Татуировка: искусство, послание, диагностический инструмент.

Татуировки вызывают споры среди психологов, психиатров, почитателей этого способа украшения своего тела и мастеров. Поэтому я хочу рассмотреть эту тему в социо-культурном, психологическом и диагностическом аспектах. Считаю, что разносторонний взгляд на данный феномен позволит сформулировать более объективное и критичное отношение к восприятию не только татуированных людей, но и своих интенций к украшению тела, либо имеющимися рисункам. 
 
Новое «старое» искусство
 
Благодаря общественным трансформациям, что принесла с собой поп-культура, много тех вещей, что считались андеграундом и приписывались лишь к молодежным движениям, вышли из подполья. Это затронуло и татуировки, которые, вне исторического аспекта, были свойственны лишь определенным группам общества и субкультурам. Однако, не смотря на внимание широкой аудитории к такому способу украшения собственного тела, многие искусствоведы задались вопросом: «Являются ли нательные изображения искусством?»  
 
С другой стороны, в западном мире имеются упоминания еще столетней давности о татуировке, как привилегированном способе самовыражения. В 1897 году Stand Magazine упоминает Англию, Японию и США как центры художественной татуиров
ки. Для запада татуировка никогда не была уделом лишь заключенных, моряков и проституток, однако именно такой взгляд предпочли медиа, транслируя его как в 1908 году, так и в 2003-ем (Нью-Йорк таймс). В то время как в художественных перфомансах все чаще применяли эту технику, вызывая интерес публики, самые громкие имена таких представлений: Спайдер Уэбб, Рут Мартин и Сантьяго Сьерра. 
 
Искусствовед и тату-критик Мэтт Лоддер, после анализа множества публикаций и упоминаний татуировки, приходит к выводу, что («People always say the same thing about tattoos») татуировка стала чем-то большим чем определением класса или движения. 
 
Все же сто лет назад татуировка не была распространена так, как сейчас, собственно и за всю историю она не была настолько популярна. Татуируется все больше и больше людей, благодаря чему мы видим разнообразие. В конце 2000-ых в татуировку приходит все больше дизайнеров и художников, привнося специфические стили и техники. Все чаще мастерам свойственно формировать свой почерк, вместо осваивания универсальности. Если двадцать лет назад мастеру было необходимо выучить множество стилей и техник, чтобы иметь возможность конкурировать, то сейчас это вовсе необязательно. Быть может это имеет отношения к торжеству постмодернизма в современном обществе, но с другой стороны в татуировке так же формируется некоторая мода, что часто бывает оторвана от классических каТатуировка искусство послание диагностический инструментнонов. 
 
В современности татуировка переросла художественные перфоманс и полноправно собирает выставки по всему миру, которые организовывают на базе старейших тату-студий. С другой стороны, существуют прецеденты выставок татуировки, именно в ключе современного искусства. Так в музее набережной Бранли в Париже прошла выставка «Татуировщики, татуированные», где разместили работы, созданные специально для этого события художниками с мировыми именами, дизайны костюмных татуировок на ткани и объемные репродукции татуировок с живых моделей.
 
Все же что бы ответить на вопрос, является татуировка искусством, необходимо решить другой - что же представляет собой искусство. Остроумно на этот счет высказался известный татуировщик Fuzi UVNPK: «Мои татуировки являются искусством, хотя бы потому что ты меня спрашиваешь, искусство ли это».


 
Тату, как социальное послание 
 
Л.А. Мельникова в своей монографии отмечала, что символика татуировок имеет двойную направленность. С одной стороны, она определённым образом влияет на окружающих и, вместе с тем, в наибольшей степени психологически влияет на самого носителя.  Это обусловлено необходимостью приобретения самоидентичности.
 
Так же татуировка в социальном контексте выступает одним из средств невербального общения. С помощью этого визуального способа, самопрезентация в контакте становиться более полной, поскольку знаки внешнего облика отвечают представлениям, ценностям, условиям общения и целям деятельности личности. Этот тезис применим не только к татуировке, однако его отлично подтверждает наличие наиболее популярных символов в каждой из субкультур. В этом случае татуировка выступает так же способом идентификации единомышленников. 
 
К. Леви-Строс в «Печальных тропиках» описывает виды орнаментов и татуировок на лице, теле, как текст Другому, о своем личном, статусном, имущественном, семейном положении. 
 
 
Взгляд психологов на татуировку 
 
В этом направлении важно затронуть понятие границ личности, которые принято обсуждать в психологическом контексте, однако психологическая граница неразделима с границей физической. Где же таковая в нашем теле? Основная функция нашей кожи - покровная, защитная, рецепторная. Она отделяет внешнюю среду, её условия, от внутренней, непрерывно адаптируясь. Таким образом, взаимодействуя с физической границей человек так или иначе определяет место и состояние границы психологической. Овладение и модификация собственного тела может быть выражена как процесс трансформации «моего», чего-то, что присутствовало по умолчанию, в «сотворенное заново», в чем личность принимала непосредственное участие. 
 
Одновременно татуировка остается посланием другому и, в зависимости от того, что необходимо сообщить или обозначить, можно сгруппировать виды рисунков в условную классификацию:
 
1. Психологические;
   - защитно-компенсаторные;
   - мотивационные;
2. Декоративные;
    - декоративные;
    - фанатские;
    - художественная татуировка;
3. Идейные;
    - опознавательные;
    - религиозно-идейные;
4. Профессиональные.
 
Психологические:
1. Защитно-компенсаторные татуировки. Такие изображения могут быть различных форм и размеров, однако чаще всего их смысл понятен лишь владельцу. Визуально их легко спутать с декоративными татуировками, однако при достаточной степени доверия можно узнать их истинное значение. Эти рисунки исполняются часто вследствие перенесенной когда-то травмы или тяжелых жизненных обстоятельств. Разумеется, что татуировка неспособна предотвратить повторения этих событий, все же она отлично справляется с функцией защиты психологического состояния человека, показывая, что невзгоды проходят, но остаются в памяти. Подобные татуировки культивируют внутреннюю уверенность в силе справляться с неблагоприятными обстоятельствами. Некоторые из них выполняются с целью поддержки уверенности в себе.
2. Мотивационные. Татуировки этой группы чаще всего можно встретить на людях, увлеченных спортом. С их помощью создается необходимый психологический настрой, поддерживается уверенность в себе и имеется шанс в соревновании деморализовать соперника. В другом случае, мотивационные татуировки встречаются в виде отдельных фраз, символичных рисунков, на разных участках тела, как один из способов поддержки на пути достижения цели. 

 
Декоративные:
1. Декоративные. Самая большая категория. Однако, не смотря на разброс стилей и форм татуировок, глубокого смысла часто не несут. Могут служить способом подчеркивания гендерной идентичности, демонстрации глубины душевной организации или любой черты свойственной человеку, на которую захотелось указать пальцем. В этой категории наиболее популярны высокопарные фразы на иностранных языках, минималистичные изображения, декоративные узоры. 
2. Фанатские. В этой категории соседствуют татуировки символики команд и спортивных клубов, которыми может увлекаться человек, а также символы любого другого хобби. Будь-то персонажи анимации, герои любимых историй, компьютерных игр, бренды и т.д. Сталкиваясь с подобными изображениями можно задаться вопросом, а достаточно ли зрелая личность перед нами? Поскольку вкусы с течением времени могут меняться, так же как и отношение к любому увлечению, часто подобные татуировки становятся предметом стыда.
3. Художественная татуировка. О том, имеет ли татуировка ценность в искусстве мы говорили в первом разделе статьи. Все же в разных источниках выделяют эту категорию имея ввиду высшую ступень развития татуировки. Она требуют высокого уровня мастерства не только в плане нанесения рисунка на тело, но и для подготовки эскиза, что чаще всего создается индивидуально и имеет специфические стилистические нюансы, свойственные почерку мастера. Именно благодаря этим небольшим нюансам возможно определить авторство татуировки. В одном рисунке может содержаться сюжет в который вплетаются различные элементы или же это могут быть отдельные друг от друга татуировки из одного или нескольких элементов. Такие изображения чаще всего встречаются на людях, что каким-то образом связаны с творчеством в том или ином его проявлении. Обычно это менее конформные личности, склонные к критичному взгляду на традиционные ценности, а также к эскапизму, уходу в творение, обучение, занятие любимым делом, что часто влечет за собой сложности в социальной адаптации. К сожалению наличие такой татуировки - не точный показатель наличия творческого потенциала, поскольку этот способ самопрезентации сейчас не только популярен, но и доступен, а конкуренция, что существует в сообществе мастеров, заметно повлияла на качество среднестатистической работы в позитивном ключе.

 
Идейные:
1. Опознавательные. В эту категорию так же включаются символика фанатских клубов, что мы уже упоминали. Но в данном контексте это нечто большее, чем просто любимая команда. Клубы - это группа, в которой помимо общего увлечения существует также определенная идеология и нанесение на тело символики клуба обозначает не только членство в нем, но и поддержку, верность этим идеям. Отдельное место здесь занимают опознавательные знаки военных, что могут так же выступать в роли защиты, мотивации одновременно. 
2. Религиозно-идейные. Не смотря на то, что большинство религий не одобряют такой способ утверждения божественного вокруг или внутри, на волне трендов часто проскакивали символы, что имеют конкретное религиозное значение - кресты, звезды Давида, цитаты молитв, мантры и т.д. Наличие такой татуировки имеет цель не так предьявить обществу религию, в которую верит человек, а скорее служит тем самым мистическим защитным элементом. Это так же бывает демонстрацией духовности, как таковой, что в очередной раз подчеркивает глубину личности. Реальная ли это глубина - возможно узнать только в контакте. С другой стороны, в эту категорию входят татуировки, что обозначают жизненную философию личности, что может быть выражена в отдельных цитатах, символах или же в целых абзацах текста. Не путать с «глубокомысленными» декоративными фразами, поскольку в этом случае татуировка - отражение целой мировозренческой системы, а не попытка спровоцировать «вау»-эффект. 

 
Профессиональные. Многие татуировки этой категории выполнены лишь по причине любви к профессии и важном месте профессиональной идентичности в структуре личности. 
 
Место татуировки в диагностике психических расстройств
 
Интересную роль накожных изображений обнаружил в своем исследовании «Значение татуировок в диагностике психических и поведенческих расстройств» А. Д. Борохов, израильский врач-психиатр. 
 
Он, совместно с группой коллег, придерживался интегральной позиции, согласно которой наличие татуировки в каждом конкретном случае определяется как социальными условиями, так и характерологическими чертами, и психопатологическими проявлениями личности. 
 
Предметом исследования, что продлилось 23 года, стала изобразительная и смысловая интерпретация 1576-ти татуировок, что были выявлены у 412-ти пациентов, диагноз которых был установлен в соответствии с критериями Международной Классификации Болезней. Для контрольной группы было отобрано 78 здоровых молодых людей, имевших 134 татуировки. 
 
Для оценки использовали 3 параметра: изобразительная характеристика, групповая принадлежность, смысловая нагрузка. 
 
Исследователи пришли к выводу, что среди лиц с подтвержденными диагнозами расстройства личности и поведения тематика и количество изображений варьируется в зависимости от типа личности.
 
Так, среди пациентов с антисоциальным расстройством, татуировки носили множественный характер (5 - 8 на человека) и могли быть разделены на 3 типа:
1. Агрессивно-угрожающие (оружие, хищники, сцены насилия). Часто полный смысл этой татуировки утаивался испытуемым, предпринимались попытки ввести в заблуждение медицинский персонал с целью создать о себе более благоприятное впечатление. В последствии пациенты все же раскрывали суть, обнажая антигуманную и эгоистичную мировозренческую позицию. 
2. Статусно-стратификационные («воровские кресты, перстни, звезды»), носящие идентификационную функцию, указывающие на иерархию в криминальном мире.
3. Демонстративно-протестные - различные символы свободы: чайка, парусник, бегущий олень, криптограммы. 

Была выявлена выраженная связь между наличием у пациентов, агрессивно-угрожающих и демонстративно-протестных татуировок и совершёнными ими актами физической агрессии или демонстративными нарушениями общепринятых норм поведения.
 
Среди пациентов с эмоционально-неустойчивым расстройством личности, среднее число татуировок было значительно меньше в сравнении с первой группой: 2-4 на человека. Ведущими были изображения демонстративно-протестного и агрессивно-угрожающего характера. 
 
Пациенты с истерическим расстройством личности, помимо татуировок демонстративно-протестного и агрессивно-угрожающего характера, имели так же декоративно-украшающие и памятно-сентиментальные изображения. В определенной степени этим проявляются такие черты характера, как склонность к драматизации и преувеличенной экспрессии эмоций.
 
В группе пациентов с подтвержденным диагнозом шизофрении, шизотипического, бредовых расстройств, сюжет татуировок, как правило, был разработан самим носителем или в него были внесены существенные изменения, не являвшиеся традиционными, этническими, религиозными, культурологическими признаками национальной или групповой принадлежности. В некоторых случаях татуировка служила визуальным отражением бредовых переживаний. Эти татуировки обычно достаточно крупных размеров, а их смысл является странным и объясняется псевдофилософским, мистико-магическим мировоззрением носителя, понятным лишь ему самому.
 
В заключение автор обращает внимание на то, что всякая татуировка является всё-таки вспомогательным объективным признаком. И сам факт наличия татуировки без углубленного обследования недостаточен для постановки психиатрического диагноза. 
 
Вместо послесловия
 
Не смотря на все описанное мной выше, мне все еще любопытно, что значат татуировки для каждого отдельного человека, что они значат для Вас? 




Просмотров: 315
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Татуировки» подростка или уроки, которые мне были так нужны
  • Татуировки. Взгляд психолога
  • Татуировки, которые наносят себе эпилептоидные акцентуанты и психопаты
  • «Татуировки» подростка или уроки, которые я не забуду 2
  • Психологическая мотивация принятия решения нанесения татуировки.
  • Татуировки
  • Татуировки. Биомеханика.
  • Психология татуировки
  • Почему татуировки стали популярными. Психологические причины
  • Зарубки на память или татуировки
  • Психическая боль и татуировки.
  • Татуировки, которые наносят лица с возбудимо-неустойчивой акцентуацией (на примере знаменитостей)
  • О детстве Анджелины Джоли или татуировки эмотивно-лабильных личностей
  • Визуальная психодиагностика: татуировки как невербальная передача ценностных ориентаций
  • "Татуировки на теле, шрамы на душе"
  • Татуировка: искусство или саморазрушение?
  • Как татуировка может спасти жизнь?
  • Составление дерматографической карты личности (при наличии татуировок)
  • Почему так задевает татуировка
  • Татуировка как передача на невербальном уровне информации о её владельце
  • Статья №18. Тематика татуировок в современном обществе.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Черты незрелости личности, которые могут привести к делинквентному поведению
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Новый взгляд на сильные стороны личности
  • Истерический тип личности. Часть 1. Портрет человека этого типа.
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь