Ответственность и/или послушание

Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Как родители, мы ровесники вашего рождения и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке. От нас зависит, какими вы станете, но и от вас – какие родители получатся из нас.

Билль о правах родителей

 

Как развивать чувство ответственности в детях

Каждому родителю хотелось, что бы его ребенок был самостоятельным, понимал, что у него есть определенные обязанности: убирать свою комнату, учить уроки и так далее , то есть был бы ответственным. Одновременно с этим мы хотим, чтобы дети нас слушались (по возможности беспрекословно) и выполняли наши требования (желательно в кратчайшие сроки).

И здесь выходит на арену первое противоречие – брать на себя ответственность за одно и тоже дело, в одно время, два человека не могут. Представьте, если бы у вас на работе назначили ответственным за выполнение задания кроме вас еще одного вашего сотрудника? Итог вы легко представите и предугадаете. А если прислушаться к собственным чувствам в этой ситуации? Они будут явно из серии «Мне что, не доверяют?»; «Я и сам(а) прекрасно бы управился(лась)!». Мы будем чувствовать себя, мягко говоря, не в своей тарелке (если не сказать, что в состоянии соперничества и, в лучшем случае, недоумения), но продолжать порученное дело будем (нам в этом поможет сформированное чувство ответственности). Наши дети, оказываясь в такой же ситуации дома, как правило, предпочитают не тянуть одеяло на себя, ведь чувство ответственности пока еще только формируется, а реагируют однозначными заявлениями из серии: «Тебе надо, ты и делай». И тогда мы требуем послушания: «Потому, что я так сказал!».

Ответственность и послушание - это два различных типа поведения. И основное их различие, прежде всего в том, кто решает, что нужно сделать ребенку и почему это нужно сделать, то есть в мотивации.

В случае послушания решение и мотивация поступают от взрослого, а ребенку нужно только выполнение задание. Например, он сам что-то делает (убирает, моет, учит и т.д), потому что пока он этого не сделает, ему не разрешат того-то и того-то (идти к друзьям, смотреть м/ф или играть в компьютер).

В случае ответственности решение о выполнении задания ребенок принимает сам, он согласен его выполнить и понимает, почему это нужно сделать.

Для детей одинаково важно научится и послушанию, и ответственности, а для нас, как для родителей, не менее важно их этому научить. Для жизни в обществе необходимо умение соблюдать определенные правила. И здесь без послушания ни как не обойтись. Это как с движение на дороге (как машин, так и пешеходов) – без соблюдения правил и следования им безопасного движения не будет.

 

Однако одно только бездумное послушание может быть так же чревато последствиями, как и безоглядная независимость. Наша задача научить детей делать собственный выбор - научить их не только подчиняться другим, но и принимать самостоятельные решения, действовать на основании своих собственных убеждений.

Ответственность состоит из нескольких частей.

Первая - это понимание задачи (знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать). То, что мы принимаем за лень и не желание, часто на является следствием непонимания оставленной задачи.

Второе – и, очень важное, для ответственности необходимо внутреннее согласие ребенка с поставленной задачей. Всем нам хочется, чтобы наши дети с радостью выполняли то, о чем мы их просим. И именно согласие подразумевает уже не просто послушание, а ответственность.

Третье - умение самостоятельно мотивировать свои действия. Маленьких детей всем обеспечивают взрослые.

Одна из задач воспитания - сделать так, чтобы подрастающий ребенок не только слушался родителей (внешняя мотивация), но и сам принимал решения (внутренняя мотивация).

Существует несколько способов развить эту способность.

1. Прежде всего, важно предоставить ребенку право выбора, а вот возможные варианты мы можем определять сами: «Что ты будешь пить: чай или компот? Какую кашу тебе сварить: гречневую или манную?»

2. После того как ребенок уже научился выбирать из предложенных вариантов, можно идти дальше и спрашивать его, что он сам предлагает. Например: «Куда мы можем поехать в выходные, как ты думаешь?»

3. Очень важно, даже необходимо, обсуждать с детьми возможные последствия тех или иных поступков. Часто мы делаем это после, а необходимо до. Ведь узнать заранее, что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разному результату, а так же варианты этих результатов им можем объяснить только мы.

Зачастую случается так, что дети при всем своем стремлении к самостоятельности бывают, не способны сами справиться с различными повседневными задачами. Дело в том, что ответственность формируется постепенно. Вспомните, когда дети были маленькими и учились ходить, они нуждались в нашей помощи, и мы водили их за руку. Постепенно они научились ходить сами и, наша рука нужна была им только в качестве страховки. А теперь мы точно знаем, что ходят они совершенно самостоятельно и могут делать это в разных направлениях и без постороннего вмешательства. Тоже самое происходит и с ответственностью: дети учатся быть ответственными постепенно, вначале нуждаясь в помощи и контроле, затем в поддержке и страховке и только потом приходит полная ответственная самостоятельность.

 

 



Просмотров: 532
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • Почему всем бабам только денег надо, а всем мужикам нужен только секс?
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Им нужно только одно?
  • Мужчинам нужно только одно
  • Когда страхи и неуверенность мешают, а важное дело нужно сделать именно сейчас.
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Счастливые дети бывают только у счастливых родителей.
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • Совет дня. Что нужно сделать, чтобы «деньги были всегда»
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Когда одной только ответственности недостаточно
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Что конкретно нужно сделать, чтобы полюбить себя?
  • Я только ради детей с бывшей женой тебе изменяю! Но только тебя люблю!
  • Дети ВДА(взрослые дети алкоголиков) и только одуванчики все понимали...
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Почему - мы знаем, что нужно сделать, но не делаем?
  • Что нужно сделать в пятницу, чтобы не угробить выходные
  • Всегда ли в Регрессии необходимо идти только в Прошлое Воплощение?
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Кто не хочет перемен, у того будут только уроки
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Почему человек знает, что ему нужно сделать и не делает этого



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь