|
Я просто хочу яблокоАвтор статьи: Анна Анатольевна Маньшина
И вот в одно такое утро, натягивая на себя кофточку, Ксенечка захотела яблоко: - Мама, я хочу яблоко. Мама, бросая на полпути то, что делала, бежит в кухню, достаёт яблоко, моет и кладёт на стол: - Яблоко лежит на столе. Возьми, когда оденешься. Вообще у Ксенечки процесс одевания как-то сразу не задался. Кофточка оказалась не той. И колготки не те. Какие? Ксенечка пока не решила. Размышления ребёнка по этому поводу прерывались мамиными, становящимися всё более громкими, просьбами: «Давай быстрее», «Поторопись», «Мы же опоздаем»… К счастью, сборы завершились почти вовремя. Семейство в полном составе и быстром темпе выдвигается к месту назначения. Можно выдохнуть. Выехали почти вовремя, есть шанс и к месту назначения приехать вовремя. Ура! - Мама, я забыла яблоко! – громом среди прояснившегося неба раздался Ксенечкин голосок. - Доченька, мы уже выехали… - Я очень хочу яблоко, давай вернёмся! - Мы не можем вернуться, если мы вернёмся, то опоздаем. - Ну и что, что мы опоздаем! Я очень хочу яблоко! – не унимается Ксенечка. - Ксенечка, яблоко ты сможешь поесть в садике. У вас в десять часов будет второй завтрак, там дадут яблоко или другой фрукт. - Я сейчас хочу яблоко! Давай вернемся! – сквозь слёзы уже кричит Ксенечка. Теряя терпение, мама думала о предстоящем рабочем дне, о том, что он обещает быть совсем нелёгким, о том, что уже с утра чувствует себя уставшей, и о том, где брать силы и как теперь работать. Вспоминала о том, что как-то сложностей слишком много навалилось, да и вообще… И ребёнок совершенно неуправляемый, не соглашается ни на какие уговоры. Ни одного спокойного утра. Ну, хоть бы раз собралась без капризов. И ещё это яблоко!
- Ну не мучай меня. Успокойся, пожалуйста. Вернуться мы не сможем, яблоко поешь в садике! - Я не хочу в садике! Я хочу сейчас яблоко! - Хватит уже! И не трепи мне нервы! - Я не трепу нервы! Я просто хочу яблоко...
Стоп. Ребёнок просто хочет яблоко. Он НЕ хочет мучить родителей, издеваться над ними, портить весь день с утра, делать назло, сводить с ума, специально доводить до истерики... И трепать нервы он тоже не намеревался. Скорее всего, он голоден. Жизненная потребность ребенка награждается чем-то родительским, непосредственно с ней не связанным. Много похожих историй, когда обычная потребность ребёнка (почувствовать себя в безопасности, поесть, попить, сходить в туалет, охладиться, согреться, посидеть на ручках и т.д.) превращается в пытку для родителя, не правда ли? Что получается на выходе у родителя? - родитель не понимает потребности ребёнка, вместо этого погружается в свои собственные переживания; - родитель утверждается в мысли, что дети – это сущее зло и надо бы с ними быть еще строже, а он плохой (слабый, беспомощный) родитель. Что с ребёнком? - ребёнок не получает опыта распознавания своих потребностей и опыта адекватного их удовлетворения. Вместо этого – упрёк в том, что он вообще чего-то хочет; -ребёнок утверждается в мысли, что он – злодей, намеренно пытающийся испортить жизнь своим родителям. Последствия для обеих сторон тоже будут малоприятными.
Что же можно было бы сделать в описанном выше случае? - с вечера вместе с ребёнком выбрать и приготовить одежду; - позаботиться о завтраке, варианты было бы полезно обсудить с ребёнком и другими членами семьи; - предусмотреть время на форс-мажоры и , может быть, встать немного раньше; - и САМОЕ ВАЖНОЕ: помнить о том, что у ребёнка нет желания навредить родителям, есть какая-то неудовлетворённая потребность.
Научиться слышать и понимать своего ребёнка возможно. Главное - помнить о САМОМ ВАЖНОМ. Если трудно справиться самим, обращайтесь за профессиональной психологической помощью. Трудности решаемы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|