«Как вы яхту назовете, так она и поплывет» (работа с именем в терапии)

Как вы яхту назовете так она и поплывет  работа с именем в терапии

 

Имя - серьезная вещь. Бывают имена - бомбы замедленного действия.

В. Пелевин

 

С именами работают во многих направлениях современной терапии – психосинтезе, арт-терапии, семейной терапии, различных подходах, изучающих влияние истории рода на человека и т.д. В работе с детьми и взрослыми…

Прежде чем рассмотреть конкретные варианты работы, давайте разберемся, почему имени человека придается такое большое значение…

Значение имени.

«Какое слово мы слышим в жизни чаще всего? С чего начинается отделение себя от других? Ребенка называют, зовут по имени, окликают и т.д. Маленькие дети уже знают, кто они, как их зовут. И если вам задать вопрос: «Кто ты?», то большинство из вас наверняка назовет свое имя, чтобы обозначить себя.… Собственное имя как ничто другое соотносится человеком с самим собой. Согласно определению, которое дает «Лингвистический энциклопедический словарь», имя собственное есть слово или словосочетание, служащее для индивидуализации именуемого объекта, выделения его из ряда подобных.

Имя - это отличительный признак одного человека от другого.

Не зная имени, трудно сохранить в памяти внешний облик знакомого, кстати смысл слова «знакомиться» заключается как раз в том, чтобы узнать имя человека, с которым свел случай. «До имени человек не есть человек, ни для себя, ни для других…лишь возможность человека, обещание такового…» (П.Флоренский).

В языке нет такого слова, которое можно было бы сравнить с именем по частоте употребления, влиянию на характер, силе выражения чувств.

Вхождение в историю, закрепление в ней своего места, своей реальности всегда обозначалось как «создание себе имени»…

По имени можно судить о происхождении, национальности, вероисповедании человека. В именах отражаются традиции, легенды и предания…

Исследования имени.

С давних времен прослеживается связь имени и судьбы человека, точнее – влияние имени на поступки и характер его носителя. Считается, что и в звучании имени содержится большое количество информации. Имя – это набор глухих и звонких звуков, которые сочетаясь, образуют своего рода мелодию. Французский исследователь Пьер Руже в своей книге «Влияние имени на жизнь человека» говорит о «музыке имени», определяющей, по его мнению, судьбу человека. Исходя из этой теории, каждая буква имени является источником вибрации, влияющей на характер человека. Таким образом, можно сказать, что мы живем в вечной музыке — внушении.

Рассматривая звуковой и буквенный символизм имени, некоторые специалисты считают, что в нем прослеживается влияние двух энергий ИНЬ – женской (пассивной) и ЯН – мужской (активной). С этой перспективы, согласные буквы алфавита представляют собой янские качества, а гласные – иньские. Если женское имя – производное от мужского, значит, у девочки будут преобладать мужские качества – напористость, активность, лидерство и т.п. Первая буква имени также указывает на преобладание мужских (согласная) или женских (гласная) качеств. Количество гласных и согласных букв в имени также влияет на соотношение «мужских» и «женских» личностных характеристик. Использование нескольких имён – уменьшительных, ласкательных, полных - сказывается на балансировке янской и иньской составляющих имени в сторону увеличения, уменьшения или гармонизации двух начал.

П.Флоренский, выдающийся русский ученый и философ, посвятил изучению связи имен с характером специальный труд «Имена». Он считал, что у каждого имеется изначальное, подлинное имя, которое родители, называя ребенка, могут угадать или не угадать. Если произошло второе, то человек с «неправильным» именем живет в дальнейшем как бы ни своей жизнью. Современный цивилизованный человек, оторванный от традиции, получив имя, пусть смутно, но все-таки постепенно приходит к пониманию его значимости, в том числе и к осознанию того, что по какой-то причине ему с именем не повезло. Многие, наверное, могут вспомнить одного-двух знакомых, которые категорически не принимают свое имя, данное при рождении. Вполне возможно, что смена имени по достижении необходимого возраста – не прихоть, а бессознательное следование некой глубинной тенденции.

Русский исследователь начала века С. Р. Минцлов писал: «Всматриваясь в прошлое, поражаешься однородности характера и свойств носителей одного и того же имени». Он пришел к мысли, что имя, данное человеку, предопределяет, в какой-то мере, черты его личности, а соответственно и его судьбу.

У каждого имени есть свое значение. Например, Александр означает «защитник», Наталья – «родная». Когда ребенок получает имя, эта этимология актуализируется.

Имя каждого человека является первичной суггестивной командой, которая в предельно концентрированной форме содержит весь его жизненный сценарий.

Давая или беря себе новое имя, нужно его «примерить» так же, как примеряют обувь, ведь человеку с ним ходить по земле. Таким образом, имя человека — это код судьбы.

Некоторые люди считают, что в определении имени для ребенка родителям может помочь нумерология. Речь идет о нумерологии в ее упрощенном варианте, т. е. об алфавитно-цифровом коде, основанном на учении Пифагора. Всякое имя обладает собственным числом, которое устанавливается переводом букв в цифры при помощи специальной таблицы, а затем сокращается в элементарное число. Подобным образом можно выяснить силу личности и ее истинный характер. Тут, вероятно, кроется объяснение того, почему люди творческих профессий часто берут себе псевдонимы. Они стремятся «улучшить» свое имя, т.е. судьбу.

Человек меняет имя, как правило, не потому, что «вырос» из прежнего – а потому, что прежнее недостаточно «красиво», производит «не то» впечатление.

Мифология имени.

 

С именем связано множество древних традиций и ритуалов.

Если вы, конечно, не считаете, что наши предки были необразованными, дикими существами, которые «жили в лесу и молились колесу», давайте их вспомним.

Магичность имени 

Через имена человек познает мир (вспомним библейский сюжет о назывании Адамом животных и растений). Номинация – присвоение имени – есть первичный акт осознания, освоения и власти над действительностью.

Для древних связь между именем и личностью, которую оно обозначало, являлась чем-то вроде материальных уз, благодаря чему оказать через имя магическое воздействие на человека было ничуть не труднее, чем через ногти, волосы или любую другую часть тела. Это яркий пример контагиозной магии, по которой вещи, однажды бывшие в контакте, находятся в нем постоянно.

Что бы колдун ни проделывал с тем или иным предметом, принадлежащим определенной личности, это неминуемо скажется на человеке. По утверждению Дж.Фрэзера, «многие из первобытных людей считали имена существенной частью самих себя и прилагали немало усилий, чтобы утаить свои истинные имена и тем самым обезопаситься от злоумышленников». Американские индейцы, например, полагали, что от дурного обращения с именем вреда не меньше чем от телесной раны.

Поэтому лучше вовсе никогда не произносить имени. Вы, наверное, слышали о методе черной магии (вуду): сделать восковую куколку, наречь ее именем врага и уничтожать ее тем или иным способом. Разные способы изготовления, разные заклинания неизменно одно: для смертоносного обряда кукла обязательно должна получить имя. Причем не какое-нибудь, а имя конкретного человека жертвы обряда. А если имя неизвестно, можно ли причинить вред?

«Даже чародей должен хранить в тайне свое Настоящее Имя. Потому, что имя отражает предмет... - А Настоящее Имя есть сущность предмета. Назвать Имя значит повелевать этим предметом». (Урсула Ле Гуин. Правило Имен.)

Наименование силы, существа, человека или вещи - дело многозначное. В тех культурах, где имена тщательно выбирают, учитывая их магический или благоприятный смысл, узнать подлинное имя человека - значит узнать его жизненный путь и качества души. А причина, по которой подлинное имя часто держат в тайне, - это стремление защитить владельца имени, дать ему возможность дорасти до силы имени; тогда уже никто не сможет очернить или умалить, и духовная сила человека разовьется в полной мере.

Этот обычай отражен во многих сказках, где враждебная сила пытается выведать имя героя, чтобы одержать над ним верх, чаще всего поиск имени направлен на то, чтобы вызвать силу или человека, привлечь их к себе и завязать с ними отношения.

С особой ясностью эта магия слова показана в египетской «Книге мертвых», где в 127 главе рассказывается о том, как Душа в своем путешествии по загробному миру, оказывается перед запертой дверью. «Мы не пропустим тебя, - говорят ее запоры, - пока ты не скажешь нам нашего имени». «Я не пропущу тебя мимо себя, - говорит левый устой двери, - пока ты не скажешь мне моего имени». То же говорит правый устой и умерший называет имена каждой части двери. «Я не пропущу тебя через себя, - говорит порог, - пока ты не скажешь мне мое имя». «Я не открою тебе, - говорит замок двери, - пока ты не скажешь мне моего имени». То же говорят петли, косяки и пол. И только если Душа произносит правильные имена, дверь со словами «Ты знаешь меня, проходи» открывается. Сюжет этот крайне важен для нас, так как здесь именование означает открывание дверей. Знание Имени открывает Силу.

"Древнее табу не раскрывать своего истинного имени все еще сидит где-то в самых недрах наших понятий о нормах поведения. Поэтому, слыша расхожий вопрос: «Девушка, как вас зовут?», первым делом мы подсознательно чувствуем тревогу (кто-то неизвестный неизвестно зачем пытается узнать мое имя), и тревога эта особенно велика, если вопрос не предварялся сообщением: «Я - Федя». Впрочем, даже если мы узнали, что собеседника зовут Федя, это вряд ли успокаивает, ведь никто из знакомых не может разъяснить, что это за человек, и приходится полагаться лишь на то, что он сам о себе расскажет.

Вполне логичным представляется следующий защитный прием, который порой практикуют юные девицы, не ведая о том, что ничто не ново под луной и прием этот существует уже не одно тысячелетие. «Меня зовут Маша», говорит нахальному, но, в общем, не противному на вид Феде девушка, хотя на самом деле ее зовут Катя. «Меня зовут Стройный Бамбук», сообщает какой-нибудь туземец назойливому европейскому этнографу, хотя все племя знает его как Неповоротливое Бревно".

В культуре известно немало традиций, в которых у человека было несколько имен (например, два или три). Причем под одним его знали только родные, под другим вся община, и только третье было настоящим именем, известным лишь Богам.

«Никто не знает Настоящего Имени человека, кроме него самого и того, кто дал ему это Имя. Конечно, иногда он может открыть его брату, жене или другу, но и они никогда не должны пользоваться им, если их могут подслушать посторонние. В присутствии других они обязаны называть человека его обычным именем или прозвищем. Знающий Имя человека держит его жизнь в своих руках». - пишет Урсула Ле Гуин в книге «Волшебник Земноморья». Действие романа происходит не в нашем мире, однако достаточно хорошо иллюстрирует земные обычаи.

Древние египтяне с особой осторожностью относились к именам. На каждого человека приходилось по два имени: истинное (большое) и доброе (малое). Доброе имя знали все, тогда как большое держалось в глубокой тайне и произносилось лишь во время обрядов.

По два имени было и у индийских брахманов. Одно предназначалось для повседневного пользования, а второе было известно, кроме самого человека, лишь отцу и матери.

В Китае в обиходе употреблялись также прозвища и вторичные имена, которые не считались частью человека. Так, взрослого мужчину называли именем его ребенка, ибо предполагалось, что у детей врагов нет и, следовательно, никакие опасности, связанные с колдовством, им не грозят.

Учитывая стремление людей защититься от колдовских чар, легко объяснить возникновение различных табу на произнесение имен. Можно выделить следующие запреты: на имена родственников, покойников, правителей и других священных особ, а также на имена богов.

Члены семьи обращались друг к другу, используя степени родства (жена, дочь, сын, невестка) или семейные прозвища (откуда недалеко уже до второго, нетайного и ненастоящего, имени, которое можно называть при всех).

Порой запрещалось не только называть родственников по именам, но и произносить слова, которые имели с тем или иным именем хотя бы один общий слог. У кафров женщине не разрешалось произносить имена мужа и его братьев, свекра и прочих родственников мужского пола; если же ударный слог какого-либо имени встречался в другом слове, требовалось заменить этот слог или все слово целиком. В итоге у кафрских женщин появилось нечто вроде собственного языка, который прозвали «женским наречием».

Основой табу на имена покойников является суеверный страх перед мертвыми. Люди боялись потревожить души умерших. Имя покойника «забывалось», а родственники, если их имена звучали похоже, немедля брали себе новые из опасения, что знакомые звуки могут привлечь умершего к прежнему жилищу. Если имя покойника совпадало с названием какого-либо предмета общего пользования, последний незамедлительно переименовывался.

Имена вождей и жрецов держались в секрете потому, что враги, узнав их, могли навредить правителям, а через них — и всему племени.

Имена божеств имели для людей очень большое значение, ибо связывались с могуществом сверхсил. Обычно у божеств было много имен. Впрочем, считалось, что свои истинные имена боги тщательно скрывают, дабы не допустить, чтобы люди приобрели над ними неограниченную власть. Согласно ортодоксальному толкованию, Бог открыл свое имя, чтобы люди могли поклоняться Ему только под Его истинным именем. Правда, Иегова ставит одно условие: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно»; имя Бога не для того, чтобы им злоупотреблять, но чтобы воздавать через него поклонение Богу.

А какая «техника безопасности» была у славян? Как они пытались себя и своих близких защитить?

Если неподготовленный человек заглянет в список имен, которыми пользовались славяне, он может сильно удивиться (мягко говоря). Можете ли вы представить себе родителей, которые (добровольно!) дали бы ребенку такие имена: Износок, Неудача, Нелюб, Болван, Дурак, Козий Зад? Между тем такие имена были.

Неужели наши предки так не любили собственных детей?

Напротив, любили. Родители вовсе не были извергами, и, выбирая имя для ребенка, руководствовались исключительно заботой о нем.. Всякое, конечно, бывало, может быть, не для каждой семьи ребенок оказывался таким уж желанным, однако чаще всего, полагают ученые, в подобных случаях мы имеем дело с именами-оберегами.

"Древние славяне старались задобрить злых духов - назвать ребенка так, чтобы имя не оказалось призывом демона; помимо того, младенцам порой намеренно давались неблагозвучные имена, чтобы отвести от них угрозу. Считалось, что злые духи ни за что не польстятся на человека с неблагозвучным именем. Поэтому стоит сразу назвать ребенка именем какой-нибудь заведомой гадости, мимо которой любой мало-мальски уважающий себя дух пройдет, сильно скривившись...

Например, есть семья, в которой дети умирали в младенчестве. В чем причина? Не иначе, злые духи ополчились, рассуждали люди. Как увидят, что опять родился такой желанный ребенок, тут же всякими способами захотят его сгубить. Может быть, их можно обмануть? Если сразу же дать ребенку «нехорошее» имя, так тупые духи подумают, что этот ребенок не такое уж и сокровище для родителей и вовсе не так им дорог.

А если дать имя Чужой, Найда может быть, злые духи подумают, что ребенок подкидыш, и тоже обойдут его стороной?

У некоторых народов даже целое представление устраивали для духов. Отец брал новорожденного ребенка, выносил во двор, оставлял на какое-то время, потом кто-нибудь выходил, находил «подкидыша», все дружно удивлялись, ругали родителей, подбросивших ребенка, но, так уж и быть, оставляли «подкидыша» в семье. Понятно, что, раз ребенок неродной и так судьбой обиженный, злые духи не будут обращать на него внимания.

Можно, конечно, было поступить иначе, например, ненавязчиво намекнуть на родство ребенка с Богами. Имена такого типа можно встретить у многих народов. Возможно, большинство имен, которыми мы пользуемся и сейчас, было именно оберегами. Да и сами посудите. Если значение имени «богом дарованный» (Богдан), значит, бог рассердится, если его подарок будут портить какие-нибудь мелкие бесы. Если значение имени «посвященный богу», так и тут бог рассердится, если на его имущество кто-то посягнет. А если значение имени «сын бога» (кем бы он ни был), то, наверное, уж бог-то за своего ребенка всегда вступится" (Кублицкая И.В.Имена и фамилии. Происхождение и значение).

Уже намного позже, с появлением христианства кому-то пришло в голову, что непосредственно Бог в нужный момент может быть занят, и новорожденному можно дать имя в честь мученика, погибшего за веру.

С этого момента ребенку не только давали имя, но и принимали его в лоно христианской веры - крестили. Да и взрослый теперь, если проходил обряд крещения, менял свое старое имя на новое из списка святых и мучеников. Считалось, что святой, в честь которого назвали человека, будет помогать ему и оберегать, то есть станет его добрым ангелом. Такие списки стали называть святцами. Для большего удобства впоследствии составили рекомендации, в какой день кого из святых поминать, имена распределились по календарю, и их стали называть календарными именами. День, когда чтили память святого, в честь которого назвали человека, назывался именинами, или днем ангела.

Например, 14 февраля — день святого Валентина, новорожденному в этот день дают имя Валентин или Валентина (церковное имя автора статьи).

Какие еще «щиты» выставляли славяне против нечисти?

Иногда бывало, что в семье девочки выживали, а мальчики нет. Вполне логично тогда долгожданного мальчика назвать девичьим именем: опять, мол, девка родилась, что поделаешь? Какие претензии? Могло быть и наоборот - девочке давали мужское имя.

Смысл такой перемены заключался в том, что человек с новым именем был уже как бы другим, с другой судьбой, а человек с прежним именем как бы умер, и все претензии духов к нему умерли вместе с ним.

Аналогичным образом поступали, если человек тяжело болел. Кстати, меняли имя не только при болезни, но и при хронических неудачах в хозяйственных делах.

Таким образом, наши предки считали, что имена обладают магической способностью защитить человека.

Как дети жили с такими именами? Почему мы никогда не встречали их у взрослых?

Это связано с еще одной традицией. Вспомните, у каждого человека было, как минимум, два имени – у славян – «детское» и «взрослое».

Жаров С.А., Решетников Г.М. ("Взрослое и детское имя") описывают эту традицию так:

«Детское  имя»

"Во многих славянских родах, сразу после рождения, отец показывал ребёнка солнцу, после чего давал «детское имя». Строго говоря, это было не совсем имя, а скорее прозвище или кличка, которым не нарекали (нарекать означает «наделять Роком» (судьбой)), а называли (закрепляли (фиксировали) существование) ребёнка.

Дело в том, что наши предки не считали детей людьми в полном смысле этого слова, так как те ещё не обладали разумом. Проявления в ребёнке животного, инстинктивного начала, позволяли считать его находящимся в неком переходном состоянии от животного к человеку. Своей судьбы у него не было. Его жизнь целиком зависела от родителей, под покровительством и полной опёкой которых он находился, и которые несли за него всю ответственность.

Имя-прозвище, как раз и было призвано либо оберегать, либо наделять ребёнка определённым качеством или силой, необходимой для его дальнейшего развития.

«Детское имя» воспринималось как временное, как обозначение некого качества или как способ отпугнуть нечистую силу, и не более того.

Если родители очень хотели появления на свет наследника, то его могли назвать «Ждан», а третьего ребёнка «Третьяк». Темноволосый малыш становился «Чернышом», чудесно появившийся у бездетной пары – «Богданом» (данным Богом), а родившуюся раньше срока, слабую девочку, для того чтобы обмануть смерть, могли прозвать «Мара» (смерть). Поэтому никому и в голову не могло прийти спросить ребёнка «как твоё имя?». Вместо этого говорили «ты чей (из какого рода)?». Дети принадлежали Роду.

Гораздо информативнее было знание о том, чьим сыном или дочерью является дитя.

«Взрослое имя»

Не только у славян, но у большинства народов получение «взрослого» имени – это самое важное событие в жизни, проводящееся при достижении определенного возраста и превращающее ребёнка в полноправного взрослого члена общества, наделённого собственной судьбой. Акт получения имени, таким образом, знаменовал собой вхождение человека в новую жизнь, где прежнее «детское имя» не годилось для индивидуального роста или социополового становления, и необходимо было новое, «взрослое имя» с качественно иной внутренней основой.

Когда ребёнку исполнялось 12 лет (этот возраст варьируется у разных народов), для него начинался новый этап в жизни, отправной точкой которого был обряд имянаречения. Как правило, он проходил у реки или у озера, так как считалось, что вода помогала очистить тело и душу, перед перерождением, происходящим при получении нового «взрослого (постоянного) имени» (в некоторых традициях для этих целей использовался огонь печи или костра). Кроме того, огонь или вода служили для символического уничтожения или стирания временного детского прозвища, выполнившего свою задачу.

«Взрослое имя», в отличие от прозвища, давалось уже не родителями, а Родом (через посредничество жреца, старейшины или иного сведущего человека), а, потому, несло в себе не пожелания земных отца и матери «расти большим и здоровым», а позволяло человеку полноправно войти в социум, решать задачи рода или народа. Это была уже не кличка, а настоящее человеческое имя: Борислав, Вратислав, Родамысл, Святобор, Ярополк, Велеслава, Дружана, Яромила, Светозар, Доброслав, Храбр, Любомила, Голуба, Златоцвета и т.д. Поэтому, получившие его юноша или девушка воспринимались уже как полноценные представители общины, а, значит, несли полную ответственность за свои деяния и поступки, как и положено взрослому человеку, имевшему своё предназначение, свою судьбу. Можно сказать, что получение имени было равнозначно обретению статуса человека в полном смысле слова".

Так обстояло дело в культуре не только славянских (еще раз подчеркнем!), но и многих других народов. Кое-где эта традиция сохраняется и по сей день. Например, в Китае до сих пор бытуют детские «молочные» имена, которые с возмужанием заменяют постоянные (как зубы!). И этот обычай имеет под собой важное, глубинное основание.

Поэтому «детское имя» можно назвать «материнским». Его задача – обеспечение выживания и роста малыша в материальном мире.

Достигая совершеннолетия, человек получал возможность реализовать собственный потенциал (в том числе духовный!), обретя «взрослое имя», которое давало смысл и путь, освобождало от опеки матери и позволяло жить собственной жизнью. Поэтому и необходим был отказ от детского прозвища, которое символически смывалось или сжигалось. Вместе с ним, человек отказывался и от детских моделей поведения и способов реагирования, но не от всего того опыта, который он получил в детстве. Ведь временное детское прозвище, не определяло его жизнь, а обеспечивало её.

Но, и «детское имя» полностью не исчезало. Ведь, например, «Третьяк» - всего лишь внешний признак (третий ребёнок в семье). Эти признаки оставались в судьбе ребёнка, но они не являлись признаком, определяющим его судьбу, так как судьбу определяет «взрослое» имя.

В некоторых традиционных обществах ритуал получения «взрослого имени» проходил достаточно жёстоко (для усиления эффекта): посвящаемого избивали до полусмерти, чтобы «выбить из него детское имя», наносили ритуальные увечья и т.п. Это было необходимо для преображения, адаптации, отрыва от детской жизни, от привязанности к матери, от детских способов реагирования.

Современные родители не называют детей, опираясь на какой-то внешний признак или желая обмануть нечистую силу. Но и сейчас, получение ребёнком имени, проходит с соблюдением определённого социального ритуала: запись в книге актов гражданского состояния и закрепление в свидетельстве о рождении и других документах. Но самое главное отличие сегодняшнего времени – имя, полученное при рождении, и сам его носитель и всё его окружение воспринимают как постоянное имя конкретного человека, данное раз и навсегда (возможность его смены, конечно, допускается, но не одобряется).

Какие еще верования связаны с именем?

Считалось, что имя могло передать ребенку судьбу человека, который имеет такое же имя, поэтому избегали называть детей именами, которые носят знакомые пьяницы, сумасшедшие, тяжелобольные. Избегали давать имя только что умершего человека, особенно самоубийцы или утопленника, чтобы ребенок не повторил его судьбу.

Вообще считалось опасным давать ребенку имя человека, уже живущего в одном доме, так как один из тезок «сживет со света» другого. Два человека, принадлежащих к одному Роду (особенно присутствующие рядом) – явный перебор. Современные специалисты, изучающие влияние рода на отдельно взятого индивида, также говорят, что повторяющиеся имена «запускают» «программу самоуничтожения», это имена-убийцы. Для данного механизма даже введен специальный термин - «слипание» имен. Этим термином описывается наличие на родовом древе имен-близнецов, чьи носители, в таком случае, становятся как бы одной сущностью. «Слипания» могут быть двух видов: прямые (присутствие в системе двух и более тезок) – например – Иван и Иван - и архетипические (присутствие в системе имен, различных лексически и отличающихся по гендерному признаку, но идентичных по архетипическому коду) – например – Олег и Ольга. И в том и в другом случае, такие «слипшиеся» представители родовой системы представляют для нее большую угрозу, так как создают условия для появления «программ самоликвидации». Утверждение спорное (трудно доказуемое), но тоже имеющее право на существование.

Психология имени

 

А что думают по поводу имени более традиционно ориентированные психологи?

Э.Берн понимает имя как «послание», имеющее сценарное значение с помощью четырех способов:

- Целенаправленно.

Касаясь мистики имен, В.А.Никонов, специалист в области антропонимики – науки об именах, вспоминает в своей книге «Имя и общество» рассказ Джека Лондона, где женщина называет своих сыновей именем погибшего брата, и их, всех, одного за другим уносит смерть.

Наделение ребенка «специализированным» именем, например, именем известного человека, родители «программируют» его жизнь, наделяют его Я-концепцию системой ожиданий, предлагают ребенку определенные обязательства. Действительно, называть человека можно по-разному, и эта каждая разновидность имени отражает чувства, которые испытывает партнер по общению.

Особое значение имеет тот факт, когда ребенка называют именем отца, деда, матери, бабушки и т.д., поскольку наделение ребенка именем родственника (живого или умершего) определяет не только систему ожиданий от его поведения, развития, но и «связь» ребенка с этим родственником, т.к. наделяет этого родственника ролью значимого взрослого. Когда ребенка называют именем родственника, то на него мифологически переносят их черты, чтобы он был похож на них. Справляется он с этой ролью или нет, также является фактором, формирующим у ребенка отношение к имени.

Если вы носите имя одного из дальних предков. Если в семье какое-то имя всплывает снова, значит, тот, кто его носил, был яркой личностью, чья судьба наложила отпечаток на исто¬рию рода. Узнайте больше об этом человеке.

Если вы носите имя дедушки или бабушки. В этом случае папа и мама, должно быть, были тесно связаны со своими собственными родителя¬ми. Эта привязанность побудила их сохранить такую связь через своего ребенка - через вас. Так час¬то бывает, например, в том случае, если в детстве вашим родителям не хватало тепла и ласки и их отец и мать не очень с ними контактиро¬вали или, наоборот, слишком опе¬кали и подавляли их.

Если вы носите имя своего отца или матери. Если кто-то из родителей захотел дать вам свое имя, возмож¬но, он видел в вас символическую возможность «заново родиться». Нередко это случается, если его собственное рождение было не очень желанным, а отношения с родителями - сложными.

 Если вы носите имя дяди или тети. Это свидетельствует о сильной привязанности одного из родителей к брату или сестре. Может быть, их связь рано прервалась или чувства оказались очень сильны.

Если ваше имя связано с увлечением одного из родителей.

Когда ребенка называют именем любимого актера, музыканта, спортсмена и т. п., иногда это связано с нереализованным призванием или несбывшейся мечтой родителей. И может усилить привязанность к ребенку, носящему это имя.

- По несчастью.

Как пишет Э.Берн, некоторые родители, называя ребенка «красивым» именем, «не всегда думают о будущем своих детей».

Многие до сих пор смеются над историями о незадачливых родителях, давших своим детям имена вроде Восьмарт (Восьмое марта), Вилор (акроним выражения «Владимир Ильич Ленин Организатор Революции) или Даздраперма (сокращение от «Да здравствует Первое Мая!»).

Не так давно в газетах промелькнуло сообщение, что некие восторженные поклонники Димы Билана назвали своего ребенка Дибил. От всей души надеюсь, что это только первоапрельская шутка, иначе бедному ребенку не позавидуешь.

Психиатры из США провели исследование и выяснили, что люди с забавными и странными именами в 4 раза больше остальных предрасположены к разного рода психическим комплексам. А ребенок с именем, вызывающим насмешки, с самого детства находится в оборонительной позиции, что формирует определенные черты его характера (автор на личном примере это точно знает!).

Действительно, «экзотические» имена не всегда могут являться для ребенка предметом гордости, восхищения, поскольку заставляют его «выделяться» из окружающей среды, не давая, впрочем, возможности быть отнесенным к какой-то «именной» группе. Это справедливо как по отношению к детям с необычными для данной культуры именами (мы имеем в виду национальные имена), так и к детям, имена которых связаны с какими-то временными событиями. Например, сейчас, когда подрастают «первые дети» сериалов, появившихся в конце 80-х годов 20 века на экранах телевизоров, эта проблема становится особенно актуальной. С одной стороны, такие имена, как Изаура, Марисоль, Ана-Мария, Диего, Арнольд, Луис дают возможность детям отличаться от других, но, с другой стороны, обостряют конфликт ребенка с группой. Так, множество Наташ, Лен, Кать, Саш, Дим, Петь находятся в данном случае в более «выгодном» положении: они носят «свое» имя, но и имеют в своем кругу одного или нескольких «тёзок», на которых у них есть возможность быть похожим и с которыми есть шанс объединиться в случае необходимости. Получается, что «заочное» отделение ребенка от среды сверстников родителями через имя, лишает его возможности, испытав чувство принадлежности, самому добиваться автономии, доказывать свою самобытность через имя, в котором есть и сходство, и различие.

