Почему я люблю работать с детскими страхами

Почему я люблю работать с детскими страхами

Мне вообще повезло. Я люблю свою работу. Люблю слушать другого человека (и большого, и маленького), стараться понять его, получать неоценимую возможность прикоснуться к его внутреннему миру, ощутить чувства, разделить его боль и радость, страх и воодушевление…

Но для меня, как, наверное, и для других специалистов, есть проблемные области, в работе с которыми я чувствую себя наиболее компетентной и получаю максимальную отдачу. Одна из них – это, безусловно, детские страхи. Попробую рассказать, почему.

Во-первых, эта та работа, в которой я могу увидеть явный и яркий результат.

Я уже довольно много писала о том, что детские страхи иногда серьезно нарушают жизнь семьи, вызывают тяжелые чувства родителей, повышают эмоциональное напряжение и количество конфликтов. Как показывает опыт, достаточно иногда 5-10 занятий, чтобы очень серьезно облегчить состояние ребенка,  а заодно и жизнь его родителей.

Я помню, как уже отчаявшаяся мама привела ко мне первоклассника Алешу. Алеша боялся темноты. Очень сильно. Он не только с огромным трудом ложился спать, но и часто просыпался среди ночи, будя родителей (либо своим плачем, либо просто прибегая «спасаться» к ним в комнату). В итоге с утра вся семья вставала с большим трудом, ощущая в начале трудового дня не бодрость, а усталость и разбитость.

Алеша не мог спокойно пройти в квартире из комнаты в комнату (коридор же темный) и звал по несколько десятков раз в день на помощь родителей, отвлекая их от своих дел и занятий. Я уже не говорю о том, что такие развлечения как кино и театр также оставались вне досягаемости для этой семьи.

Нам понадобилось провести с Алешей десять встреч, чтобы серьезно снизить его страх и изменить поведение. Неудивительно, что настроение родителей в результате тоже сильно улучшилось.

Во-вторых, работа с детскими страхами очень творческая. Где еще взрослый человек может позволить себе безнаказанно рисовать, лепить из пластилина, придумывать страшилки и сказки, разыгрывать сценки? А еще и называть все это работой?

Я неслучайно начала перечисление всяких творческих дел, которыми психологи занимаются, помогая ребенку справиться со своими страхами, с рисунков; это действительно очень действенный метод. Расскажу об одном примере.  

Как-то ко мне на консультацию пришла девочка Оля (11 лет). Олина основная проблема оказалась в том, что она очень боится преподавательницу в своей танцевальной студии. Послушав про преподавательницу, я поняла, что, наверное, и сама бы ее испугалась: это была строгая дама, которая, в лучших традициях классического балетного воспитания, постоянно покрикивала на учениц, а иногда и прохаживалась по их недостаточно умелым и старательным ногам скакалкой.

Сначала Оля по моей просьбе нарисовала, как она боится преподавательницы. Рисунок получился очень характерным: маленькая фигурка девочки, стоящая с дрожащими коленками у балетного станка, а рядом возвышается настоящая громада-преподавательница, которая грозно кричит и размахивает чем-то очень напоминающим цирковой хлыст.  

После этого Оля получила уникальную возможность выразить так долго копившиеся негативные чувства: она с огромным наслаждением порвала рисунок на мелкие-мелкие кусочки, одновременно выкрикивая в адрес «любимого» педагога все свои претензии. Потом Оля скомкала кусочки рисунка, с наслаждением потоптала их, а затем собрала и спустила в унитаз.

Следующий рисунок, который нарисовала Оля, очень сильно отличался от первого: между размерами Оли и преподавательницы уже не было такой огромной разницы, и на обоих лицах Оля нарисовала улыбки.

Через неделю бабушка девочки позвонила мне и рассказала о том, что Оля снова стала спокойно ходить на занятия, а еще  у нее прекратились боли в животе, которые до этого превратились в практически постоянное явление перед посещением танцевальной студии.

Наконец, работа со страхами помогает мне оставаться в хорошей физической форме. Мы ведь очень много играем! И чего только мне не приходится делать в процессе этой игры: залезать под стол, прятаться за шкафом, бегать, драться подушками и пустыми пластиковыми бутылками… Ну, откуда тут возьмутся лишние килограммы?!

Когда я работала с  Ариной (8 лет), которая боялась оставаться одна дома, мы как раз использовали для коррекции страхов игровой метод. В ходе разговора я выяснила, что больше всего Арина боится, что из телевизора может в любой момент, пока мамы нет дома, вылезти страшная ведьма-вампир.  (Мама потом рассказала, что этот страх появился у Арины после того, как она посмотрела по телевизору соответствующий фильм.)

Для начала я попросила Арину нарисовать ведьму, а потом мы начали постепенно входить в ситуацию игры: по моей просьбе Арина показала, как ведьма ходит, как говорит, как летает. Потом Арина «превратилась» в  ведьму, а мне досталась роль девочки. Арина меня очень качественно пугала, а я не менее старательно пугалась.. Это раззадоривало девочку, которая все больше «входила в образ», и периодически начинала сильно смеяться.

Через какое-то время наша игра приостановилась. Я поговорила с Ариной о том, какими способами можно победить это ужасное чудовище. Как выяснилось, ведьма очень боится громкого смеха, а еще ее можно забить насмерть волшебной подушкой (которая  по счастливой случайности как раз  оказалась в моем кабинете).

Мы снова начали играть, поменявшись на этот раз своими ролями. Я заметила, что в какой-то момент Арине явно стало страшновато (это было видно в глазах девочки), но Арина героически справилась с собой, пустила в ход все необходимые средства и, в итоге, одержала заслуженную победу. Причем не только над ведьмой, но и над своим страхом.

Если проблема детских страхов актуальна для Вашей семьи, буду очень рада поделиться с Вами накопившимся у меня опытом и знаниями. Детей я принимаю лично в Санкт-Петербурге, со взрослыми работаю как очно, так и онлайн. Добро пожаловать!



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Как реагировать, когда вмешиваются в мои дела, а мне это очень обидно?
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Очень хочу жить так, как люблю, но.... что же скажет княгиня марья-алексевна?
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Очень сильно реагирую. Разбираемся, что делать.
  • Мой ребенок очень агрессивный. Что мне делать?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Как разлюбить и попытаться забыть человека после его измены и очень некрасивого расставания?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • 10 способов сделать то, что не очень хочется или очень не хочется, но надо
  • «Мне очень одиноко» или как строить отношения с «замкнутым» мужчиной
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Очень не научная версия о том, как возникают мысли…
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Почему мне нравится Групповой Анализ (очень коротко для тех, кто впервые сталкивается с этим методом)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Очень медленный ребенок, как его ускорить?
  • На пальцах. Или – еще раз о том, Как Это Работает.
  • Молчание – золото, а так как золото – это метал, то промолчать бывает очень тяжело
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"
  • Почему все так? За что мне это?
  • Почему мужчине нужно искренне и ну прямо действительно очень сильно любить свою женщину
  • "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать..."(еще раз об идентификации с агрессором)
  • «Я был очень расстроен..., потому что родители назвали сестренку Аней, а не Ариэль, как я хотел…»
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь