Детская ревность - явление очень и очень распространенное. Часто ребенок ревнует младшего брата/сестру к маме или папе. Особенно ярко это может проявляться, если разница в возрасте у детей невелика...
Давайте же попытаемся разобраться, что делать в таких случаях.
Недавно мне пришло вот такое письмо:
"Здравствуйте! Нашей дочери 2,5 года. И она стала очень агрессивна. Может ударить кого-то из детей на площадке, по малейшему поводу замахивается на нас с мужем. Даже не знаем, что делать. Что особенно пугает, это стало проявляться и к младшему брату, ему 4 месяца: может бросить в него игрушку, отказывается подходить или резко с ним обращается... Видно, что дочь ревнует, но мы не знаем, что делать... Подскажите, как быть в таких случаях, и как нам справиться?"
Появление маленького члена семьи - всегда событие! Времена перемен и сложностей, колоссальной перестройки не только родителей, но и старшего ребенка. Каждый в семье пытается определить свою роль, понять, как ему теперь себя вести и чего ждать.
Когда разница в возрасте между детьми невелика, рождение второго ребенка часто непросто воспринимается детьми. Они еще не могут принять на себя роль старшего брата или сестры, так как сами остаются в роли младшего и тесно связаны с мамой.
В таких ситуациях стоит в первую очередь обратить внимание на особенности взаимоотношений мамы и ребенка, построить их таким образом, чтобы у мамы и дочери оставалось время на личное общение, взаимодействие и игры, без участия нового члена семьи (в данном случае - брата).
Огромным ресурсом для девочки и семьи в целом, выступит укрепление взаимоотношений дочери и папы, в то время, когда мама может быть занята с младшим братом. Важно начать показывать дочери все преимущества роли старшей сестры без активного ее навязывания, чтобы эта роль привлекла девочку, и она, постепенно, сама захотела в нее включиться. Это может происходить путем ненавязчивого предложения «помочь взрослому» в какой-то совместной деятельности по уходу за младшим ребенком (например, приготовить ВМЕСТЕ кашу, поучаствовать в купании младшего ребенка, подержав полотенце). Такое взаимодействие должно быть ненавязчивым и предполагать самостоятельный выбор ребенком таких действий. Взрослый в данном случае лишь предлагает различные варианты совместной деятельности.
При этом важно подкрепить участие похвалой, подчеркиванием положительных качеств старшего ребенка («Какая ты молодец!», «У тебя так здорово получается делать кашу! Умничка моя!»).
Также важно обратить внимание на то, что у первенца и сейчас, и в будущем должно оставаться свое личное пространство, где ей не придется чем-то «делиться» и будет ощущение своей территории и границы, которую никто не нарушит. Здесь речь идет о каких-то игрушках, вещах, бытовых предметах, которые будут принадлежать только ей и никому больше. Желательно, чтобы в комнате был отдельный уголок, в котором девочка смогла бы играть самостоятельно, без брата, если ей этого будет хотеться. Именно это позволит сформироваться здоровой личности, которая сможет что-то отдать брату без сожаления и жадности.
Проявления агрессии, описанные мамой, в данном случае носят защитный характер, тесно связаны с ревностью и сложностью принятия ребенком изменившейся ситуации. Девочка проявляет свое недовольство, демонстрирует его взрослым и ждет от них ответной реакции.
Положительной динамикой в данном случае будет создание возможности для ребенка выразить эти эмоции, например, в творческой деятельности, совместном взаимодействии взрослого с ребенком. При этом важно, чтобы окружающие взрослые отнеслись к подобному поведению ребенка не столько с критикой, сколько с пониманием, и ВМЕСТЕ помогли ей преодолеть этот сложный, переходный период, который, безусловно, является непростым для всех членов семьи.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.