Открытость - что это такое? Нужна ли открытость психологу, и полезна ли она клиенту?

Мне, как прикладному психологу, понятно, что для того, чтобы я мог помочь человеку, обратившемуся ко мне за психологической помощью, мне необходимо:

  1. Выяснить, что человека побудило ко мне обратиться за психологической помощью.
  2. Выяснить какую задачу обратившийся ко мне человек хочет решить.

Зачастую человек не понимает или плохо понимает, что он хочет. Я как специалист, прикладной психолог, должен понять, какую задачу мы будем решать, на что работать. Исходя из этого, выстроить и предложить пути решения.

Чем точнее я смогу понять клиента-заказчика, тем больше вероятность того, что он получит то, что хочет, и останется доволен выполненной работой.

Чтобы понять человека и его задачу, мне необходимо, чтобы он просто открыто и ясно, рассказал, что его ко мне привело и что он хочет получить в результате нашей работы.

Клиент-заказчик заинтересован в этом не меньше меня, иначе просто не обратился бы ко мне за помощью. Но на практике, придя к психологу, человек зачастую не может начать открыто рассказывать, ни о себе, ни о том, что его привело.

Причин этому может быть очень много. Обозначу только те, которые я вижу основными.

1) Обычно человека приводит к психологу душевная боль. Либо другие причины, корни которых, как правило, связаны с душевной болью. Человеку не хочется идти в боль, он неосознанно стремится её обтечь, прячет боль не только от других, как уязвимое место, но и от самого себя.

2)  К сожалению, у клиентов есть повод не доверять психологам. Клиенты опасаются, что нарвутся на специалиста, который либо причинит им напрасную боль, либо навредит им, либо не окажет им ожидаемую помощь и деньги окажутся потраченными впустую.

Эти опасения усугубляются тем, что психологи зачастую воспринимаются непсихологами как специалисты по манипулированию другими людьми.

Манипулирование не совсем понятное слово, точнее, каждый за ним может увидеть что-то своё. Чтобы не было возможности разночтения, опишу, что вижу за ним я.

Как я понимаю, манипулирование - это оказание различного рода психологических воздействий с целью неявного управления человеком.

Как я понял, люди не любят, чтобы ими манипулировали, поэтому зачастую и не хотят обращаться к психологам. Те же, кто обращаются, опасаются, что к ним будут применены такие способы воздействия со стороны психолога и стремятся закрыться, чтобы оградить себя от такого воздействия.

Насколько я знаю, многие психологи действительно применяют в своей работе различные методы, которые можно отнести к манипулированию. Но непсихологам надо бы знать, что и, не ходя к психологам, они постоянно в своей обычной повседневной жизни сталкиваются с мастерами манипулирования. Любой человек, живущий среди людей, осваивает и применяет методы манипулирования  с детства.

Более того, я считаю, что в среде непсихологов, гораздо чаще встречаются люди, достигшие высокого мастерства в манипулировании. По крайней мере, я на их уловки попадался гораздо чаще, чем на уловки психологов.

Не попадаться на уловки манипуляторов, как бы это не выглядело странным, мне помогает открытость.

Что я называю открытостью? Думаю, что здесь мы видим все одинаково. Открытость - это когда открыт. Открылся, стал открытым. Но дальше сплошная неясность.

Что открыть? Своё сознание, чтобы в него вливали всё, что угодно?

Сознание действительно открыть, вскрыть, можно. И с этим мы тоже сталкиваемся в повседневной жизни, когда нам его вскрывают и вливают, например, что нам надо пойти и купить. Пример рекламы, самый яркий и часто встречающийся пример вскрытия сознания и внесения в него нужных образов.

Я же, говорю об ином состоянии открытости.

Насколько я разобрался, человек это всё же единство души и тела.

Есть тело, в русской народной психологии его ещё было принято называть тель. Есть более тонкая, скрытая от нас часть, в эту часть входит и душа. В русской народной культуре скрытую от нас часть принято было называть сокровенным телом.

