|
Ответственность и/или послушаниеАвтор статьи: Алефиренко Виктория Юрьевна
Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Как родители, мы ровесники вашего рождения и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке. От нас зависит, какими вы станете, но и от вас – какие родители получатся из нас. Билль о правах родителей
Как развивать чувство ответственности в детях Каждому родителю хотелось, что бы его ребенок был самостоятельным, понимал, что у него есть определенные обязанности: убирать свою комнату, учить уроки и так далее , то есть был бы ответственным. Одновременно с этим мы хотим, чтобы дети нас слушались (по возможности беспрекословно) и выполняли наши требования (желательно в кратчайшие сроки). И здесь выходит на арену первое противоречие – брать на себя ответственность за одно и тоже дело, в одно время, два человека не могут. Представьте, если бы у вас на работе назначили ответственным за выполнение задания кроме вас еще одного вашего сотрудника? Итог вы легко представите и предугадаете. А если прислушаться к собственным чувствам в этой ситуации? Они будут явно из серии «Мне что, не доверяют?»; «Я и сам(а) прекрасно бы управился(лась)!». Мы будем чувствовать себя, мягко говоря, не в своей тарелке (если не сказать, что в состоянии соперничества и, в лучшем случае, недоумения), но продолжать порученное дело будем (нам в этом поможет сформированное чувство ответственности). Наши дети, оказываясь в такой же ситуации дома, как правило, предпочитают не тянуть одеяло на себя, ведь чувство ответственности пока еще только формируется, а реагируют однозначными заявлениями из серии: «Тебе надо, ты и делай». И тогда мы требуем послушания: «Потому, что я так сказал!». Ответственность и послушание - это два различных типа поведения. И основное их различие, прежде всего в том, кто решает, что нужно сделать ребенку и почему это нужно сделать, то есть в мотивации. В случае послушания решение и мотивация поступают от взрослого, а ребенку нужно только выполнение задание. Например, он сам что-то делает (убирает, моет, учит и т.д), потому что пока он этого не сделает, ему не разрешат того-то и того-то (идти к друзьям, смотреть м/ф или играть в компьютер). В случае ответственности решение о выполнении задания ребенок принимает сам, он согласен его выполнить и понимает, почему это нужно сделать. Для детей одинаково важно научится и послушанию, и ответственности, а для нас, как для родителей, не менее важно их этому научить. Для жизни в обществе необходимо умение соблюдать определенные правила. И здесь без послушания ни как не обойтись. Это как с движение на дороге (как машин, так и пешеходов) – без соблюдения правил и следования им безопасного движения не будет.
Однако одно только бездумное послушание может быть так же чревато последствиями, как и безоглядная независимость. Наша задача научить детей делать собственный выбор - научить их не только подчиняться другим, но и принимать самостоятельные решения, действовать на основании своих собственных убеждений. Ответственность состоит из нескольких частей. Первая - это понимание задачи (знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать). То, что мы принимаем за лень и не желание, часто на является следствием непонимания оставленной задачи. Второе – и, очень важное, для ответственности необходимо внутреннее согласие ребенка с поставленной задачей. Всем нам хочется, чтобы наши дети с радостью выполняли то, о чем мы их просим. И именно согласие подразумевает уже не просто послушание, а ответственность. Третье - умение самостоятельно мотивировать свои действия. Маленьких детей всем обеспечивают взрослые. Одна из задач воспитания - сделать так, чтобы подрастающий ребенок не только слушался родителей (внешняя мотивация), но и сам принимал решения (внутренняя мотивация). Существует несколько способов развить эту способность. 1. Прежде всего, важно предоставить ребенку право выбора, а вот возможные варианты мы можем определять сами: «Что ты будешь пить: чай или компот? Какую кашу тебе сварить: гречневую или манную?» 2. После того как ребенок уже научился выбирать из предложенных вариантов, можно идти дальше и спрашивать его, что он сам предлагает. Например: «Куда мы можем поехать в выходные, как ты думаешь?» 3. Очень важно, даже необходимо, обсуждать с детьми возможные последствия тех или иных поступков. Часто мы делаем это после, а необходимо до. Ведь узнать заранее, что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разному результату, а так же варианты этих результатов им можем объяснить только мы. Зачастую случается так, что дети при всем своем стремлении к самостоятельности бывают, не способны сами справиться с различными повседневными задачами. Дело в том, что ответственность формируется постепенно. Вспомните, когда дети были маленькими и учились ходить, они нуждались в нашей помощи, и мы водили их за руку. Постепенно они научились ходить сами и, наша рука нужна была им только в качестве страховки. А теперь мы точно знаем, что ходят они совершенно самостоятельно и могут делать это в разных направлениях и без постороннего вмешательства. Тоже самое происходит и с ответственностью: дети учатся быть ответственными постепенно, вначале нуждаясь в помощи и контроле, затем в поддержке и страховке и только потом приходит полная ответственная самостоятельность.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|