|
Резильентность. Выживание в экстремальных условияхАвтор статьи: Шмелева Светлана Евгеньевна
Вот эти книги, послужившие основой для написания статьи: Рут Клюгер «Жить дальше» Примо Леви «И это человек?» Виктор Франкл «Сказать жизни «Да!»» Элие Визел «Пение мертвых» Рут Элиас «Надежда держит меня в жизни». Концентрационные лагеря были задуманы, как фабрики смерти, где последовательно, механистически, неотвратимо уничтожали людей. В Освенциме убивали и сжигали более 2000 заключенных в день. Эта немецкая аккуратность и организованность процесса убийства, строгая отчетность и документирование, экономическая составляющая, получение прибыли от умертщвления людей, медицинские эксперименты, потрясают более всего. Были тщательно разработаны и научно обоснованы методики для духовного убийства, для превращение людей в молчаливо марширующую массу без лиц, в существ, в которых потухла божья искра. Заключенные были хронически голодны, хронически не высыпались, тяжело работали, часто их работа была бессмысленной, каждый день они подвергались унижениям, издевательствам, видели мучения и смерть своих сотоварищей, друзей и близких. Хроническое состояние беспомощности приводило к тому, что со временем они становились безразличны ко всему, ими овладевала апатия. Они не могли уже испытывать страданий и реагировали на происходящее, как автоматы. Заключенные многократно проходили процесс селекции: сортировку на годных к работе, и не годных – борьба единственного против всех. «Мы ничто другое, как усталые животные» - пишет Примо Леви. Животные инстинкты выживания активировались у многих, но у некоторых это было сопряжено с потерей всего человеческого, ведь адскую машину обслуживали те же заключенные «капо». Имена некоторых извергов из заключенных остались в истории. Кто смог все это пережить и не сойти с ума? Сильные телом, выносливые? Все заключенные, о которых идет речь, кроме Примо Леви, альпиниста в прошлом, были телесно слабы. Рут Клюгер была единственным ребенком в возрасте 11-12 лет, который смог выжить. Другие выжившие юные заключенные были как минимум на 2-3 года старше. Рут Элиас была беременна, поэтому у нее вообще не было шансов выжить. Элие Визел был «болезненным, застенчивым, боязливым», тщедушного телосложения. Что за силы держат людей в жизни, даже если жизнь более похожа на ад? Что позволяет пройти все круги ада и не потерять себя? Каждый из авторов книг имел собственную историю выживания, но было и много общего. Способы сохранения своей целостности в экстремальных для человека условиях мне хотелось бы обсудить в этой статье. Примо Леви пишет: «Ничего не осталось нашего: у нас отняли одежду, обувь, волосы, даже имена отняли у нас. В нашем языке не осталось слов... Нет слов, чтобы описать, что мы стали.» Тело тоже не воспринималось, как свое: худое, отекшее. Если люди случайно видели себя в зеркале, они не могли узнать себя среди массы серых людей с изможденными лицами. Он говорит о потере себя, о стирании эго: «Если мы хотим сохранить себя, то должны позаботиться о том, чтобы помимо имен осталось в нас что-то, кем мы когда-то были. Мы должны опираться на силы, которые находятся в нас». Быть свидетелем Примо Леви пишет, что при вытатуировывании номера на руке он испытывал почти радость: ведь это то вещественное, что может свидетельствовать против его мучителей. Вместе с татуировкой возникла новая правда: быть свидетелем. Каждая новая улика радовала его, он предвкушал, как в будущем восторжествует правда, и он будет свидетельствовать против мучителей. Для многих заключенных нанесение татуировки было подобно просыпанию: Если до этого действительность не укладывалась у них в голове, то татуировка все поставила на свои места: они хотели выжить, чтобы свидетельствовать. Духовность и религиозность Многие евреи были высоко образованными людьми, среди них были известные ученые, раввины, музыканты, поэты. Виктор Франкл был известным в Вене психотерапевтом. Элие Визел был в высшей степени религиозным 14-летним юношей. Он хорошо знал историю своего народа, его радовало, что он является свидетелем и участником гонений на евреев. Он чувствовал себя, как герой из библейской истории и был очень горд собой. Религиозные евреи держались вместе, их духовная идентичность давала им силу пережить происходящее. Уже в телячьем вагоне по пути в лагерь, они чувствовали себя, как дома, вместе молились, пели. Элие Визел пишет: «Мое любопытство сильнее страха. Мы - свидетели исторического свершения». Позже его вера пошатнулась. Он не мог понять, почему Бог покинул свой народ. Его вывод был таков: человек сильнее Бога. 11-летняя Рут Клюгер в лагере Терезиенштадт познала свою национальную и духовную идентичность. Виктор Франкл был глубоко верующим человеком, и сохранил свою веру нерушимой. Социальные контакты Сердечные привязанности, общность с другими людьми, взаимопомощь, были очень важны для поддержания духа. Элие Визел пишет: если я держусь за жизнь, то это благодаря моему отцу. Служение Виктор Франкл был прекрасный психотерапевт и помог многим людям остаться в жизни, отвратя их от суицидальных желаний. Свою жизнь в лагере он посвятил служению. «Кто спас только одну душу, достоин такого же уважения, как если бы он спас целый мир». Франкла держало в жизни то, что люди нуждались в нем. Заботясь о других, он тем самым помогал себе. Помощь другим была для него так важна, что он забывал свою боль и нужду. В лагере он читал лекции, которые давали людям мужество и духовные силы жить дельше. Надежда, огромное желание увидеть вновь свою семью, были еще одним стимулом к выживанию. Счастливый случай или провидение Все авторы пишут о случайности, счастливом стечении обстоятельств, позволившим избежать смерти. Маленькая и щуплая 12-летняя девочка Рут Клюгер прошла через селекцию, как 15-летняя, с помощью женщины-капо, которая пожалела ее. Но этому эпизоду предшествовал разговор с матерью, с которой у Рут были сложные отношения. На этот раз она почему-то послушалась свою мать и сделала то, что мать ей велела, встав в вереницу работоспособных. Она назвала это: «Выпрыгнуть из данности». Особенно много счастливых «случайностей» было у Рут Элиас. Она отмечает в себе сильные, почти животные инстинкты, которые предупреждали ее об опастностях, подсказывали ей что надо немедленно предпринять. Тут же спонтанно находилась идея спасения, энергично и с большим риском она воплощала ее. И не разу не ошиблась. Причиной столь сильной интуиции, кроме личных особенностей, была, скорее всего, ее беременность. Инстинкт сохранения потомства играл, по-видимому, большую роль. Ее любовь к жизни, чувство жизни помогали ей, давали энергию. Она писала: «Мы были так молоды, мы хотели жить». Когда она была на 8 месяце, все заключенные лагеря должны были проходить селекцию. Она была обречена. Обнаженные женщины должны были разделиться на молодых и здоровых, и на тех, кто не может работать. Она встала в группу работоспособных. Ее живот прикрыла подруга. Ей повезло, она прошла. Три раза ей удалось избежать транспорта на смерть, используя различные трюки. Однажды ей пришлось симулировать схватки. У Рут Элиас был талисман, она верила, что он ее хранит, воспринимала его, как союзника, тайного помощника, связанного с высшими силами. Даже известный своими зверствами Хенкер Фишер, надзиратель из заключенных, проникся к ней сочувствием и регулярно приносил ей еду. Что это? Везение, провидение или жажда жизни, забота о потомстве включили все защитные механизмы выживания? Скоре всего и то, и другое. Уровень образования, интеллектуальное развитие, способность структурировать время Рут Клюгер была домашним книжным ребенком, школы были закрыты для евреев. Терезиенштадт был ее университетом, сделал из нее социальную личность, именно там она познала свою национальную идентичность. Удивительно, но она называла годы, проведенные в Терезинштадт «блистающие годы». Терзиенштадт был создан, как образцово-показательный лагерь семейного типа. Условия были там поначалу сносные. Там собралась культурная и научная элита Европы. Там читались лекции, ставились спектакли. Интеллект, юмор блистали там. Виктор Франкл делал там доклады. Юные заключенные учились у выдающихся европейских ученых. Рут Клюгер писала: «Там было все в недостатке и не было границ». Поистине спасительной оказалась для Рут Клюгер поэзия. Она знала наизусть множество стихов. Во время перекличек она читала про себя баллады Шиллера. «С ними я могла часами стоять под палящим солнцем и не упасть». Рифма и ритм давали ей опору, структурировали и наполняли смыслом бессмысленное врямяпровождение: «Я не потеряла разум, я рифмовала». Примо Леви рецитировал Данте, находя поразительную схожесть лагерной жизни с кругами ада. Надежда Рут Клюгер пишет: «Надежда была обязанность». Но также она пишет: «Надежда – это то, что приказывает людям с пением идти в газовые камеры. Или надежда – это другая сторона страха? Детское ослепление в смертельном страхе? Только отчаяние делает мужественным, надежда – трусом». Рут Элиас назвала свою книгу «Надежда держит меня в жизни». Полагаю, что она имела в виду не пассивную надежду, а деятельную, с направленностью в будущее. Подводя итоги можно выделить основные факторы, способствовавшие духовному и физическому выживанию в лагерях смерти. Личные качества
Способы выживания
Интересно, что научно разработанные методы для стирания человеческой идентичности, действовали на некоторых людей с точностью до наоборот: их духовные силы многократно возрастали. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|