Сокровенная часть, сокровенное тело, скрыто в тели (в физическом теле), как матрёшка, одно в другом. Не в смысле, что вложено внутрь, как телесные внутренние органы. А встроено, пронизывает его, оставаясь невидимым, скрытым, для хирурга. Поэтому оно и называется - сокровенное тело.

Кому-нибудь такое видение устройства человека может показаться не реальным, не соответствующим действительности. Мы же не видим сокровенную часть себя, значит, её и нет. Но, во-первых, психологи знают, что утверждая, что чего-то нет, только на основании того, что я этого не вижу, мы поступаем как дети. Такое поведение  характерно для детского возраста, а мы же не дети.

Во-вторых, мы видим свою скрытую, сокровенную часть. Просто привыкли к ней и не обращаем на неё внимания, не придаём значения.

Например, одной из составляющих частей сокровенного тела является личность. Она тоже не телесна, но мы её видим. Мы же можем рассматривать личность другого человека, и понимаем, что рассматривая личность, рассматриваем не тело.

Напишу о личности подробнее, это необходимо для понимания открытости.

Как я понял, для того, чтобы общаться с другими людьми, жить в обществе людей, мы создаём тело личности. Это одно из наших тонких тел. К сожалению, на сегодняшний день в психологии столько определений личности, что в них можно запутаться. Мне для понимания устройства человека и действенной прикладной психологической работы помогло знакомство с тем, как рассматривалась личность в русской народной психологии.

Русская народная психология видела личность  как личину, как то, чем человек скрывает себя от других людей. Говоря не по-русски, маску. Есть мышечные маски, телесные, они назывались харями. Тонкие, не телесные маски, назывались личинами.

Говоря современным языком - личность.

Как я уже сказал, личность мы выстраиваем себе сами с самого рождения. Точнее, мы выстраиваем себе множество личностей. Например, для того, чтобы общаться с взрослыми выстраиваем личность хорошего ребёнка, хорошего мальчик, или хорошей девочки. Если требуется, можем выстроить личность и нехорошего ребёнка. В дворовой компании, например, некоторые выстраивают себе личность правильного пацана. В школе личность ученика. На работе, личность руководителя или добросовестного исполнителя. Общество сейчас поощряет это строительство. Очень часто мы слышим, что надо стать полноценной всесторонне развитой личностью. Мы и выстраиваем. Личность оказывается нам полезна для того, чтобы занять хорошее место в обществе.

Выстраивается личность из образов, которые складываются в образцы поведения, а они сплетаются в тело личности. Связи эти хоть и не телесные, но довольно жёсткие. Как я понял, тело личности, точнее, тела различных личностей, становятся одёжкой для души. Мы становимся похожи на капусту, закрывшись от всех слоями личности.

С одной стороны, это удобно. Личность, как мундир во многом облегчает жизнь. Надел мундир руководителя и руководишь на работе людьми. Конечно, сначала приходится потрудиться, наработать выстроить этот мундир. Но дальше это облегчает жизнь, в тебе уже узнают руководителя, и ты имеешь наработанный арсенал способов воздействия на своих подчинённых. Разум может отдыхать, всё начинает работать на автомате, само собой, самостоятельно. Конечно, в идеале, надо уметь вовремя переодеваться, использовать для каждого случая наиболее подходящую личность. Иначе можно попасть в неприятности.

Яркий пример: учительница, которая наработала личность жёсткой училки и с помощью её привыкла успешно управлять подростками. Попади эта училка в тёмную подворотню с хулиганами, боюсь, что может поплатиться и здоровьем. То, что успешно работало в стенах школы, может как раз спровоцировать хулиганов на нападение, могут и кирпичом по голове заехать.

Или какой-нибудь чиновник, если включит своего чиновника, среди новых знакомых на рыбалке, то может и в морду получить, либо станет предметом насмешек. Я уже не говорю о том, что когда правильный дворовый пацан, обратится в банк за решением каких-то финансовых вопросов, или в городскую администрацию, то ему лучше своего правильного пацана, хотя бы прикрыть какой-то одёжкой.

Но, к сожалению, личность иной раз не просто прикрыть, и уж совсем не просто освободиться от неё. Не просто сделать её и управляемой. Те, кто долгие годы нарабатывал какую-то часть личности, а потом неожиданно попал в другую среду, например, оказался на пенсии, в полной мере на себе это ощущают. Более того, разрушение личности воспринимается нами как смерть. Люди, которых жизнь заставила пройти сквозь какие-то жизненные трудности, требующие изменение личности, часто ощущают, будто умерли и заново родились. Даже видят, что стали совсем другим человеком. Да мы все с этим сталкиваемся, идя по основным вехам жизни: школа, институт, армия, работа, брак, пенсия.

Я, занимаясь прикладной психологией, пришёл к выводу, что мы закрывая свою душу личностью (личинами), для того чтобы оградить её от болезненного воздействия других людей, становимся менее чувствительными. Черствеем, омертвляем себя. В результате, плохо чувствуем боль, и свою, и чужую.

Как я вижу, для психолога это не полезно. Мне, как психологу, выгоднее вернуть себе естественную, живую чувствительность. Потому, что сквозь слои своей личности труднее увидеть и понять другого человека. Надев какой-то мундир легче воздействовать на других людей, а вот увидеть, услышать и понять, гораздо сложнее.

Это моё мнение. Оно и побудило меня, вместе с другими причинами, работать над тем, чтобы освобождаться от слоёв закрывающих меня от других людей и повышать свою чувствительность.

С одной стороны, жить стало сложнее, потому что, боль стала ощущаться сильнее и ярче. С другой, это побудило работать, избавляться от больных мест в своём сознании. К тому же, повышение чувствительности во многом облегчило мою жизнь тем, что заставило меня быть более внимательным, подвигло обтекать острые углы, а не биться о них.

Открытое состояние позволяет мне видеть человека пришедшего ко мне за психологической помощью. Оно же ощущается, считывается, пришедшим ко мне человеком и невольно переводит его в более открытое состояние. Что и позволяет выяснить, что человека ко мне привело и какую задачу он хочет решить.

Этот настрой позволяет увидеть его действительные желания, сквозь ворох поверхностных позывов и, исходя из них, выстраивать задачу и искать пути её решения.



Просмотров: 673
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Обсессивно-компульсивная личность. Отличие от других типов личности
  • Какую личность может воспитать садист?
  • Личность и границы личности.
  • Личность либо развивается, либо адаптируется, либо деградирует.
  • Личность человека: структура или хаос?
  • Личность человека: основные составляющие
  • Маниакальная личность. Как долго клоун может быть веселым?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Здоровая личность. Тело.
  • Личность, ее строение, функции и значение для Человека.
  • Доказана способность психотерапии менять личность человека
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Личность и боль.
  • Личность – правильный человек. Индивидуальность - испорченный человек
  • Чего хочет Личность?
  • Почему мы видим людей искаженно, и что делать, чтобы увидеть реальность.
  • 3 вопроса, чтобы понять, а действительно ли вы любите этого человека
  • «Травмированная личность или человек с контейнером»
  • Невротическая личность. Тип второй. Движение против людей.
  • Как уничтожить личность свою и другого. Подробная иснтрукция.
  • Что значит уважать личность ребенка? Часть 1
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Как наши родители повлияли на нашу личность и жизнь. Пример Сороса + практикум.
  • Невротическая личность. Часть 2
  • Неуверенная в себе личность. Трансформация
  • Образование и личность психолога при работе с клиентами.
  • Да, капитан! Курс на качество: навыки и личность руководителя?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь