С металлургического комбината, расположенного в Череповце, раз за разом приходят сообщения: после проведения полиграфического тестирования заметно поредели стройные ряды сотрудников коммерческой дирекции предприятия, а когда детектор лжи использовали в копровом цехе этого же предприятия, угроза увольнения нависла над несколькими десятками работников, относящихся к младшему и среднему управленческому персоналу. И так каждый день.
То, с каким энтузиазмом на «Северстали» и подобных ему предприятиях использую полиграф, заставляет задуматься одновременно о многих вещах. Во-первых, там, особенно в этих подразделениях, действительно не все обстоит так уж благополучно. Природу человека трудно изменить, и если уж у него есть возможность чего-нибудь свиснуть, то он этим воспользоваться не примнет. Во-вторых, что не все в порядке и в системе управления предприятием. Такая активность в поисках «внутренних врагов» больше говорит не о социальной, а о антисоциальной политике предприятия: не воспитывать, а ломать, не развивать партнерство с персоналом, а крушить его, короче говоря, там, где это возможно – «мочить», «гнуть через колено», «ставить на место». Какого результата хотят добиться на «Северстали», кроме «окопной войны» с работниками, можно только догадываться. Если в ходу тотальное «завинчивание гаек» не означает ли, что между интересами сотрудников предприятия и его администрации, начиная от начальников производств и выше, сегодня прошла полоса непримиримого отчуждения. Первые не верят вторым, вторые первым и никогда им теперь не сойтись, не слиться в пылком любовном поцелуе.
Но тема это сочинения даже несколько иная. Главный вопрос: "А почему именно полиграф, применение которого во многих странах давно себя дискредитировало, не принимается во внимания не только при отборе персонала, но даже в качестве доказательства в суде, да, кроме того, не имеет никакого серьезного теоретического обоснования в психологической науке, в психофизиологии и физиологии?".
Значит бизнес? В первую голову, как мне подсказывает психологическая интуиция, именно так, т.е. бизнес и мода. С одной стороны, вокруг полиграфа всеми средствами создается миф о его якобы непогрешимости. Детектор лжи объективен, неподкупен, равнодушен, никогда не ошибается. Так как большинство населения как-то в своей советской и российской жизни удалось пройти мимо него, то есть, нет опыта тестирования на полиграфе, пока это действует. С другой стороны, у нас есть менеджеры «Северстали» и иже с ними, которые падки до всего нового и, прежде всего, до того, что им обеспечивает возможность психологического доминирования над нижестоящими. Не побоюсь предположить, что одним из пунктиков психопатологии среднего менеджера «Северстали» является желание быть манипулятором, т.е. иметь в своем распоряжении как можно больше ресурсов, рычагов влияния, в том числе и достаточно эфемерных, символических. Если ты можешь «дрючить» своих подчиненных на детекторе лжи и на основании полученных результатов делать выводы о его дальнейшем пребывании на предприятии, то ты, наверное, как минимум, полубог, не иначе? А в целом получается то, что мы однажды уже писали – корпоративная деформация личности. Если ты сегодня «не замочишь» кого-нибудь на полиграфе, то завтра на этом полиграфе этот уже «замочит тебя». Тотальная «война всех против всех», начиная с самой верхушки. Вспомним, как в минуту душевного откровения говаривал сам А.А. Мордашов: «Если мы на мировом рынке кого-нибудь не слопаем, то…». Это одна из ведущих идеологем корпоративной культуры этого предприятия, только на нижних уровнях она проявляется по своему.
Не нужно быть «сто пудов психологом», чтобы увидеть в использовании полиграфа электронно-механическую пародию на психологическую и даже смысловую интерпретацию физиологических реакций человека. В большинстве случаев этот инструмент используется, как якобы объективный инструмент измерения в не совсем благих целях. При этом специалист-полиграфолог волен не только интерпретировать результаты тестирования как ему только заблагорассудиться, но и влиять на поведение испытуемого, т.е. вводить его в заблуждение, дезориентировать, откровенно врать, ради того, чтобы добиться нужного результата. В практике применения полиграфа отмечается, что нередко он вообще используется как «пугалка», т.е. полиграфолог, чтобы получить нужные результаты использует внешние методы, цель которых убедить «подопытного человека» в том, что детектор лжи не обманешь, не обведешь вокруг пальца.
Кстати, если вы внимательно «пороетесь» в Интернете, то найдете там немало свидетельств того, что полиграф и полиграфологов неоднократно ставили в дурацкие ситуации. Например, в свое время в компании CBS на примере ложной кражи камеры (которую никто не крал) и декларируемых при каждой встрече подозреваемых в краже, "развели" целую бригаду горе-полиграфологов, которые с помощью инструмента «удивительно точно» обнаруживали воришек, каждый раз разных, на которых им тонко указывали «доброжелатели». Этот и огромное количество других примеров лишний раз говорит, что надежность измерения «лживости-правдивости» с помощью детектора лжи не слишком высока. А вот «понтов», которые «бросают» его счастливые владельцы, в частности с «Северстали», что-то чересчур много, не правда ли?