|
Психосемантика внешнего вида: о чем за вас говорит ваша одеждаАвтор статьи: Черкай Елена Викторовна
«Встречают по одежде — провожают по уму», - так гласит русская пословица. Встречают по одежде потому, что внешний вид это первое, что представлено для восприятия нас другими людьми. Внешний вид говорит и о том, что мы хотим сказать, и о том, о чем нам хотелось бы умолчать. Или, как говорил Сервантес: «Платье и облачает, и разоблачает человека». Можно сказать, что внешний вид — текст, элементами которого являются разные составляющие: одежда, обувь, аксессуары, прическа, макияж, духи. И как любой текст, внешний вид может быть прочитан и осмыслен на нескольких уровнях. Самый первый уровень можно назвать уровнем социологическим: здесь внешний вид говорит о том, мужчина перед нами или женщина, взрослый или ребенок, позволяет провести первую, пусть и несколько грубую, дифференциацию по социальному, имущественному, финансовому и профессиональному статусу и месту жительства. (Не случайно подростки стремятся, в первую очередь, через одежду заявить о себе как о взрослых.) Жители мегаполисов одеваются иначе, нежели маленьких городков и поселков, европейской части страны — иначе, чем восточной, рабочих районов — иначе, чем центральных. Например, мужчины более низкого социального и культурного уровня стремятся «жестче» и определеннее обозначить свой пол, поскольку боятся быть принятыми за гомосексуалов. Понимаемый на этом уровне внешний вид доносит информацию о том, какой социальной страте мы принадлежим, и статусе, которым мы обладаем. Не случайно поэтому существует, например, униформа, которая позволяет очень быстро определить властный и профессиональный статус: полицейский, врач, пожарный и пр. Внешний вид, считываемый на этом уровне, определяет формат взаимодействия между людьми. Приведу высказывание Марка Твена: «Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого». Существует и такая итальянская пословица: «Красивая одежда — что рекомендательное письмо». Я бы расширила ее смысловое поле и сказала бы, что любая одежда — рекомендательное письмо, с той лишь разницей, что рекомендации будут носить различный характер. Следующий уровень осмысления - сознательный психологический. Этот уровень предполагает, что человек внешним видом манифестирует себя: свое отношение к себе, к другим и к миру и ожидания отношения к нему. Можно сформулировать это следующим образом: я вижу себя сейчас вот так-то и хочу, чтобы меня так воспринимали и другие. Например, своим внешним видом я хочу подчеркнуть свою женственность или то, что я предпочитаю комфорт; следование установленным в обществе правилам или свою независимость от них. В понимании послания, «запакованного» во внешний вид, имеет смысл все: и главная тема, и ее вариации, контрасты, акценты, нюансы, комплементарные или конфликтные отношения между ними. Так, например, тема сексуальности может быть подана, реализована по-разному, поскольку осмысление женщиной своей сексуальности может очень сильно разниться. Кроме этого, отношение к собственной сексуальности самым тесным образом связано с отношением к мужчинам и представление о том, какого мужчину она видит рядом с собой и каких отношений она ожидает. Например, женщина, выбирающая такую одежду, которая настолько подчеркивает или обнажает тело, что не оставляет места ни фантазиям, ни домыслам, а очень явно демонстрирует тело практически со всеми линиями, изгибами и ложбинками и однозначно вызывает сексуальное влечение, говорит: «Мое тело и возможность обладания им — вот то, на чем основывается интерес мужчины ко мне и на чем будут строиться мои с ним отношения». Диаметрально противоположное отношение показано образом Людмилы Прокопьевны из «Служебного романа»: сексуальность вычищена из внешнего вида абсолютно, так, чтобы и мысли не закралось о том, что мы имеем дело с женщиной, чтобы было единственно возможным такое восприятие: перед нами - ответственный работник и взаимоотношения с ним могут быть сугубо деловые. Посредством одежды человек говорит миру и о более глобальных своих переживаниях, и о более частном эмоциональном состоянии на сей момент. Одеждой мы отмечаем различные по содержанию и уровню значимости события: дни рождения, свадьбы, юбилеи, похороны; массовые праздники и более частные ситуации: первое сентября, важное собеседование или деловая встреча, первое свидание. Когда на душе радостно — наша одежда более яркая, когда нам хочется поддержки — одежда более мягкая, комфортная, когда нам грустно и хочется уединения — одежда становится более серой, невзрачной. Наш внешний вид всегда имеет какой-то посыл. Например, женщина, которая одевается обычно, неприметно, хочет, чтобы ее не выделяли, не обращали на нее внимания, потому что ей самой проще быть растворенной в чем-то внешнем, поскольку в противном случае у нее же самой возникает много сложных для нее переживаний и вопросов к себе. Или, возьмем женщину, которая следит за собой, ее одежда, прическа и макияж всегда в тренде. По моим впечатлениям, сейчас очень много таких девушек и молодых женщин, которые, объективно, хотя