Как появляется анорексия, булимия и компульсивное переедание.

Нас часто спрашивают о причинах появления анорексии и булимии, поэтому хочется разобрать этот механизм появления пищевой зависимости.

Вначале опишем признаки РПП (расстройств пищевого поведения), к которым мы будем в нашей статье относить самые распространенные: анорексию, булимию и компульсивное переедание (в просторечье ожирение).

Как появляется анорексия булимия и компульсивное переедание

Анорексия характеризуется стремлением во что бы то ни стало стать стройной и худой, характеризуется измененным восприятием собственного тела.

Булимия характеризуется адекватным восприятием собственного тела, но имеются некие привычки, которые позволяют клиенту выживать и не скатываться в депрессию.

Компульсивное переедание характеризуется привычкой часто есть калорийную пищу, особенно при возникновении напряжения, связанного с негативными переживаниями, страхом.

До сих пор в психиатрических кругах ведутся дискуссии на тему является ли РПП видом зависимого поведения, наряду с наркоманией, алкоголизмом.

В основном, принято считать, что расстройства пищевого поведения – это не зависимость. Давайте посмотрим на это сквозь призму критериев зависимости. К зависимостям относят:

1) выраженную потребность или необходимость ритуала или вещества;

2) нарушение способности контролировать начало и окончание ритуала;

3) наличие телесного состояния отмены;

4) признаки привыкания;

5) уменьшение интереса к остальным сферам жизни;

6) продолжение употребления, несмотря на очевидные вредные последствия.

Если эти признаки присутствуют, то можно говорить о зависимом поведении. Все эти признаки присутствуют в РПП. Только вместо необходимости ритуала принимать вещество появляются другие ритуалы: воздержания, очищения и др.

Рассмотрим другие составляющие зависимости. Есть есть тяга, есть удовольствие, т.е. исполняемые ритуалы повышают уровень серотонина, дофамина, окситоцина, это вызывает привыкание. При РПП страдает социальное окружение.  Страдают все сферы жизни. Человек погружается в социальный вакуум, остается один. Его никто не понимает, и не принимает с его расстройством и т.д. Он погружается все больше и больше в свою болезнь. И плюс появляется изменение состояния сознания. Если при употреблении под веществом оно явное, то здесь что можно взять, например, нарушение мышления, восприятия и других когнитивных функций. Есть зависимые отношения, т. е. такая же реакция, как у наркомана при попытках насильственно повлиять на отмену ритуала.

Анорексия может быть и в 100 кг. Здесь критерий больше психологический, и работают механизмы, о которых мы расскажем ниже. Если они есть – то можно говорить о наличии анорексии. А симптомы могут быть разные. Хотя здесь еще нет появления общепринятых симптомов, но уже механизмы создания этих симптомов есть, и поэтому уже можно говорить об анорексии. Но обычно родителей больше всего будоражит симптом. Если говорить о физиологических симптомах, то, помимо снижения веса, это нарушение метаболизма. Сначала нарушается гормональный обмен. Это выглядит как повышение тестостерона, это видно по повышению волосатости, отсутствие месячных и т.д. Следующий этап – изменяется жировой обмен, потом белковый, потом углеводный. Обычно родители обращаются когда месячные пропадают и идет снижение веса. Или когда организм отказывается от всасывания белка, тогда клиент теряет по 8 кг за неделю. Это уже говорит о том, что белковый обмен отказал, идёт следующая стадия – углеводный. Еще симптомы по изменениям тела – сухость кожи, выпадение волос, ломкость ногтей, копчик торчит, кости можно пальцами прощупать, сердечная аритмия, запоры, язва или гастрит, отказывает печень и почки, выпирают суставы, мышцы становятся атрофированы и висят. Больные анорексией говорят, что это жир, что это надо подтянуть. На самом деле, мышцы висят, потому что уже не могут напрягаться.

Один из симптомов у наших пациентов – заниженная температура, потому что организм впадает в анабиоз. Для них нормальная температура 35,5, она на градус занижена обычной температуры, при этом всегда анализы нормальные. Это раздражает родителей, которые начинают обследовать психосоматику. Все нормально, ну максимум гастрит хронический. Поэтому родители очень много времени ищут соматику. С анализами становится не в порядке, когда белковый обмен уже нарушился. И тогда родители облегченно вздыхают, что нашли, наконец, «причину» анорексии.

На самом деле, все вот эти процессы воспитания, изъяны неправильных коммуникаций, которые приводят к различным проблемам. В данном случае, например, в нашем случае, выстрелила анорексия. А может быть целый спектр заболеваний. Анорексия подключилась к убеждениям как привычка и в нужный момент все совпало и появилась видимая часть анорексии. У 10% населения можно найти в той или иной степени анорексию.

Т.к. РПП чаще всего связано с психологическими расстройствами, поэтому немного углубимся в психологию.

Рождается ребенок, что происходит с ним? Во-первых, важно, на каком вскармливании находится ребенок: искусственном или натуральном. Большинство наших клиентов – это искусственное вскармливание. Либо естественное до 2-3 месяцев, а дальше искусственное. Очень важно, как ребенок вскармливается. Если грудью, он получает помимо молока мамино дыхание, сердцебиение. Телесное прикосновение. Он чувствует постоянно телесный контакт. Он чувствует тепло, тревога ребенка смягчается. Такие дети менее подвержены анорексии. И если искусственное вскармливание, то те мамы, которые стремятся выглядеть всегда эстетично, сразу переходят на искусственное вскармливание, потому что из-за лактации грудь будет некрасивая. Или у неё нет времени кормить грудью, надо на работу идти. То тогда получается, ребенок лишается всего этого. Ограничивается в тепле, внимании и т.д.

Когда пропадает молоко или если мама сама заменяет молоко на искусственное и добавляет больше телесного контакта, общения с ребенком, то такое внимание и отношение компенсирует отсутствие контакта при кормлении грудью, тогда тревожный фон ребенка опять смягчается. Ребенка покормить – это раз 8 за день. Это достаточно большое количество телесных контактов. Если она это компенсирует – это хорошо. Но если она переходит на искусственное вскармливание, и после кормления никаких телесных контактов. То это негативно сказывается на ребенке, но хуже, когда нанимают няню. В такой ситуации у ребенка появляется фоновое чувство ненужности и брошенности.

Ребенку с холодной мамой, не хватает тепла и внимания. Находясь в ощущении брошенности, ребенок может какое-то время подавать признаки, что мама нужна. Он это будет делать через истерики, капризы, крики. Если мама его продолжает ограничивать в тепле и внимании, то через какое-то время ребенок перестает обращать на себя внимание. И в нем развивается ощущение ненужности и брошенности. Когда младенец подрастает, и в возрасте около 3 лет, у него происходит формирование «самости», то в это время у него закладывается жизненный фон. Соответственно в такой ситуации закладывается фон брошенности и ненужности на всю жизнь. Где-то уже ребенок может об этом говорить и показывать своим поведением. Если мама гиперопекающая, то фон может быть депрессивный или истерический. Либо он может напрямую говорить: «Я вам не нужен?». Может замыкаться. Или может быть всё хорошо. Но если он задает такие вопросы, это ощущение становится видимым, когда он подрастает, и родители это улавливают.

Но если родители не улавливают это, тогда формируется однозначное тотальное чувство брошенности, ненужности, и ощущение, что только сам ребенок может позаботится о себе. Хотя, конечно, это не так, но ощущения у ребенка возникают именно такие. В будущем наиболее вероятно возникновение какого-либо зависимого поведения:  РПП, алкоголизм, наркомания, трудоголизм, шопоголизм  и др.  

Если родители понимают, что ребенок чувствует свою ненужность, то у них появляется обратный полюс – гиперопека. И родители начинают всё давать. Но ребенок чувствует, что это происходит компенсаторное, неискренне, из-за чувства вины. Они начинает ребенку либо всё давать, а ему это уже не нужно, и ребенок этого просто не воспринимает. Родитель чувствует свою неуместность, что его помощь не доходит до ребенка. Вроде бы, я все ему даю. Что же счастья нет никакого? Либо родители не улавливают, и продолжается та же песня в ограничении. И тогда этот фон накапливается и накапливается.

Этот фон становится заметным уже в школе. Ученик поведением в школе моделирует тот фон, который у него заложился в раннем детстве. Если он жил там в брошенности, сомневался, в своей нужности, появляется чувство, что родителей у него нет, и самое главное – появляется фоновое ощущение отсутствия опоры, отсутствие безопасности.  В будущем у таких детей наиболее вероятно возникновение какого-либо зависимого поведения:  РПП, алкоголизм, наркомания, трудоголизм, шопоголизм  и др.  Именно через зависимое поведение наши клиенты ищут удовлетворение своих потребностей в чувстве безопасности и неважно что это РПП, наркомания или шопоголизм. Обращу внимание, что здесь идет речь о чувстве клиента, а не о реальном положении дел.

Еще один аспект. После того, как появился ребенок, мама начинает контролировать ребенка, ориентирована на его внешние проявления, не замечая внутренних потребностей, мама становится гиперопекающей, ограничивающей, бесчувственной, неконгруентной. Иногда женщины обвиняют детей в ссорах с мужем, например. «Я тебе говорила, ребенка не надо было заводить». Или она говорит мужу: «Мне так тяжело, а ты мне не помогаешь». Ребёнок это всё впитывает, у ребенка появляется ощущение обузы. По сути, это зерно из которого растет анорексия.

Дальше начинаются внешние угрозы и ребенок становится тревожным. И начинаются мысли «а если что-то случится, то что произойдет? А что со мной будет?». Здесь начинает усиливаться тревога. Если это произойдет в садике, то для ребенка это будет менее осознанно и часто появляется обсессивно-компульсивная симптоматика, т.е. какое-то бессмысленное часто повторяющееся поведение (чесание, потирание, подергивание и др.).

Часто усиление тревоги происходит также в школе. И тогда, если у ребенка не сформировался авторитет родителей, то он начинает воспринимать себя через реакцию внешнего мира. Сказал мальчик, что я толстый и некрасивый – значит, я толстый. Сказала девочка, что я не талантливый, значит, я не талантливый. Эти фразы прямой реакции не несут, реакция на них накапливается со временем. А т.к. родителям это ребенок не несет, потому что родители потеряли авторитет, то со временем дети сами начинают в это верить и принимать это.  Со временем это также приведет к зависимому (от РПП или химической зависимости) или созависимому (когда нужен подчиняться авторитету) поведению.

Как такие дети могут уменьшать свою тревогу? Например, уйти в творчество, в учебу, чтобы его ценили. Они сильно зависимы от внешней оценки. Получил 5 баллов – я молодец! Я классный. Меня все принимают! И они воспринимаю четверку уже, как трагедию. Это значит, что я не такая, меня не будут любить, я буду отвержен. Потому что они оценивают себя по внешним критериям. Они куда еще могут уходить в разнообразные субкультуры, там они становятся отчасти уникальными. Им же нужна поддержка, т.к. они всю жизнь живут без нее. И они начинают искать поддержку. Где они ее ищут? От таких же, как они. Либо их никто не поддерживает их вокруг, потому что такое сложно понять простым, здоровым детям. Тогда ребенок они начинает замыкаться и уходить в свой мир, в себя, туда где они талантливы и уникальны, но только для себя. Потребности в утверждении, принятии удовлетворяются не во внешнем мире, а внутри себя. И как один из вариантов развития событий стать красивой и стройной.

Как они самоутверждаются? Похудеешь ли ты до 35кг? Да, я похудею! Я молодец. А могу ли я до 30 похудеть? Я молодец. А могу похудеть до 25 кг? Так они играют внутри себя. Это мы сейчас говорим о возрасте 7-8 лет, когда самого похудения нет, но мысли уже возникают, т.к. они видят, что внимание получают красивые и стройные. Самого симптома еще нет, но фон анорексии уже готов. Тогда они начинают искать поддержку этого фона в ВКонтакте, смотрят: ага, худенькие более успешны, счастливы, более красивы. Они не только оценками самоутверждаются, нужно же еще как-то. И они начинают цепляться к этому. Значит, я поняла, что худые успешные. Мне надо худеть. Как можно похудеть? Диета. И только через какое-то время появляется уже основные симптомы анорексии, булимии или ожирения. Дальше, мы уже знаем, по симптоматике каждых возрастов, что может быть. Многие могут долго находиться в фоновом влиянии анорексии, и, вроде бы, симптом не появляется.

Что здесь может усугубить и сделать так, чтобы этот фон был быстрее развернут? Это могут быть отношения с родителями. Это может быть пубертатный возраст, месячные, развитие вторичных половых признаков. Это может быть первая любовь. Это бывает когда изменяются отношения с папой. До этого папа был такой относительно нейтрально фигурой. И папа где-то мог и поддержать, и с дочкой погулять, и так далее. А тут уже становится девушкой, и для папы это тоже кризис. Он немного в замешательстве, ему непонятно что делать, как относится к дочери? Он начинает себя ограничивать в том тепле, которое давал. И получается, что он и не знает, что делать, он думает; “Может быть я неуместен? Может быть лучше её не трогать?” А девочка и нуждается, и сказать не может, потому что она уже в каком-то социальном вакууме, ограничивает себя в контактах с окружающим миром. И получается конфликт. Папа видит это, и у него начинается бессилие. Он не может ничего поделать с этим. И еще больше уходит, либо начинается раздражение и агрессия на бессилие. А ребенок-то ничего не может поделать. Он воспринимает это как «они злятся на меня». И здесь возникает ощущение помимо обузы, ненужности, что его не принимают таким, какой есть. Ребенок  воспринимает это так: «Меня отвергают, не принимают».

Этот фон влияет на уникальность ребенка, и на то, как он свои потребности удовлетворяет. В нашем случае потребности в общении, заботе, опоре ребёнок направляет на себя, он ограничивает себя в помощи из вне. При этом её не понимают и не принимают родители. Потому что папа раздражается, мама ограничивает. Это ей мысли, и она в этом восприятии живет. Так как пища – это тоже наша поддержка и опора, то ограничение может распространяться и на нее. Ребенок начинает себя ограничивать в питании. Далее следует рационализация своих действий и появляется жизненная философия, например, что вегетарианство – это круто. Быть худой – это круто. Весить 25 кг – это круто. То есть, уже вышеназванные причины уходят внутрь, их не видно, не слышно. А наружу выходит что? «Я не хочу быть толстой. Мне надо похудеть.» Начинают про это говорить. А их в обществе уже не принимают такими, анорексичными. И они понимают, что семья не принимает, там не принимают, и процесс ухода в свою реальность усиливается, они еще больше погружаются в себя. А от этого уже один шаг до анорексии.

Какая у нее идея? Что я со своей уникальностью буду крутая, всех заражу, они примут. И тогда у них на самых поздних этапах появляется идея о перерождении. Например, я дойду до конца, и тогда меня примут всё-таки, и жизнь изменится, будет счастье. Но этого не происходит, либо если это происходит и они умирают.

В нашей клинике была одна девушка, она рассказывала о том, что они ограничены в тепле, любви, и что этого очень хочется. Она говорила: «Когда вешу 25 кг, папа приходит, - становится на колени и говорит: «Доченька, я тебя люблю». И я выздоравливаю, начинаю есть. Но когда я вешу больше 35 кг., он перестает это делать. И тогда я, чтобы это услышать, худею опять до 25 кг». Таким образом, анорексия становится еще способом саморегуляции отношений с близкими людьми. И здесь мы уже говорим скорее о булимии и о выстраивании созависимых отношений.

Таким образом, фон анорексичности формируется задолго до появления внешних признаков. Достаточно часто родители приходят к детским психологам от 3 до 6-8 лет с обсессивно-компульсивными расстройствами, что у ребенка навязчивая мысль или навязчивое действие. Часто ручки моет, или еще что-то. В детстве это не так заметно, потому что когда ребенок еще маленький, у него много способов легально снять напряжение: игры, истерики, др. и тогда он сбрасывает это напряжение. Поэтому это не особо попадает во внимание. Такое поведение также может быть обусловлено и гиперактивностью.

Обсессивно-компульсивная симптоматика начинает накапливаться, когда ребенку говорят: «Нельзя. Так делать нельзя». В этот момент ребенок начинает чувствовать себя отвергнутым и брошенным.

Ребенку нужно говорить и объяснять почему нельзя, что за этим стоит, как можно. И обсуждать, что можно делать, а что - не стоит, и почему. Чтобы у него не было ощущения отвержения и брошенности.  Например, мама для того, чтобы иметь возможность работать может быть вынуждена отдать дочку бабушке, но она за это кормит и одевает своих детей. Об этом надо говорить с ребенком. Тогда у него не будет ощущения ненужности, брошенности, что мама не любит. Ребенок будет понимать: мама работает, чтобы я кушал и тогда появляется ценность родителя.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) это когда между нейронами, синапсами и их окончаниями наступает сбой. И сигнал не идёт дальше, а зацикливается. Получается такая жвачка . Сигнал ходит по одной и той же цепи и получается навязчивая мысль. Когда тревожности много, а разместить ее нельзя, то мозг начинает искать способ снять напряжение и все больше и больше возбуждается, затем наступает период, когда мозг начинает не справляться с возбуждением и ему нужно придумать какой-то компенсаторный механизм, чтобы не сойти с ума. Одним из предохранительных механизмов является ОКР и когда тревоги становится слишком много, то у людей начинаются это расстройство.

 

P.S.

Родители, конечно, здесь ни в чем не виноваты, т.к. сами вовлечены в процесс, о котором мы расскажем в следующий раз.

Ссылка на сайт центра REMEDY, где лечат анорексию, булимию и передание.

 

Авторы:

Андрей Клюев - руководитель нижегородского представительства Remedy.

Валерий.Патонич - руководитель методики лечения РПП центра Remedy, психотерапевт.

 


© 2017

При частичном или полном копировании материала обязательна ссылка на оригинал.



Просмотров: 520
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Откуси, как можно больше, тогда не подавишься, потому что не проглотишь!
  • Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь