|
Почему муравьи прячутся в гнезда? или причины подростковой лениАвтор статьи: Наталья Удалова
Подростковый мир-это темный лес для взрослых. Но если представить его со стороны подростка, то в нем не так уж плохо.Одним из самых частых запросов на консультации родителей - подростковая лень. Муравей-самое трудолюбивое насекомое. Но и он иногда убегает в гнездо, чтобы полениться. Основными проявлениями лени у детей являются домашние поручения (вынеси мусор, убери кровать, подмети пол и т.п) и учебные обязанности (прочитай дополнительный материал, выучи стихотворение, сделай уроки). Выглядит на консультациях это примерно так - «Вы понимаете, он совсем ничего не хочет делать» или «он даже кровать за собой не убирает», «книжки читать не хочет, в секции не ходит» и «на все просьбы просто молчит или говорит - а мне лень». И, конечно же, я понимаю. Понимаю потому, что знаю причину. Лень можно рассматривать как один из индикаторов вступления взрослеющей личности в переходный возраст. Этакий протест в форме избегания неприятных видов деятельности. Это выделение «Я» из «МЫ» (семья, школа, друзья). Ведущей формой деятельности в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Вот там он делает, все что хочет и не хочет для того, чтобы быть принятым в обществе, чтоб быть не хуже других или же наоборот, чтоб быть не как все. Завоевать авторитет в группе сверстников, вот что становится важным. Это ему нравится, это ему приятно, там виден результат – или у него много друзей, а особенно противоположного пола, или мало. Многие авторы, исследовавшие эту проблему подчеркивают, что именно к 7 классу у подростков ослабляется представление о совести. А мотив «должен учиться» смещается в сторону взаимоотношений со сверстниками. А поскольку во взаимоотношениях со сверстниками не всегда все гладко, то и возникает тревожность, замедленность темпа действий, неуверенность в себе. Все это на фоне гормональных возрастных изменений и дает снижение нравственно-волевой саморегуляции. Отмечу, что в этом возрасте идет несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) и это часто приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления. Следствие этого - головокружение, учащённое сердцебиение, головные боли, быстрая утомляемость. Можно так же наблюдать повышенную возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка ещё не совершенна, поэтому можно увидеть перепады настроения, поведения, которые проявляются в крайних вариациях - от очень плохого до очень хорошего. Все это приводит к отсутствии мотивации к какому-либо виду деятельности, вялости, головным болям, рассеянности, забывчивости, сонливости и апатии. Однако, по поводу результатов учебы, подросток в этот период еще очень переживает. Возможно, даже больше переживает за отношение родителей к отметкам, а вот самого интереса к учебе не наблюдается. Почему? Ответ прост - сдвиг жизненных приоритетов. На первый план выходит познание себя и окружающих. Этакая остановка для переосмысления. "Заполнение" себя различными ресурсами. И здесь во всеоружии социальные сети. Намного интереснее ставить «лайки», читать статьи, как лучше выглядеть, как научиться шутить, как похудеть, как быть привлекательным, как научиться делать комплименты и так далее до бесконечности. И это важнее, чем читать про пирамиды в Египте или вычислять площадь куба. И в школу ребята начинают ходить в основном из-за общения. Еще причиной подростковой лени учебе может быть страх неудач и неуверенность в себе. Именно в этом возрасте ученики начинают стесняться отвечать у доски. Вы спросите почему? Все очень просто. На него же ВСЕ смотрят и оценивают! Во что одет, как говорит, умеет ли шутить, улыбается ли. Подросток живет здесь и сейчас. Ему очень трудно представить, как ему пригодится в дальнейшей жизни химия или черчение. Он пока не думает о том, что ему надо выбирать профессию, чтоб потом где-то работать. Улыбка девочки с соседней парты - намного значимее и интереснее. А записка от парня с соседнего ряда - день прожит не зря! Эмоциональный план подростка тоже развивается. Можно даже сказать, что эмоции захлестывают полностью все внимание ребенка. Ему интересно то, что связано с отношениями, знаками внимания, увлечениями, интересами к противоположному полу. Какое тут «вынеси мусор?» Это вообще о чем? И зачем? И как быть родителям? Настаивать или прощать? Заставлять или не обращать внимания? Кричать или уговаривать? Продолжение следует… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|