В начале приличной статьи стоило бы обозначить проблему, но, как бывает в жизни, проблема сама родила эту статью. Было это так. Младший сын подошел ко мне в то время, когда я с «умным видом» уже раз пятнадцатый читала новости в чате известной социальной сети. Он подошел с чем-то очень важным, с каким-то открытием, с Новостью с большой буквы и ему не терпелось поделиться этим со мной. Он «мамкнул» раз пять, а потом внимательно посмотрев на меня, спросил: «Мам, ты что в спящем режиме?» Конечно, я рассмеялась. Потом задумалась.
Я много работаю с детьми, и все чаще на вопрос: «Что вы делаете вместе с папой?» – звучит ответ: «Он играет на компьютере, а я смотрю». Недавно пришла на прием семья, «трещащая по швам» из-за увлечения главы семьи игрой «в танчики». Вчера своего сына привела мама, которая всю встречу провела «в спящем режиме», отвечая на сообщения в телефоне.
Не буду углубляться в аддиктивную составляющую современных информационных технологий. Формирование зависимости от игр, мессенджеров и другого информационного фастфуда уже доказано. Оставлю в стороне вопрос о доступности этой информации. Это, как в истории с сахаром: производителям много лет было выгодно отвлекать внимание, представляя жирное главным врагом сердечно-сосудистой системы, и лишь недавно в широком доступе появилась информация о том, что исследования о вреде сахара подтвердили его статус еще 50 лет назад.
Сейчас популярно бить тревогу относительно вреда наркотиков, однако, я не знаю ни одного исследования о том, сколько семейных проблем и какого характера возникло на фоне зависимости от легкодоступной информации. Очевидной в последние годы стала проблема ожирения и лишнего веса, возникающая в связи с легкодоступностью продуктов питания, однако, ни разу мне еще не встречался термин «информационное ожирение».
Отчего мы так легко увлекаемся гаджетами и от чего по-настоящему важного мы отворачиваемся? Для того чтобы это понять, нужно вспомнить, что человек существо не только телесное, но и информационное. Новорожденный ребенок имеет крайне мало врожденных программ и по-настоящему человеком он способен вырасти, только находясь в человеческой информации, в «информационной утробе» человеческих ценностей. В каждой культуре за тысячелетия сохранилось большое количество сказок, притч, потешек, игр, правил, традиций, литературных произведений и др. помогающих наполнить информационный мир малыша теми элементами, из которых он строит, создает человеческую картину мира. Но самой главной составляющей является живое общение с близким человеком – с мамой, папой. Именно у них ребенок учится самому главному – умению создавать близость, общее информационное поле, где «мы» – это больше, чем «я и ты», где «семья», «команда», «класс», «народ» – ценности более высокого порядка, чем «я», «мое».
Что же происходит, если родители перманентно подключены к бесконечному источнику легкоусваиваемой информации, их глаза внимательно наблюдают за мигающими точками экрана? Конечно, у них нет энергии на установление качественного контакта с членами семьи. Всем понятно, когда на УЗИ определяют нарушение кровотока в пуповине. Это опасно! Это угрожает развитию плода! А когда «информационная пуповина» не наполнена, когда по ней идет обрывочная, противоречивая, токсичная информация? В этом случае нарушения развития тоже заметны. Но их часто, ввиду ошибочно воспринимаемой отдельности ребенка, полностью определяют, как его личную проблему: он плохо учится, у нее проблемы с общением, он непослушный, гиперактивный и т.д. По опыту знаю, как непросто переопределить проблему так, чтобы появилась возможность работать с позицией взрослых, и как в результате этой работы «по волшебству» исчезают серьезные симптомы, приписываемые ребенку.
Восстановление информационной целостности семьи – непростая задача. Ее решение во многом зависит от умения супругов создавать это чудо, от умения двух взрослых видеть, слышать, ощущать, понимать друг друга, создавать счастье, в котором не только хорошо находиться вдвоем, но и радостно и приятно растить детей. В такой семье и у ребенка день за днем появляется все больше умений (от слов «у меня») быть Человеком, противостоять информационным соблазнам мира, учиться создавать в контакте с другими, жить, а не пребывать «в спящем режиме».
В обществе уже сейчас наметилась саногенная тенденция: многие взрослые осторожны в приобретении новых электронных устройств (вопреки рекламе), дозируют потребление детьми телевизионных программ (вопреки их бесконечности), следят за пребыванием в социальных сетях, одновременно направляют внимание детей на действительно развивающую информацию: спорт, совместные походы, игры, совместный труд и др.
Именно это помогает прояснить информационные горизонты, формировать внутреннюю мотивацию, направлять усилия к достижению целей. Именно такой, «пробужденный», режим родительства помогает вырастить информационно = психологически здоровых детей.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.