|
Невротические требованияАвтор статьи: Кранк Ирина Ивановна
НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ Ирина Кранк. Авторский конспект работ К. Хорни Сам того не осознавая, человек живет в двух мирах. В мире своих фантазий, и в мире официальной жизни. Но какими бы фантазиями не был проникнут его мир, реальность неизбежно навязывает себя. В фантазиях он считает себя великим и неприкосновенным, но в реальности никто не обходится с ним, как с божеством. (Жена, дети, начальник, подчиненные). Если у человека есть тайные представления о себе, как о божестве, может ли он думать, что с ним что-то не так? Ему проще думать, что это мир не в порядке и все люди, которые его окружают. Поэтому нужно ли ему меняться? Нет, другие люди и весь мир должны измениться и подстроиться под него. Не ему нужно разбираться со своими иллюзиями, а мир должен обходиться с ним в соответствии с его раздутыми представлениями о себе. Понятно, что миру нет дела до его фантазий. Никто под него не подстраивается. И какое же чувство возникает? Чувство, что это несправедливо. Он заслуживает лучшей доли. Это чувство несправедливости дает определенную выгоду. Если все несправедливо, то я могу не менять себя. Я имею право на то, чтобы требовать. Особого внимания, деликатности, или почтения, удовлетворения своих нужд. В зависимости от типа личности человек может требовать от других любви, внимания и заботы, либо полного подчинения своей власти, считая, что он всегда прав, а потому имеет право оскорблять других, критиковать, обманывать. Его в ответ – никто не имеет права. Но эти требования – это только небольшая верхняя часть айсберга. Под ними мы можем найти огромные, всеобъемлющие требования. Бессознательно человек требует, чтобы его мысли, дела и чувства не имели вредных последствий. Это значит, что на него не должны распространяются ни законы психологии, ни законы природы. Люди могут не видеть, что все, что происходит в их жизни, имеет причину, и что на них распространяется закон причинно-следственной связи. Размах требований настолько велик, что распространяется не только на отношения с другими, но и на саму жизнь в целом. Человек может считать, что в его жизни не должно быть несчастных случаев, болезни, что он никогда не должен умереть. Он должен быть неприкосновенным и неуязвимым. У него не должно быть неудач, проблем, удача должна сопутствовать всегда и во всем. Жизнь должна быть легкой и без страданий. Ощущение несправедливости по отношению к своим личным трудностям приводит к зависти. Зависть происходит из требований, что «я должен быть умнее, одареннее, богаче, удачливее других». Поэтому человек может завидовать всем и во всем. Один легко получает от жизни все. У другого лучше дела идут на работе. Третий более напористый. Кто-то легче сходится с женщинами, мужчинами. А ведь это не они, а он должен обладать букетом достоинств, которыми обладают все люди, вместе взятые. О чем говорит эта зависть? О том, человек не хочет быть собой. Он требует от себя стать другим. Более одаренным, богатым, удачливым. Поэтому он завидует всем, кто кажется более удачливым, восхищается ими, и старается им подражать. Как следствие, он хронически недоволен собой, и жизнью. Также претензии распространяются на общественные институты (государство, предприятие, учебное заведение и т.д). Все законы и правила должны содержать личную выгоду, и подстраиваться под него. То, что «правила», и «ограничения» существуют и для него, приводят человека в содрогание. Он оказывается принять, что и для него существует «необходимость». В любом случае человек считает, что он должен получать то, что ему нужно. Что же происходит с ним, когда его требования не выполняются? В зависимости от типа личности он может впасть в отчаяние, либо прийти в ярость, либо возмущаться внутри себя, но не показывать вида. Реальность все время стукает по носу, печальный опыт все время повторяется, но человек упорно настаивает на том, что ему должны. Любые желания или потребности могут превратиться в требование. Человек может жить с ощущением, что у него есть право на многие вещи, тогда как если здраво поразмышлять, то можно было бы понять, что у него нет таких прав. Хочешь стать независимым – научись зарабатывать. Хочешь быть неуязвимым – поработай над своими невротическим потребностями. Хочешь поверить, что тебя любят? Научись любить себя сам. Наши требования отравляют нашу жизнь. Они, по сути, неразумны, потому что преследуют какие-то особые права, привилегии, которых на самом деле не существует. Претензий и требований много. Всех не перечислишь. Но в них есть общие черты.
Осчастливить такого человека невозможно, потому что в нем сидит постоянное чувство недовольства. Невротические требования мстительны по своей природе. Человек живет с ощущением, что он обделен, что ему нанесен ущерб. И этот ущерб должен быть возмещен. Месть, конечно, не осознается. Но мы можем увидеть её. Например, когда его требования выполняются, человек может чувствовать победное торжество. Если требования не выполняются, наступает чувство поражения. Осознает ли человек, что требует? Нет, он просто уверен, что другие должны делать то, что он хочет. Так люди и общаются. Одни требуют, другие выполняют, и наоборот. Не выполнили, отказали – обида, гнев, ярость, месть. И человек всегда находит причину оправдать свои требования. «Я же мужчина», «Я же женщина», «Я же твоя мать, отец, брат, сват, начальник» и т.п. Человек не осознает, что его требования незаконны. Поиск оправдания требований становится жизненной стратегией. Каков же общий знаменатель требований? Я вас превосхожу! Если я такой выдающийся, я имею право… «Мое время, моя работа, мои планы особенно ценны, и я во всем прав». Или «Я такой беспомощный, я так страдаю, поэтому сделайте это за меня». «Я требую, потому что это справедливо». Такая опора на справедливость становится «жизненной философией». Причем, если неприятность произошла с другим, то это справедливо, но если с ним произошло то же самое – это несправедливо. Как заставить других согласиться со своими требованиями? По-разному. Можно придать себе чувство важности. Можно угождать, обещать, очаровывать. Можно давить на чувство вины. Можно играть на чувстве любви, или на тщеславии другого. Можно взывать к чувству сострадания или к жалости. Можно стать угрюмым и раздражительным. Способов много. А если требования не выполнены? Обида, ярость, гнев, негодование. Если гнев сдержать, то начинает болеть голова, или появляется чувство усталости. В общем, нужно убирать свою убежденность в постоянной правоте и идею справедливости, и несправедливости, честности, нечестности. В наших интересах - исследовать свои реакции, когда нас обуревает чувство, что с нами скверно поступили, или, когда мы начинаем размышлять о чьих-то ненавистных нам качествах, или, когда мы рвемся отплатить другим. Может, наши обида, гнев, раздражение неразумны? И само событие не настолько велико, как мы его сами раздули в своих представлениях? За такой сверх реакцией всегда нужно искать скрытое требование. Когда мы откажемся от своего права на привилегии, то найдем в себе подавленную враждебность по отношению к другим, которая принимает форму злости, разочарования или обиды. Требования оказывают на нас сильное влияние, портят нам жизнь. Смещая акцент на требования, мы живем в состоянии хронического недовольства, фокусируем свое внимание в любой жизненной ситуации только на недостатках, на трудностях, и тем самым чувствуем недовольство всей ситуацией. Трудности разбухают в нашем сознании, и мы не может оценить все то хорошее, что у нас есть. Мы становимся неспособными выносить неприятности. Почему любая трудность воспринимается в десять раз труднее? Потому что бессознательно мы воспринимаем её, как несправедливость. Но до тех пор, пока мы не примем жизнь, ситуацию, себя, как есть, без этого чувства несправедливости, в нашей жизни ничего не изменится. Как ещё эти требования влияют на нашу жизнь? Если мы приступаем к любой работе с чувством свершающейся несправедливости, или с тайным требованием, чтобы она была легкой, то она неизбежно становится напряженной и выматывающей. Другими словами, через невротические требования мы теряем искусство жить. В чем оно состоит? В том, чтобы легко переносить естественный порядок вещей. Конечно, есть события столь тяжкие, что способны раздавить человека. Но они редки. Но можно отравлять себе жизнь тем, что любое незначительное происшествие превратить в катастрофу, а жизнь - в сплошные разочарования. Зависть к успехам других – односторонняя. Зависть фокусируется только на светлых сторонах чужой жизни: у этого полный успех; у того — семья, дети и т.д. Чужие дома больше и пастбища зеленее. Кажется, что у других есть то, чего нет у нас. Но мы забываем, что в жизни этих людей есть другие стороны, не такие безоблачные. Нельзя сравнивать свою жизнь в целом со счастливыми моментами чужой жизни! Можно сравнивать, разве что одну жизнь с другой в целом. Почему же люди, сравнивая других с собой, видят только красивую сторону их жизни? Потому что у них искажена картина мира. Они слепы эмоционально, не видят других людей. Это вызывает зависть и безразличие к ним. Ницше назвал это завистью не к той или иной детали, а к жизни вообще. Она идет об руку с чувством, что ты единственный отовсюду изгнан, приговорен к мучениям, одиночеству, панике, тоске. Безразличие вытекает из огромных требований, а со временем выполняет важную функцию: оправдывает эгоцентризм личности. Другим лучше, чем мне. Мое положение хуже. Другие не так одиноки, как я. На них обращают внимания, а ко мне безразличны. Им не так тоскливо, потому что у них есть… Поэтому человек продолжает требовать. Так требования только укореняются и становятся прочнее. Есть другие последствия требований. Человек становиться инертным, не может гибко меняться, подстраиваться под обстоятельства. И это наносит непоправимый ущерб личности. У него парализуется психическая энергия, душевные силы. Инерция распространяется не только на действия, но и на мысли и чувства. Вместо того, чтобы активно работать над своими проблемами (менять мысли, поступки, устоявшиеся привычки), человек все усилия вкладывает в то, чтобы отстаивать свои претензии. Это парализует его рост. Бессознательно он требует, что одного только намерения достаточно, чтобы чего-то достичь, преодолеть трудности и стать счастливым. Реальную работу должны выполнить другие. Если этого не происходит, есть причина для недовольства. Страдание заменяет реальные усилия. Чем мстительнее требования, тем сильнее инерция личности. Бессознательно это звучит так: «Это другие виноваты в моих бедах, и они должны все исправить». Конструктивного интереса к своей жизни нет. Это не его дело – менять что-то в своей жизни; это дело их или судьбы. Можно ли получить практический выигрыш, требуя что-то от других? Да, можно давить на других, заставить их иногда уступить своим требованиям. Но кто от этого становится счастливее? А требования к жизни вообще тщетны. Считает ли человек себя исключением, или нет, на него распространяются законы психологии и биологии. Его требования быть совершенством ни на йоту не могут изменить его самого. Пока человек очень боится или не хочет видеть свои конфликты, он вынужден держаться за свои требования. Если уточнить, то окажется, что он требует: мир должен быть устроен так, чтобы он не сталкивался со своими конфликтами, и ему не нужно было их осознавать. Человеку жизненно важно сбросить с себя ответственность. Но его требования, в результате, не дают ему возможности расстаться со своими проблемами, и тем самым увековечивают его невроз. Как стать на путь здоровья? Отказаться от идеи своего совершенства, от своих иллюзий и раздутых представлений о себе. Отказаться от того, что причиной всех проблем являются внешние факторы. Не перекладывать ответственность за себя на других людей, на обстоятельства, на судьбу. Признать, что единственная справедливость состоит в том, чтобы взять ответственность за свою жизнь на себя.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|