- Из-за небрежности или легкомыслия.

Э.Берн здесь имеет в виду тот факт, что «ласковые прозвища» («малыш», «солнышко», «лапуля», «киса» и т.д.), данные родителями еще в детстве, остаются таковыми на всю жизнь независимо от желания человека, или же настолько встраиваются в образ Я, в структуру Я-концепции, что иногда оказываются для человека значимее своего собственного имени, оставшегося для него «чуждым», «официальным», «неприемлемым». В подростковом возрасте «лапуля», «солнышко» и другие ласковые «имена» становятся для подростка предметом бунта, поскольку не сочетаются с «образом Я-взрослый». Проблема в том, что эти ласковые «имена» подростку чужды, однако другие имена, которые бы воспринимались им как свои, к сожалению, не вписаны в структуру его Я-концепции. Отметим также, что преимущественное называние в семье детей их ролевыми знаками, т.е. «сын» (сынок, сыночка, сынуля) или «дочь» (доча, дочурка, доченька), а не именами, имеет значение в период сепарации подростка от родителей, поскольку заведомо определяет их не как отдельных, независимых личностей, а как людей, исполняющих роли «сына» или «дочери».

- Из-за неизбежности.

Как пишет Э.Берн, при выборе фамилии родители не имеют свободы выбора сами и передают ее своим детям. Отношение к фамилии транслируется как семейная традиция, однако, существует ряд других факторов, влияющих на восприятие ребенком своей фамилии. Во-первых, существует фактор знаменитости: отношение к фамилии диктуется отношением к известным людям, носящим такую же фамилию. Во-вторых, имеет влияние распространенность или необычность фамилии. В-третьих, немаловажно «значение» фамилии, ее благозвучность или «неприличность» (Членов, например). И, наконец, отношение к фамилии может быть обусловлено отношением к культуре, этнической группе, принадлежность к которой содержится в фамилии.

Вывод:

Отношение к имени формируется в процессе взросления. Большое влияние на отношение ребенка к имени играют значимые люди: родители, учителя, сверстники, братья и сестры, другие члены семьи. В кругу общения человек слышит разное к себе обращение: это и ласкательное, и «одергивающее», детские имена и нежные прозвища, сложные словосочетания и клички, оценивающие индивидуальные свойства ребенка или обесценивающие его самого.

Имена неизбежно претерпевают множество изменений, но они, так или иначе, проявляются в жизни.

Имя может звучать как просьба или приказ, упрек или одобрение, пощечина или ласка. Отношение к имени – показатель отношения к себе. Психолог может помочь человеку (особенно ребенку!) принять и полюбить свое имя (а значит, принять и полюбить себя!).

Давайте рассмотрим, как это делается…

Варианты работы с именем в различных направлениях психотерапии:

Вариант 1.

Семейная терапия (и не только)

Техника «Мое имя».

Цель: актуализация детских воспоминаний, определение отношения к собственному имени, исследование личностной идентичности, осознание собственной уникальности.

Ход работы: Участникам предлагается по кругу рассказать о своем имени, обращая внимание на то, знают ли они историю имени, его этническое происхождение, кто принял решение именно так ребенка назвать, какое самое яркое событие в жизни связано с именем, меняли ли они его и, если да, то, как это повлияло на их жизнь и самовосприятие и т.д. Можно упоминать общепринятое значение имени, мифы, легенды, связанные с именем (если участники их знают).

Вопросы для обсуждения:

• Кто выбрал Вам имя? Как оно было выбрано? В честь кого вас назвали?

• Любите ли вы свое имя? Помогает оно или мешает вам жить? Как вы хотели бы, чтобы вас называли? И т.д. и т.п.

В работе с семейной историей также работают с генограммой и геносоциограммой: ищут совпадения имен, отслеживают судьбу предков, носителей имени, выявляют влияние имени на жизнь человека.

Кроме того, возможен вариант работы с фамилией. Например,

Техника «Моя фамилия».

Старшина знакомится с новобранцами:

- Как ваша фамилия, рядовой?

- Орлов!

- Молодец, орлом будешь летать!

- А ваша?

- Генералов!

- Молодец! Генералом станешь!

- А ваша?

- Козлов...

- Ну, ничего, ничего...

(анекдот)

 

Фамилия - важнейший фактор в нашей судьбе, ведь она является источником самой первой социальной идентификации. Первоначально фамилии были связаны с названием местности, природными объектами, физическими особенностями, занятиями, чертами характера предков. Если фамилию легко выговорить, а ее происхождение прозрачно, эти два обстоятельства упрощают нашу социальную адаптацию. И наоборот, если фамилию сложно произнести или она неблагозвучна, очень корот¬ка или очень длинна, мы можем ощущать неудобство. Фамилия влияет на особенности восприятия нас окружающими людьми. Например, если вам необходимо выбрать доктора вряд-ли вас воодушевит поход к человеку по фамилии Коновалов или Мясников (подчеркиваем - если вы этих людей не знаете!). У человека подсознательно вызывает симпатию тот, чья фамилия несет положительный заряд.

 Ход работы:

Разделив фамилию на отдельные слоги, мы можем обнаружить их сочетания, которые окажутся для нас значимыми.

Вслушиваясь в звучание имен и фамилий, мы можем услышать другие слова (на¬звание места, профессии, предмета...), которые могли стать частью нашей личной истории.

Хорошее упражнение - многократно произносить вслух имена и фамилии ваших предков. Отмечайте услышанные вами разные смыслы.

Вариант 2.

Арт-терапия

Техника «Рисунок имени» (или «Образ имени»)

(Классические упражнения, которые описаны в многочисленной литературе по арт-терапии)

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно единственное движенье губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье копыт

Громкое имя твое гремит…

(М.Цветаева)

Необходимые материалы: бумага,  акварель, гуашь, пастель, уголь, карандаши, фломастеры, кисти и т.п.

Ход работы:

1. Перед основной частью, может быть «разогрев»:

- Напишите в воздухе свое имя мелкими буквами по очереди правой и левой рукой, а затем двумя руками одновременно.

- Напишите в воздухе свое имя слева направо и справа налево печатными и прописными буквами разного размера. Подумайте, изменился ли образ имени, какие чувства это вызывает?

- Возьмите в руку воображаемую широкую кисть, представьте ведро с масляной краской (какого она цвета?). Напишите свое имя, занимая как можно больше пространства, от пола до потолка.

- Закройте глаза и представьте наиболее приятный из возникавших образов Вашего имени, сделайте еще один воображаемый рисунок в пространстве. Постарайтесь запомнить этот образ, цвет, размер букв, звучание и др. признаки.

2. На листе бумаги участник (ребенок или взрослый) пишет перечень вариантов своего имени. Затем из этого списка выбирается то, которое хотелось бы нарисовать.

3. Используя любые изобразительные средства (карандаши, мелки, пастель, гуашь и др.), нарисовать на бумаге собственное имя. Это может быть конкретный или абстрактный рисунок. Эту работу можно делать и в технике коллажа.

 4. Выписать использованные цвета и образы и к ним придумать и записать ассоциации.

5. Написать свое имя на листе вертикально и напротив каждой буквы имени написать не менее трех ассоциаций.

6. Обсуждение рисунка и ассоциативного ряда.

Техника «Работа с нелюбимым именем или прозвищем»

Что в имени тебе моем?

Ход работы:

1. Участнику предлагается визуализировать имя (вариант имени), которое вызывает отрицательные эмоции, не принимается им, не нравиться, и абстрактно изобразить его, используя цвет, форму, линию. Важно избегать узнаваемых образов, пиктограмм, символов- штампов. Рисунок должен отражать спонтанную реакцию на имя.

2. Далее предыдущая инструкция повторяется с той разницей, что представить и нарисовать необходимо имя, которое всегда вызывает положительные эмоции, нравиться.

3. Третий рисунок - собственное имя.

4. Обсуждение рисунков и ассоциативных рядов.

Вопросы для обсуждения:

 - Что есть в первом рисунке и наборе ассоциаций?

- Что есть во втором рисунке и наборе ассоциаций?

- Что хотелось бы «взять» автору рисунков из первого набора качеств?

- От чего хотелось бы избавиться (второй рисунок)? Что мешает?

и т.д.

Коллаж «Великие люди, носившие мое имя»

Необходимые материалы, бумага (формат АЗ), журналы, фотографии, ножницы, клей и изобразительные материалы.

Ход работы

1. На листе бумаги составить перечень значимых людей, носивших твое имя (включая предков).

2. Используя фотографии (ксерокопии) и журналы, составить коллаж. Центром коллажа может стать собственная фотография. Подбор вырезок из журналов и ксерокопий фотографий может быть домашним заданием.

3. К коллажу придумать или подобрать готовые стихи, афоризмы, истории, частушки и т.п.

4. Обсуждение.

Для подростков интерес будет представлять следующее домашнее задание: сфотографировать разных людей (разного возраста, разных профессий и т.п.), носящих такое же, как у тебя, имя. Из фотографий составить альбом «Такие разные… (свое имя)». К альбому также можно сделать расширенный список вариантов имени, расспросив об этом людей, согласившихся сфотографироваться.

Техника «Музыка имени»

Необходимые материалы: набор музыкальных инструментов (шумовые, народные или любые другие), коллекция аудиозаписей.

Ход работы:

1. Попросить участников, используя музыкальные инструменты, проиграть музыку имени, отследить как звучит имя на разных инструментах и т.п.

2. Используя музыкальные инструменты, вся группа импровизирует по очереди на тему имени каждого участника группы.

3. Из коллекции аудиозаписей подобрать музыкальное произведение, характеризующее имя.

4. Обсуждение каждого этапа задания.

Техника «Танец имени»

Необходимые материалы: магнитофон, аудиозаписи.

Ход работы:

1. Придумать и показать танец своего имени.

2. В парах — каждый из пары «протанцовывает» имя своего партнера.

3. Группа танцует по очереди имена всех участников.

4. Обсуждение каждого этапа задания.

 Групповая композиция на тему «Имя человека»

Необходимые материалы. 4 скрепленных между собой скотчем ватмана (или 4 листа обоев), изобразительные материалы, цветная бумага и картон, фольга, журналы, ножницы, клей, ксерокопии фотографий участников и др.

Ход работы

1. В центре комнаты на полу помещается склеенный ватман. Задача участников группы: используя предложенные материалы, создать групповую композицию на тему «Имя человека».

2. Придумать и прочитать частушки, стихи, афоризмы, шутки (черный юмор приветствуется!) на тему композиции. Важно участие каждого.

3. Обсуждение.

Техника «Песня имени»

Ход работы:

1. Необходимо пропеть разные варианты имени.

2. Обсуждение.

Техника «Шифровка имени» («Кодовое имя»)

Ход работы:

1. Из букв имени сложить другие имена.

2. Выбрать понравившееся. Оно определяется как тайное имя, имя-защитник.

3. Обсуждение.

Техника «Имя-оберег»

Ход работы:

 1. Придумайте себе имена, подобные индейским. Имя должно отражать какую-то важную вашу черту. Например, «Тот, кто знает».

2. Представьтесь группе, дополнив имя каким-то характерным движением. Группа должна повторить имя и движение.

3. Обсуждение.

В рамках техники «Имя-оберег» можно также изготовить именную куклу-оберег. Помните, у Василисы из одноименной сказки была такая? Добрая мама, умирая, строго-настрого наказала ее кормить-поить и во всем слушаться. Куклы участники забирают с собой (во избежание развития паранойи по поводу последующего втыкания иголок в нежные части тела (см. выше – «магия вуду»).

Вариант 3.

Психосинтез.

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,

На самом деле то, что именуют мной,-

Не я один. Нас много. Я – живой,

Чтоб кровь моя остынуть не успела,

Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел

Я отделил от собственного тела!

(Николай Заболоцкий «Метаморфозы»)

Техника "Работа с субличностями"

(упражнение взято с сайта "Школа тренинга Ирины Шевцовой")

 Цель: Исследовать варианты собственного имени, отношение к ним. Рассмотреть субличности, активизирующиеся разными вариантами имени, способствовать их принятию.

Необходимые материалы: каждому участнику понадобятся ручка и бумага для записей.

Ход работы:

1. Ведущий: Самая вредная иллюзия – это восприятие себя целостным (гештальтисты и юнгианские аналитики бы поспорили!) и неделимым. Так учит психосинтез. Все мы транслируем поведение и состояния, принадлежащие множеству субличностей. Чем больше субличностей понято и принято, тем выше социальная адаптация человека. Учиться быть разным – значит узнавать свою многогранность. И не случайно, каждое человеческое имя имеет много вариантов. От этого и будем отталкиваться в своем исследовании.

Наше имя, то, как мы его произносим, как произносят его другие, близкие или чужие люди, влияет на то, как мы себя чувствуем. … Наверняка, у каждого из вас есть имя, которым вы позволяете себя называть очень узкий круг близких и родных вам людей. С другой стороны, есть имя, которое как бы «официальное», «дежурное», которое существует независимо от ситуации, настроения, роли. Сейчас представьтесь тем именем, которое ближе вашему актуальному состоянию, настроению … тем именем, которым вам бы хотелось, чтобы вас здесь называли. … Прислушайтесь к своему имени. … Как оно звучит для вас? Ласково? … «Одергивающе»? … Нейтрально? …»

2. Обсуждение.

3. Вспомните имена, которыми Вас называли в детстве. Кто дал Вам эти имена, в каких обстоятельствах Вас называли тем или иным именем?

• Какие у вас сейчас есть прозвища или ласкательные имена? Как вы их получили? Какие области жизни они затрагивают?

• Если вы замужем и поменяли фамилию: как повлияло на Вашу идентичность смена или оставление девичьей фамилии после свадьбы? Чью фамилию носите сейчас и почему? Если Ваша фамилия отличается от фамилии мужа – что это значит для Вас? Как на это реагируют люди?

4. Напишите в столбик все варианты своего имени, которые можете вспомнить. Например: Саша, Александр, Сашка, Сашуля, Шура, Шурик, Сашенька, Саныч. Важно, чтобы были написаны все те модификации, которые человек когда-либо слышал в свой адрес.

5. Напротив каждого варианта имени напишите вариант ситуации, места и человека, от которого его можно было услышать. Например: «Сашуля – бабушка будила утром на даче; Саныч – сослуживцы в неформальной обстановке… и т. д.»

6. Следующий шаг – описание одежды, которая ассоциируется с каждым вариантом имени. Например: «Александр – деловой костюм; Шурик – джинсы, кепка…». Ассоциации помогут лучше понять состояние и поведение субличности.

7. Участники делятся на пары и делятся полученным материалом. В беседе надо выяснить самые принимаемые и комфортные варианты имени и самые отвергаемые.

8. Каждый желающий выходит на центр круга и представляется каким-либо вариантом своего имени. После этого он демонстрирует поведение и рассказывает о себе от лица именно этой части своей личности. Участники могу задавать ему вопросы, связанные с его представлением, обращаясь в соответствии с названным именем.

9. Если участников не очень много, можно предложить «продемонстрировать» несколько имен и состояний.

10. Обсуждение.

 

 Вопросы для обсуждения:

- Что нового вам удалось узнать (понять) о себе в результате выполнения этого упражнения?

- Каких вариантов имени у вас больше: принимаемых или отвергаемых? Что попало в отвергаемые и почему?

- Какие части вашей личности стоят за вариантами имени и где они проявляются?

Важно, чтобы беседа вела к принятию и синтезу различных частей личности. Нет «плохих» форм имени, есть ограничения собственной психики. А причины отвержения всплывут в процессе разговора.

Помните: «Не имя красит человека – а человек – имя!»

 

Список литературы, использованный для написания статьи:

1. Кублицкая И.В. Имена и фамилии. Происхождение и значение. Энигма.2009

2. Решетников Г.М., Жаров С.А. «Двойные имена» и «имена-убийцы».  Сайт «Студия имени» www.vk.com/studio_name.

3.  Жаров С.А., Решетников Г.М. Взрослое и детское имя. Сайт «Студия имени» www.vk.com/studio_name.

4. Энциклопедия символов, знаков, эмблем (автор-составитель К.Королев) - М.: Изд-во Эксмо; СПб: 2003.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы - М.: Лист-Нью; Центр общечеловеческих ценностей, 1997.

6. Ильин В. Археология детства. М. Класс - 2002 .



Просмотров: 605
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Значение имени. Почему к своему имени стоит относиться серьезно?
  • Обычная жизнь человека по имени Н.
  • Упражнение "Контакт с именем" или "Что в имени твоем"!
  • Смена имени ребенка в приемной семье как риск нарушения идентификации в дальнейшем
  • Влияние имени на судьбу - мистика или психология ?
  • Методика работы с парой в гештальтподходе. Назови меня только по имени
  • Человек по имени-Сам виноват.
  • Назвать зверя по имени
  • "Назвать зверя по имени" или исцеляющая сила Слова
  • Работа с МАК. Техника «Что в имени моем»
  • Что в имени тебе моем? Или Люди как драные зайцы
  • Назови себя по имени
  • Выбор имени будущему ребенку
  • Кто говорит с нашими детьми от нашего имени?
  • Девушка без имени
  • Тайна имени и ваш характер
  • Лёгкость и Тяжесть – два имени одной жизни
  • Цвет имени
  • Звучание имени в отношених
  • Табу имени мужа и психологический инцест
  • Что в имени тебе моем?
  • Что в имени тебе моем?
  • Три причины почему мужчина не называет женщину по имени.
  • Птица по имени я
  • Назови меня по имени.
  • Друг детства… Имени твоего не помню…
  • Женщина по имени Мама (часть 4)
  • Женщина по имени Мама (часть 5)
  • Женщина по имени Мама ( часть 3)
  • Женщина по имени Мама (часть 1)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь