Травматерапия: Что делать с полярными эмоциональными состояниями

Травматерапия Что делать с полярными эмоциональными состояниями

Травматерапия: Что делать с полярными эмоциональными состояниями

Очень важно понимать следующее. Расщепленность личности травмированного человека очень часто выражается в диаметрально противоположных (полярных) эмоциональных состояниях.

Если мы видим ребенка плачущего (его обидели), на самом деле это всегда двойная эмоция: на поверхности боль (негативно-пассивное состояние), а внутри невыраженная агрессия (негативно-активное состояние).

Иногда, наоборот, на поверхности агрессия, а внутри много невыраженной боли.
И работая с такими людьми нужно уделить внимание и тому, и другому. Это гантелька неразъемная. Можно называть это частями личности, можно называть полярными эмоциональными состояниями, главное – уделить внимание обоим сторонам медали.

Если просто утешать «плачущего ребенка» в таком полярном состоянии, используя слова «Я тебе помогу, я тебе защита, я тебе опора» он, конечно же, рано или поздно успокоится, но внутри него останется позиция «Я все равно прав. Нужно только достать молоток побольше, дождаться удобного момента, чтобы ударить и отомстить».

Другими словами, мы утешили его на поверхности, но агрессия внутри осталась. И эта агрессия рано или поздно вылезет. Если мы помогли клиенту выразить агрессию, а на боль внимания не обратили, эта боль может о себе напомнить. Расщепленность всегда полярна. И работать нужно с обоими полюсами.

Один из эффективных расстановочных приемов, который применяется для обработки полярных эмоциональных состояний – разделение родителей, на которых обижается ребенок, в случае травмы брошенности, на две ипостаси «негативную» и «позитивную».

Терапевт помогает выразить обиды и агрессию по отношению к одной ипостаси (негативной), а потом выразить любовь другой ипостаси (позитивной), принять от неё заботу и поддержку. Таким образом, делая соответствующие акценты, мы помогаем принять и родителей, и самих себя.

• В последнее время психологи говорят, что жалеть ребенка не надо. Это с него снимает ответственность, и он потом ответственность на себя никогда не берет. Как это происходит? Ударился об угол – угол виноват. Разбил чашку – это она сама разбилась.

Когда это просто стрессовая ситуация или ситуация воспитания маленького ребенка, делайте, что хотите, приучайте к ответственности. Но если уже травма случилась, это значит, что внутренние адаптационные механизмы аовреждены.

Это часто сопровождается позицией ребенка: «Я виноват. Виноват в этом Я» (например, "Я виноват в разводе родителей"). И в этом случае просто необходимо провести реабилитацию ребенка.

Реабилитация и воспитание – это разные процессы. Как говорил Суворов, «тяжело в ученье, легко в бою». Воспитывая, приучайте к ответственности, нагружайте ответственностью, тренируйте. Так, в одном из фильмов герой Николаса Кейджа тренировал свою дочку не бояться террористов, стреляя в неё из пистолета.
А когда человек в травме, в руинах, его воспитывать и грузить не надо, его надо спасать, ему надо помогать.

Сначала нужно восстановить его целостность, укрепить ресурсами, а потом воспитывать.

Именно для создания более позитивного образа себя и дается клиенту послание «Ты не виноват».

Конечно ситуация в каждом конкретном клиентском случае разная, но если сильная агрессия есть, без её отреагирования продвинуться в работе с клиентом очень трудно. Агрессия выполняет роль сейфа. Именно она является ключом доступа к внутренней боли. А иногда непосредственное прикосновение к боли, позволяет снять агрессию.

***
Очень поучительный случай произошел в одном из наших психологических лагерей.

Саша был лидером дня лагеря и собирал людей к обеду: «Марина, бросай всё, обед стынет, давай быстрее за стол…» Марина ему в ответ: «А кто ты такой, чтобы мне указывать, что мне сейчас делать!» Саша, не ожидавший такого приёма, в ответ в долгу не остался, тоже пару ласковых слов добавил.

После такого обмена репликами в лагерь пришли два зверя. У народа ложки во рту чуть не застряли. Я их отвожу в сторону. «Что произошло?» «Я её на обед позвал, а она мне такое…!» «Вы бы видели и слышали, как он это сделал?»

Я им объясняю: «Марина, он просто хотел позвать тебя на обед. Ты на него среагировала достаточно ярко. Скорее всего, ты увидела в нем всех мужчин, которые тебя обижали, делали тебе больно, вот ты и кинулась защищаться. Давай попробуем этих мужчин из Саши вывести, и ты им скажешь все, что давно хотела сказать».
Дальше было 15 минут отборной матершины.
«Полегчало?»
«Да»
«Здорово!»

Дальше говорю Саше: «И ты отрегаировал немного не так. Она просто тебе сказала, чтобы ты её не беспокоил, а ты разъярился и разорался. Наверняка ты попутал её с какими-то женщинами из своей жизни, которые сделали тебе больно. Давай я поставлю заместителя для всех этих женщин, и ты скажешь им всё, что о них думаешь».
Дальше было 15 минут отборной мата.

Выдохнули они эту агрессию через ругань, отреагировали словесно, сделали это качественно. Психологический лагерь был на природе, они были переполнены энергией, ресурса для работы было очень много.
«Полегчало?»
«Полегчало!»
«Поблагодарите друг друга за то, что помогли друг другу освободиться от старого груза».
Они обнялись как два боксера после спарринга. И пошли в лагерь.
***
Это стало для меня прекрасным примером отреагирования агрессии. Главное, в этот момент терапевту мысленно держать в руках воображаемую баскетбольную корзину, чтобы агрессия не задерживалась, сразу уходила в землю. Агрессия вышла через активное отреагирование. А боль была уважена через внимание к личному мнению, выслушивание, не перебивание.
***
Для травмированных людей очень важна помощь со стороны, помощь других людей. Сами они справиться с этим не могут. Например, страх смерти можно преодолеть, только обеспечив человеку стабильное чувство защищенности — и как можно скорее. И если сразу не помочь человеку, его травма со временем будет только усугубляться. А как на самом деле происходит?

Вместо обращения за профессиональной помощью, близкие травмированного человека через некоторое время начинают избегать его, требуют прекратить бесконечные разговоры о своей беде или стыдят за неспособность справиться cтравмой.

Если вы встретили человека, который раз за разом описывает свое горестное состояние и обвиняет в этом состоянии других: «Это они, злодеи, виноваты!», раздражаться на него бессмысленно. Возможно это последствие психической травмы.

Тяжелый жизненный опыт мог сломить веру человека в себя и приучить его к мысли что он «никто», и звать его «никак», и от него ничего не зависит. Но вы в качестве помощника можете сделать для него очень много. Сначала утешить, успокоить, а потом потихонечку-полегонечку его возвращать в состояние ответственности за себя и свою жизнь.

Признание «я сам в ответе за свою жизнь» – это уже прорыв, революция, это у же очень много.

***
С уважением
тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880
расписание центра "Ольвия" смотрите на сайте www.olvia-center.ru



Просмотров: 316
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • «Женское счастье - милый очень хочет!» - кто виноват и что делать, если партнёр охладел?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Если очень нужно замуж, то побудь одна...
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Если тебе до боли тяжело разговаривать с близкими...
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • Если вам очень больно
  • Если вам очень больно
  • Если вам очень больно
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • Как принять свою маму, если было так больно.
  • Да не очень-то и надо было!
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Агрессия ребенка, как отражение детского опыта родителей
  • Когда пассивная агрессия не очень пассивная
  • Если ты прошла много тренингов про женственность, но до сих пор тебе не везет в любви...
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь