Курсовая работа по психологии - 5 способов выбрать тему

Автор статьи: Александра Бородина

Если вы учитесь на психолога и думаете над темой для курсовой, эта статья для вас! Я расскажу вам о 5 стратегиях выбора темы, упомянув плюсы и минусы каждого подхода. Надеюсь, что статья окажется полезной, т.к. мне в свое время подобного "совета" не хватало. Итак...

 1. Выбрать тему по принципу: "Мне интересно". Данная стратегия была моей любимой до момента, пока я не села писать диплом. Мои научные изыскания в разные годы вокруг тем: манипуляции, сверхспособности, харизма, эпатаж.

Плюсы стратегии "Мне интересно":

  • высокая мотивация знакомиться с новыми материалами по теме;
  • когда вы увлечены темой - другим интересно вас слушать. Хорошее подспорье в случае выступлений на конференциях, при желании быть отмеченным публикой;
  • возможность стать новатором и уникальным экспертом, выбрав малоизученное направление

Минусы:

  • риск не найти / найти крайне мало научных публикаций по теме, что затруднит написание теоретической главы, обоснование темы;
  • тема может оказаться малодоступной для исследования имеющимся в психологии арсеналом методов - повлечет за собой трудности обоснования выбора методов / разработки новых;
  • выборочная совокупность (или, разговорное - выборка) для вашей темы окажется такой, что с большим трудом вы наберете даже 5 респондентов. У знакомой была очень интересная, злободневная тема о лицах с ограниченными возможностями. И даже через договоренности со спец.заведениями, она еле-еле смогла собрать нужное число ответов за 3 месяца;
  • вероятность неодобрения со стороны научного руководителя, его малая экспертность в данном вопросе - может негативно отразиться на содержании консультаций.

 

2. Выбрать тему по принципу "Популярная тема, много по ней литературы - проще написать". Прямо скажу, что сама по такому принципу не выбирала. Наблюдала за однокурсниками и др..

Плюсы подхода:

  • правда, искать материалы проще, к тому же во многих статьях присутствуют ссылки на маститых психологов;
  • лично по мне, когда много материала по теме - проще сделать рерайт, создать уникальный текст, выхватив везде что-то интересное. Уникальность текстов востребована и проверяется;
  • научному руководителю также с вами попроще.

Минусы:

  • что касается актуальности, новизны - попробуйте найти и обосновать;
  • если вы не привыкли перелопачивать литературу, а довольствуетесь первыми ссылками поисковика по теме (а тема весьма популярна!) - риск включить в работу малоавторитетные источники и авторский взгляд, пропустив при том некоторые фундаментальные исследования.

 

3. Выбрать тему, которую проще исследовать, "по принципу доступной выборки и методов". Однажды я так сделала, работая в центре содействия занятости студентов и выпускников. Посетители центра заполняли анкету, по которой можно было исследовать ожидания от будущей профессии.

Плюсы стратегии:

  • минимум "головной боли" о методах и респондентах! А в моем случае еще лучше - берешь анкеты за N-период и обрабатываешь;
  • вероятность, что другие психологи уже поступали по такому принципу на вашем рабочем месте / месте учебы, а значит имеется "образец"

Минусы:

  • так как мы шли не от теории и проблем современного этапа развития науки, а от некоторых условий комфорта сбора данных, придется поломать голову над обоснованием аспектов новизны, теоретической значимости, актуальности и пр.;
  • по той же причине, будет сложно гармонично связать теорию с практикой, особенно на этапе приближения к диплому;
  • если использовать анкету, как в моем случае, созданную для определенных целей, в ней может оказаться мало психологического компонента, больше социологического. И это станет существенным недостатком курсовой.

 

4. Выбрать ту тему, которую дал научный руководитель. Вот тему диссертации мне порекомендовал как раз научный руководитель. Более того, она оказалась мне интересной и соответствует пункту 5. О нем позже... А вот некоторым везет меньше: поучают от руководителей такие темы, которые для восприятия студентов младших курсов странны, непонятны и малоинтересны.

Однако и у данного подхода свои плюсы:

  • скорее всего, тема в рамках некоторого глобального исследования научного руководителя, а это гарантирует его экспертность, готовность содействовать в продвижении исследования и написанию совместных статей (последнее важно для развития карьеры психолога);
  • вероятно, уже есть подобные или близкие темы у одногруппников - можете обмениваться литературой и советами по написанию

Минусы:

  • низкая мотивация: сложно писать о неинтересном или непонятном;
  • непонимание дизайна исследования, целей и задач, т.к. "навязано сверху", вы не сами к нему пришли. Это влечет за собой перечеркивание руководителем работы на этапах сдачи или глобальные недовольства вами.

 

5. Выбрать тему на основе существующих пробелов, противоречий, вызовов и проблем в психологической науке. Считаю данный вариант надежным и сложным одновременно, объясню почему.

Плюсы стратегии:

  • чтобы найти тему, придется глубоко погрузиться в интересующие вас вопросы, что сделает вас осведомленным в подходах и авторах;
  • обоснование проблемы, актуальность и новизна родятся из интереса и опыта погружения;
  • вероятность, что ваша тема в дальнейшем станет предметом магистерской, а то и кандидатской диссертации;
  • это верный путь в науку, способ заявить о себе.

Минусы:

  • на поиск /формулирование темы может потребоваться немало времени;
  • автор с такой стратегией, вероятно, претендует на создание фундаментального труда, что минимизирует возможности написать курсовую на "отлично" в короткий срок.

 На этом все.

Уважаемые читатели! Рада, если мои рассуждения оказались вам интересны и полезны. Каким бы способом вы не выбирали тему курсовой, будьте на связи с научным руководителем, посещайте консультации и готовьте вопросы к руководителю заранее. Так вы заслужите благосклонное отношение руководителя и приобретете понимание того, что есть такое научно-исследовательская работа и как ею заниматься.

Академических успехов!



Просмотров: 336
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Эссе клиентки на тему "То, что я в себе ценю"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Эффективность он-лайн консультации "плюсы" и "минусы"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Эссе на тему "Феноменология гештальт-подхода"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "и потерял голову" или краткая зарисовка на тему, почему цепляет
  • Работа с МАК. Техника "Что для Вас еда".
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Тест "Что мне необходимо для успеха"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Жила-была девочка"... Авторская сказка на заданную тему
  • Круглый стол на тему: Синдром "Сексвайф": актуальное состояние и перспективы".
  • Если ваша "большая любовь" откажется от вас... Что у вас тогда останется?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Если одиночество для Вас - это "сволочь"
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "Скажите , а что он думает обо мне?" - или об умеренной помощи психолога.
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • Модель семьи: "Папочка-дочка". Плюсы, минусы, советы по налаживанию отношений.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь