В прошлом году мы делали конференцию про влияние новых технологий на общество и психотерапию. Я решил написать про некоторые особенности работы по скайпу, которые мы обсуждали на круглом столе (хотя это уже не совсем новая технология, но все же).
Собственно, плюсы и минусы работы по скайпу.
Минусы:
Пространство и события. Для меня это, наверное, самое важное. Работая с клиентом по скайпу, я нахожусь с ним в разных пространствах. Что изначально создает некоторое различие, некоторую разобщенность. События в моем мире отличаются от событий в мире клиента, и к этому приходится приспосабливаться. Пример: работаю я по скайпу и вижу, что клиент смотрит куда-то в сторону, я его спрашиваю, что происходит, он говорит, что в комнату зашла кошка: в его пространстве произошло событие, которого нет в моем. Также у меня могут происходить события, которых не будет в мире клиента, например, если мне позвонят в дверь или просто придет сообщение, которое неожиданно появится на экране. Если же мы работаем очно, то мы находимся в некотором общем поле событий, мы можем их по-разному видеть, интерпретировать, но сами события будут общими для нас обоих.
Дистанция и звук. Работая очно мы можем пользоваться таким важным инструментом, как дистанция. Мы можем приближаться или отдаляться. Этого инструмента нет в работе по скайпу. Также мы можем говорить громче или тише – в работе по скайпу мы можем регулировать звук техническими методами, отключать микрофон. Например, к клиенту в комнату кто-то, он отключил микрофон и что-то начал отвечать. Таким образом, у клиента и у терапевта, кроме выше перечисленных ограничений, появляются довольно любопытные возможности: можно отодвинуть или придвинуть собеседника, можно отключить звук или микрофон, что создает довольно любопытную ситуацию, где можно управлять другим без его ведома.
Ограничения экрана. Когда клиент приходит к нам в кабинет, мы видим его полностью, целиком. Когда клиент приходит к нам в виде картинке на экране, мы видим лицо и, если повезет, руки. Таким образом, многие телесные проявления клиента недоступны для наблюдения.
Запахи. Запахи малоосознаваемый контекст терапии и человеческого общения в целом полностью исключается из работы по скайпу.
Эксперименты. Если говорить про гештальт-терапию, то в ней эксперименты, упражнения занимают важную роль, по скайпу организовать эксперимент можно, но это связано с целым рядом препятствий. Клиент может совершить какое-то действие, но тогда он, скорее всего, исчезнет на некоторое время из поля зрения терапевта. Т.е. эксперименты по скайпу, возможны скорее, в виде экспериментов на границе контакта, провести эксперимент с пустым стулом, намой взгляд, довольно проблематично.
Мотивация. Очные встречи, особенно, если клиенту до терапевта приходится добираться на 3 видах транспорта, требуют от клиента сильной мотивации, другое дело встал с утра, включил компьютер и терапевт уже здесь, никаких усилий особо прикладывать не нужно –это все может влиять на ценность терапии для клиента и создавать больший риск того, что клиент обесценит работу, т.к. он затрачивает меньше сил и преодолевает меньше препятствий (поэтому с клиентами, которые живут в одном со мной городе, я стараюсь работать только очно). Все это так же влияет на динамику, т.к. преодолевая меньше препятствий, у клиента медленнее формируется негативный перенос на терапевта. Т.о. клиент может почти вечно идеализировать терапевта и не сталкиваться со своей агрессией.
Динамика. Из предыдущего пункта вытекает следующий – интенсивность очной терапии в целом выше интенсивности работы по скайпу. Да, конечно, и по скайпу бывают прорывные сессии, но сама динамика на мой взгляд выше при личных встречах.
Сопротивление. За счет того, что интенсивность контакта ниже, то сопротивление соответственно выше. Многие коллеги на круглом столе отмечали, что сохранять внимание при работе по скайпу сложнее, больше скуки, довольно часто появляется соблазн отвлечься. Т.е. приходится прикладывать больше усилий, чтобы оставаться в контакте, сохранять интерес.
Плюсы:
Для меня работа по скайпу скорее вынужденная мера, т.е. если есть возможность работать очно, то лучше очно. Скайп - это возможность проводить терапию, когда с клиентом невозможно встретиться лично. Отсюда и плюсы работы по скайпу.
Доступность. Скайп позволяет работать с людьми, которые не могут ходить на личную терапию очно. Поэтому, например, скайп хорошо подходит для работы с эмигрантами, которым не найти русскоговорящего терапевта в том месте, где они обитают. Также скайп подходит для маломобильных клиентов.
Оперативность и возможности. С другой стороны, скайп позволяет терапевту довольно свободно перемещаться по миру, не теряя практики.
Безопасность. Есть категория клиентов, которым трудно переносить личные встречи, т.к. интенсивность такого контакта для них слишком высока. Поэтому скайп может быть некоторым шагом к личной терапии.
Особые группы клиентов. Этот пункт является продолжением предыдущего. Скайп может хорошо подходить для отдельных групп клиентов.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.