скорее — технически, красивы, но при этом какие-то одинаковые: на одно лицо и манеру одеваться. Такая красота, опять же по моим впечатлениям, бездушная, холодная. Ее ухоженный и модный внешний вид берет начало в нелюбви и страхе негативной оценки ее несовершенства: она занимается своим телом не потому что таким образом проявляет заботу о нем, а потому что боится быть «толстой и жирной», она использует макияж не для того, чтобы подчеркнуть (и буквально тоже) свою привлекательность, выразить (в смысле — усилить выразительность) то, что ей нравится в своем лице, а для того, чтобы не быть «бледной мышью». Именно в таком плане ее внешний вид является не самовыражением, за которым стоит понимание себя, а скорее подгонкой себя под существующие шаблоны привлекательности в целях манипуляции ею. В таком случае создание внешнего вида выступает извне продиктованной обязанностью, нежели формой заботы о себе и проявления любви к себе. Между тем, Софи Лорен говорила, что «... постижение красоты — это одна из величайших радостей, доступных женщине». Напротив, пренебрежение внешним видом, акцентирование недостатков может означать следующий эгоцентрический посыл: «Принимайте меня такой, какая я есть, со всеми моими недостатками; я же сама ничего не буду с этим делать». Но одеждой мы не только говорим о чем-то, мы, в определенном смысле, конструируем реальность, одежда выступает составной частью практики себя. Кажется, Шанель говорила, что в трудные времена нужно выглядеть особенно хорошо, как бы говоря себе: «Не сдаваться! Не пасовать! Нужно верить, что справлюсь, что смогу!» Следующий уровень понимания можно условно назвать бессознательным психологическим, поскольку здесь начинают обнаруживать себя скрытые, потаенные смыслы. В качестве примера возьму отрывок из книги Дж. Баумгартнер «Мне опять нечего надеть». Речь идет о Рикки, которая после рождения детей стала носить длинные бесформенные топы, безразмерные свитера и широкие джинсы, а до этого ей нравилась такая одежда, которая за счет кроя и ткани демонстрировала ее фигуру, а цветом — выделяла ее из толпы. Тогда она чувствовала себя женственной и привлекательной и гордилась своим внешним видом. Теперь же ее тело не было таким, как прежде, и горечь от этого проявлялась в том, что она стала вообще прятать свое тело, как будто бы его и нет. Распространенная история. Но почему бы Рикки не заняться своим телом и не привести его в форму? Возьму на себя смелость «вскрыть» смыслы, препятствующие этому. В беседе с Дж. Баумгартнер Рикки сказала, что ей нравятся сексуальные, но умеренно обтягивающие водолазки, поскольку они напоминали ей звезд нуар-фильмов. Что же такое нуар-фильм? Стилистика нуар-фильма может быть описана следующим образом. Сюжетная линия сложная, запутанная, пропитана неопределенностью, тревогой, возрастающим напряжением и адреналином. В отличие от боевика и экшна, действия не так много, акцент делается на состоянии героев. И вот эта сложная и запутанная сюжетная линия сталкивает Его и Ее. Он — крутой сильный во всех смыслах мужчина, жесткий, циничный, постоянно оказывающийся в ситуации смертельной опасности, герой и антигерой в одном лице. Она — роковая женщина, опасная, коварная, ведущая свою игру, в которой переплетается намерение использовать Его и возникающая страсть к Нему. В общем, абсолютный накал страстей. Получается, что до замужества и особенно — рождения детей, именно такой контекст осмысления себя и своих отношений с мужчиной был притягателен для Рикки. Этим контекстом может быть объяснен выбор ею одежды: прозрачная приталенная шелковая блузка баклажанного цвета на пуговицах и с длинным бантом на вороте, приталенные брюки с лампасами, длинное платье ярко-розового цвета. Вся эта одежда идеально вписывается в стилистику фильмов-нуар. Но именно эта стилистика не имеет ничего общего со спокойной, размеренной семейной жизнью, где рождаются и воспитываются дети. Получается, что счастливая семейная жизнь делала совершенно невозможным тот контекст, который обладал для Рикки такой притягательностью. Образ, с которым она себя идентифицировала, был похоронен вместе с одеждой в шкафу. Другого образа, который был бы столь же для нее эмоционально заряжен, она не нашла. Поэтому что ей оставалось? Горевать и смиряться с утратой. И бесформенная одежда идеально для этого подходила. Таким образом, то что на одном уровне получало более поверхностное объяснение (роль жены и матери, появившийся после родов живот и пр.), на другом могло быть осмыслено более глубоко и содержательно и делало возможным более глубокое понимание себя, своей личности. И если таким образом относиться к внешнему виду, то становится понятно, почему Оскар Уайльд говорил, что «только поверхностные люди не судят по внешности». Если Вас заинтересовало содержание моей статьи, Вы можете обратиться ко мне за консультацией по данной тематике или принять участие в онлайн-тренинге «Психотипы современной женщины в образах Haute Couture», который стартует в конце июля (https://www.psyoffice.ru/training.php?id=38716)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|