|
Понятие судьбы в теории Ролло МэяАвтор статьи: Халиков Радмир Асхатович
В своем понимании судьбы Ролло Мэй отталкивался от позиции, выраженной его учителем Паулем Тиллихом. Они оба ставили свободу в оппозицию к судьбе. Хотя свобода трудноопределима, она все же составляет По сути свобода — это способность действовать С одной стороны, свобода — это возможность действовать и выбирать из различных вариантов действия. Это экзистенциальная свобода. С другой стороны, Экзистенциальная свобода проистекает из сущностной. Мэй определяет судьбу как «набор ограничений и талантов, которые составляют «данности» бытия». Независимо от значимости этих ограничений нам приходится 1) Космическая судьба включает в себя неотвратимые события природы, такие как рождение и смерть, землетрясения и извержения вулканов, удовольствие и восхищение, доставляемые природой. 2) Генетическая судьба — это наша биологическая наследственность. 3) Культурная судьба определяется происхождением и традициями общества. 4) Судьба случая включает в себя критические события, вроде аварий и социальных катаклизмов. В то время как некоторые из обозначенных уровней предполагают жесткий детерминизм, другие открыты воздействию личностных факторов. К примеру, несчастный случай может быть не столько случайностью, сколько закономерным итогом саморазрушительного образа жизни. Судьба, связанная с саморазрушением, может проистекать из раннего детства как следствие болезненной фиксации на матери. Так Мэй придает большее значение самому осознанию того, что мы смертны, чем собственно факту смерти. Узнав в смерти наш последний горизонт, мы отныне вынуждены говорить правду — и делать это осознанно, приняв тревогу, которая возникает в свете неизбежности умирания. Есть большое искушение в том, чтобы отрицать смерть как собственную участь и, путем проекции, при-писывать злой умысел окружающим. Подобная проекция ведет к морализаторскому различению добрых «своих» и злых «чужаков». Если бло-кировать осознание смерти как судьбы, это может кончиться трагедией. Не видя собственной смертности, мы уходим от реальности. Стремление к отрицанию также является симптомом тревоги. Некоторые тенденции, распространенные в современном обществе, такие как алкоголизм, наркомания и гедонизм, — не более чем попытки избежать тревоги. В основании всего этого лежит страх перед отчаянием, которое будто бы поглотит нас, если мы смиримся с нашей судьбой. Однако принятие тревоги и отчаяния может быть конструктивным: оно расширяет осознанность так же, как смирение с судьбой расширяет нашу свободу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|