? Ответ: Меня пригласили в проект по аллергии полгода назад, ранее я не занималась прицельно психосоматикой аллергических заболеваний. Но и у меня и моих коллег были случаи, когда на фоне работы с психологическими проблемами пациентов «побочным эффектом» было снижение интенсивности течения заболеваний, в том числе аллергических.
Приглашаю вас на вебинар посвященный психосоматике аллергических реакций "Аллергия как член семьи" записаться можно на сайте https://allergotop.com/ Текст статьи взят с сайта Аллерготоп Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|