|
О детях хорошо или ... никакАвтор статьи: Галина Зарипова
Вспомните, что вы обычно говорите своему ребенку? «Садись за уроки!» «Руки мыл?» «Что ты делаешь?!» «Не трогай, не лезь!» «Зачем тебе это?!» Родители одёргивают, указывают, окрикивают, ругают, наставляют и поучают. Еще помогают, ворчат, запрещают, напоминают и указывают. Когда родители приводят детей на консультации и остаются сами, им важно услышать, что они делают неправильно, как их поведение влияет на детей и отношения в целом. А недавно была чудесная консультация с замечательной мамой. Она постоянно спрашивала: «Может то, что я говорю – неправильно? А как тогда?» Целый час мы исследовали ее привычные слова и фразы, примеряли их к себе, переводили с взрослого языка на детское восприятие. И сделали удивительное открытие. Родители скрывают от детей то, что на самом деле чувствуют, думают о собственном ребенке! Вечер, уставшая после работы мама, приступает к вечерней смене – домашние школьные задания. Уже заранее предполагая, как все пройдет, мама садится около стола слегка раздражённая: «Боже, опять 2 часа мучений!» - думает она. Подтягивается школьник, что-то делает, что-то роняет, отвлекается на водичку/туалет/собачку/новость, все же начинает писать, задумывается, ошибается… «Ну что ты делаешь?!» , - включается мама в ежевечернюю игру, – «Разве ты не видишь, что это не правильно?! Ты же умный, способный, но…» Именно НО, то самое НО, которое перечеркивает все сказанное вначале. Одним коротким и емким словом словно перечеркиваются все только что перечисленные достижения ребенка. Как же так? Что же хотят родители донести до своих детей? О чем умалчивают? Так странно сложилось, что ругать и критиковать - гораздо проще и легче (хотя конструктивно критиковать тоже надо уметь). Помогая расти, обучая и пестуя детей, родители врастают в «скафандр» обязанностей и правил, забывая о смысле воспитания – напитать опытом, передать его от старшего поколения младшему. Какой опыт и какой результат хотят получить родители , применяя в воспитании критику и наказание? Чтобы не быть голословной, предлагаю маленький эксперимент. Попросите своего ребенка (прямо сейчас, обернитесь к нему): «Опиши себя, какой/ая ты, в 10 словах». Послушайте, что говорит ребенок о себе, какими словами называет себя. Самые частые слова детей в кабинете – ленивый, жадный, злой, дерусь, плохо учусь, добрый, умный, тупой. Возвращаясь к теме статьи – так о чем же не говорят детям? Не говорят о том, какие они - красивые, замечательные, интересные, дружелюбные, счастливые, яркие, чудесные, открытые. У моей любимой психолога и писательницы Катерины Мурашовой есть история о мальчике. Он плохо учится, отвратительно себя ведет в школе, его шпыняют и хотят выгнать. Но вот к ним домой приходит учитель (или психолог, не помню) и видит – на стене висит список качеств мальчишки. Список замечательных качеств . И мама, в ответ на удивлённый взгляд, говорит: «Я решила, что нужно написать, какой мой сын. Чтобы помнить об этом». В нашем менталитете есть поговорка – о мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды. Я поступлю, возможно, кощунственно, переделав ее – О ДЕТЯХ ИЛИ ХОРОШО, ИЛИ НИКАК. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|