|
Синяя борода: намек для молодых девушек.Автор статьи: Гундертайло Юлия Даниловна
Когда юная девушка взрослеет, её задачей становиться освоение мира взрослых. Больше всего привлекает сфера отношений женщины и мужчины, сфера, где разыгрываются все основные женские драмы и трагедии, где расцветает счастье и рождается любовь. Молодая душа еще ничего не знает о себе, о мужчинах, об опасностях и подводных камнях отношений, о радости и удовольствии. В это время все представители противоположного пола кажутся принцами на белом коне, прекрасными спасителями и избавителями, мудрыми и честными наставниками. Эта иллюзия помогает преодолеть страх перед неизвестным, неизведанным, незнакомым и сделать шаг вперед, рискнуть. Если девушка к этому времени уже была как-то ранена, напугана, или использована мужчинами (обычно близкими), то ее отношение будет слишком настороженным или наоборот панически жертвенным. Когда женщина становиться достаточно смелой и любопытной, обычно появляется Кавалер. Обычно он очень близок к идеальному представлению о партнере – учтив и мил, талантлив и обладает некоторыми чудачествами. Что-то в нем вызывает тревогу. Но когда юность стремится, то все ей кажется по плечу. Шестнадцатилетние девушки часто уверены, что если хорошо себя вести, то все будет хорошо. Явное, то, что лежит на поверхности, ослепляет их, делает их уязвимыми. Кавалер буквально гипнотически притягателен, он декларирует полеты к высотам духа, но то, что стоит за этими прокламациями, скрыто от взора девушки. Желание райского блаженства и наивность привлекает хищников-мужчин, которые попытаются восстановить собственную цельность за счет чужой души. Воспитание в стиле «будь всегда послушной» призывает умалять значение странностей. Матери крайне редко могут четко и вразумительно донести своим дочерям знания об опасностях взрослого мира, как, например, это делают волчицы. Чаще сами матери так и остались наивными, и предпочитают миру реальности мир фантазий. Поэтому большинству женщин на собственном опыте приходиться познавать эти истины. В таком случае женщины выбирают в партнеры человека, который может погубить их жизнь, но они собираются изменить его своей любовью и преданностью. Однако такой партнер - это Синяя Борода, неудавшийся чародей, который стремиться властвовать и подавлять, это фигура как внутреннего мира женщины, так и внутреннего мира мужчины, которая может быть и реальной личностью. Союз с ним, как повествуется в известной сказке, дает женщине ощущение ложной свободы. Она может делать все в пределах владений мужа, но один ключ остается запретным. Мужчина тоже ведет себя как бы наивно, используя весьма провокативный ход. Демонстрируя искреннее доверие, а также стремление к полной открытости, этот хитрец предлагает женщине нечто, что можно иметь, но нельзя использовать. Таким образом, он дает намек, таинственный и запретный, который заманивает, завораживает своей недосягаемостью. Вся ситуация обыгрывается таким образом, что мужчина заключает заведомо нереальный контракт, но виноватой стороной при любом исходе остается женщина. Эта игра, по Э.Берну, носит название «Ну что, попался негодяй?», где экзистенциальной сутью всех манипуляций является тезис – никому нельзя доверять. То есть, Синяя борода – незрелый самовлюбленный мужчина, занимающийся подтверждением своего травматического опыта путем использования женщин в своей жестокой игре для доказательства своей правоты. Какое-то время жена даже наслаждается такой «привольной» жизнью, но пытливый ум начинает интересоваться тем, что раньше казалось само собой разумеющимся. Любопытство, подстегнутое здравым смыслом старших сестер, приводит жену к поиску скрытого, утаенного. Этот познавательный инстинкт у женщин может унижаться с детства, но в то же время приветствоваться у мальчиков, хотя присущ всем живым существам. В сказке ключи – это вопросы, которые отрывают закрытые двери, ломают барьеры. В древности двери символизировали защиту чего-то очень ценного, в других случаях их просто не использовали. Таким образом, маленький ключик, а, по сути, небольшой вопрос позволяет проникнуть свету в те области психического опыта, которые раньше были сокрыты в бессознательном. Когда жена попадает туда, то видит кровавые останки, трупы и скелеты. Это результат массового убийства своих целей, надежд, мечтаний, чувств, мыслей. Некогда они были яркими и вдохновляли жизнь, но теперь стали холодными и безжизненными, бескровными. Тела