|
Почему я люблю работать с детскими страхамиАвтор статьи: Румянцева Полина Витальевна
Мне вообще повезло. Я люблю свою работу. Люблю слушать другого человека (и большого, и маленького), стараться понять его, получать неоценимую возможность прикоснуться к его внутреннему миру, ощутить чувства, разделить его боль и радость, страх и воодушевление… Но для меня, как, наверное, и для других специалистов, есть проблемные области, в работе с которыми я чувствую себя наиболее компетентной и получаю максимальную отдачу. Одна из них – это, безусловно, детские страхи. Попробую рассказать, почему. Во-первых, эта та работа, в которой я могу увидеть явный и яркий результат. Я уже довольно много писала о том, что детские страхи иногда серьезно нарушают жизнь семьи, вызывают тяжелые чувства родителей, повышают эмоциональное напряжение и количество конфликтов. Как показывает опыт, достаточно иногда 5-10 занятий, чтобы очень серьезно облегчить состояние ребенка, а заодно и жизнь его родителей. Я помню, как уже отчаявшаяся мама привела ко мне первоклассника Алешу. Алеша боялся темноты. Очень сильно. Он не только с огромным трудом ложился спать, но и часто просыпался среди ночи, будя родителей (либо своим плачем, либо просто прибегая «спасаться» к ним в комнату). В итоге с утра вся семья вставала с большим трудом, ощущая в начале трудового дня не бодрость, а усталость и разбитость. Алеша не мог спокойно пройти в квартире из комнаты в комнату (коридор же темный) и звал по несколько десятков раз в день на помощь родителей, отвлекая их от своих дел и занятий. Я уже не говорю о том, что такие развлечения как кино и театр также оставались вне досягаемости для этой семьи. Нам понадобилось провести с Алешей десять встреч, чтобы серьезно снизить его страх и изменить поведение. Неудивительно, что настроение родителей в результате тоже сильно улучшилось. Во-вторых, работа с детскими страхами очень творческая. Где еще взрослый человек может позволить себе безнаказанно рисовать, лепить из пластилина, придумывать страшилки и сказки, разыгрывать сценки? А еще и называть все это работой? Я неслучайно начала перечисление всяких творческих дел, которыми психологи занимаются, помогая ребенку справиться со своими страхами, с рисунков; это действительно очень действенный метод. Расскажу об одном примере. Как-то ко мне на консультацию пришла девочка Оля (11 лет). Олина основная проблема оказалась в том, что она очень боится преподавательницу в своей танцевальной студии. Послушав про преподавательницу, я поняла, что, наверное, и сама бы ее испугалась: это была строгая дама, которая, в лучших традициях классического балетного воспитания, постоянно покрикивала на учениц, а иногда и прохаживалась по их недостаточно умелым и старательным ногам скакалкой. Сначала Оля по моей просьбе нарисовала, как она боится преподавательницы. Рисунок получился очень характерным: маленькая фигурка девочки, стоящая с дрожащими коленками у балетного станка, а рядом возвышается настоящая громада-преподавательница, которая грозно кричит и размахивает чем-то очень напоминающим цирковой хлыст. После этого Оля получила уникальную возможность выразить так долго копившиеся негативные чувства: она с огромным наслаждением порвала рисунок на мелкие-мелкие кусочки, одновременно выкрикивая в адрес «любимого» педагога все свои претензии. Потом Оля скомкала кусочки рисунка, с наслаждением потоптала их, а затем собрала и спустила в унитаз. Следующий рисунок, который нарисовала Оля, очень сильно отличался от первого: между размерами Оли и преподавательницы уже не было такой огромной разницы, и на обоих лицах Оля нарисовала улыбки. Через неделю бабушка девочки позвонила мне и рассказала о том, что Оля снова стала спокойно ходить на занятия, а еще у нее прекратились боли в животе, которые до этого превратились в практически постоянное явление перед посещением танцевальной студии. Наконец, работа со страхами помогает мне оставаться в хорошей физической форме. Мы ведь очень много играем! И чего только мне не приходится делать в процессе этой игры: залезать под стол, прятаться за шкафом, бегать, драться подушками и пустыми пластиковыми бутылками… Ну, откуда тут возьмутся лишние килограммы?! Когда я работала с Ариной (8 лет), которая боялась оставаться одна дома, мы как раз использовали для коррекции страхов игровой метод. В ходе разговора я выяснила, что больше всего Арина боится, что из телевизора может в любой момент, пока мамы нет дома, вылезти страшная ведьма-вампир. (Мама потом рассказала, что этот страх появился у Арины после того, как она посмотрела по телевизору соответствующий фильм.) Для начала я попросила Арину нарисовать ведьму, а потом мы начали постепенно входить в ситуацию игры: по моей просьбе Арина показала, как ведьма ходит, как говорит, как летает. Потом Арина «превратилась» в ведьму, а мне досталась роль девочки. Арина меня очень качественно пугала, а я не менее старательно пугалась.. Это раззадоривало девочку, которая все больше «входила в образ», и периодически начинала сильно смеяться. Через какое-то время наша игра приостановилась. Я поговорила с Ариной о том, какими способами можно победить это ужасное чудовище. Как выяснилось, ведьма очень боится громкого смеха, а еще ее можно забить насмерть волшебной подушкой (которая по счастливой случайности как раз оказалась в моем кабинете). Мы снова начали играть, поменявшись на этот раз своими ролями. Я заметила, что в какой-то момент Арине явно стало страшновато (это было видно в глазах девочки), но Арина героически справилась с собой, пустила в ход все необходимые средства и, в итоге, одержала заслуженную победу. Причем не только над ведьмой, но и над своим страхом. Если проблема детских страхов актуальна для Вашей семьи, буду очень рада поделиться с Вами накопившимся у меня опытом и знаниями. Детей я принимаю лично в Санкт-Петербурге, со взрослыми работаю как очно, так и онлайн. Добро пожаловать! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|