были обезглавлены, то есть, лишены осознания. Женщина ужасается, и пытается скрыть свое открытие, но это уже не возможно. Однажды осознав свое внутреннее кладбище, женщина уже не может избавиться от открывшейся правды. Этот факт символизирует кровоточащий ключ, который заливает кровью все платья, всю героиню, то есть всю внешнюю и внутреннюю деятельность личности. Такое состояние может продолжаться месяцами, и даже если женщина пытается улыбаться, то все же явно присутствуют признаки подавленного, обескровленного состояния: неспособность творить, осуществлять свои идеи. Кровь в данном контексте – это жизненная, витальная энергия, которая перестает оживлять личность, а просто вытекает из нашего тела, нашего пространства, становясь добычей мужчины. Не секрет, что очень часто взаимоотношения с мужчинами приводят к тому, что женщина отказывается от многих своих потенциальных достижений и творческих поисков, направляя свою активность в сферу поддержания эмоционального комфорта партнера. В условиях полного принятия и любви партнер быстро и уверенно достигает немыслимых социальных вершин, а верная подруга либо так же эксплуатируется, либо устраняется за ненадобностью. Особенно этот сценарий характерен для постсовецкого пространства, где женщины не имеют ни навыков, ни традиции защиты своих прав. С другой стороны, психологической основой таких действий является ощущение женской неполноценности как личностной несостоятельности. Даже преуспевающие женщины предпочитают какой никакой брак свободе. Поэтому осознание такой длительной и бесполезной утраты энергии становиться для женщины началом исцеления. Состояние опустошения, которое следует за этим, не менее значимо – женщина проживает всю свою боль, всю свою печаль, всю свою горечь, которую раньше не осознавала. Она непродуктивна во внешнем мире, но во внутреннем мире происходят серьезные изменения, глубокие метаморфозы. Женщина ищет опору в себе – кости, которые она находит в потайной комнате, символизируют прочную твердую основу, которую невозможно разрушить. «Были бы кости, а мясо нарастет», мудро замечает народная поговорка. Так что если они есть, то все еще небезнадежно. Но Синяя Борода не дремлет, и испытывая «праведный гнев» пытается доиграть свою повторяющуюся игру до любимой жестокой развязки. То есть убийственный элемент бессознательного угрожает жизни теперь уже знающей женщины. Но женщина перестает быть беспомощной жертвой в этом сюжете, она сама вступает в игру – на кону ее жизнь, и она готова ее защищать. Для этого женщина пользуется оружием противника – хитростью. Притворяясь покорной (надо приготовиться к смерти), она выпрашивает для себя время, необходимое для того, чтобы собраться с силами. Уединяясь, она настойчиво взывает к воинственным внутренним силам – братьям. Но у большинства женщин боевой дух находиться вдали от сознания, и надо подождать, что бы они появились. Это мощные и агрессивные элементы, которые обычно не приветствуються в женском поведении, но крайне необходимы для полноценной жизни личности, поскольку они защищают целостность нашего существа. Приближение братьев высматривают старшие сестры – более зрелые части души, они помогают заметить спасительные фигуры. Таким образом, женщина обучается умению призвать свою силу для своей защиты. Братья спасают свою сестру, убивают Синюю Бороду, и оставляют его труп на съедение хищным птицам и зверям. То есть умерщвляется бессознательная фигура инфантильного хитрого мужчины, которая нарушала жизнедеятельность всей личности женщины и была основой присутствия такой части в реальных мужчинах. Сказка отнюдь не призывает к уничтожению таковых мужчин, и тем более, мужчин как таковых, а наоборот, учит нас быть бдительными и осторожными, осознанными и хитрыми, сильными и агрессивными во имя нашей полнокровной жизни и жизни наших близких. Эта сказка дает нам ключ к нашей жизни, показывая, что жертвенность – не лучший способ близких отношений, а опасный путь взаимного разочарования. Женщина прекрасна в своих естественных порывах, своей многогранности и импульсивности. Если она будет позволять себе быть всегда разной и новой, непредвиденной и непредсказуемой, творческой и спонтанной – то она будет нужна себе, своим близким и обществу. И даже если кто-то попытается втянуть ее в свои маниакальные игры, она сумеет выбраться, благодаря своей уникальности и неповторимости. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|