|
Порядок в доме: при чем тут психология?Автор статьи: Светлана Федотова
Многим нравится порядок в доме, но не многие готовы его поддерживать постоянно и при этом не возводить порядок в культ. От чего зависит способность к наведению порядка, такая, что порядок наводится легко и непринужденно? Есть несколько генетических и средовых факторов, которые определяют стремление к порядку. Прежде всего, это структура, устройство головного мозга, динамика его развития и развитие зон, которые участвуют в организации порядка. Передняя часть головного мозга, лобные доли – это главная зона, которая отвечает за способности к программированию и планированию своих действий, распределению ресурсов, за целеполагание и другие подобные факторы. Эта зона мозга ярко манифестирует к десяти годам, а окончательно развивается только к двадцати пяти. Именно поэтому требовать идеального порядка от детей младше двенадцати лет, а ярких успехов в карьере от людей раньше двадцати пяти лет часто бывает не обосновано. Подростки в связи со своими особенными психологическими задачами развития вообще могут нарушать порядок в качестве протеста. Приучать детей к тому, чтобы соблюдать порядок и убирать за собой можно и нужно, но не нужно упорствовать в этом, наказывать их за разбросанные вещи и не вымытую посуду. Спокойно, постепенно, вместе. Кроме лобных долей, есть такой нейропсихологический фактор, как ассиметрия полушарий головного мозга. Правое и левое полушарие разнофункциональны, отвечают за разные факторы развития. Кратко: левое – это логика, математические способности, правое – творческость, способности к музыке, живописи, нестандартному мышлению образами. Левополушарный человек будет больше склонен к наведению и поддержанию порядка, а правополушарный вполне себе может существовать без особенного внутреннего конфликта в творческом беспорядке, который его будет и к тому же вдохновлять. Внимание, как высшая психическая функция, манифестирует в четыре года, в этот период ярко проявляется способность к произвольному вниманию, но окончательного своего развития все функции внимания достигают только к шестнадцати годам. Становится понятным, почему до определенного возраста ребенок не в состоянии видеть беспорядок и тем более поддерживать порядок – он просто на это не способен физиологически. А если он это делает, то, скорее всего, не по собственной воле, а потому что боится гнева родителей или, в лучшем случае, вследствие долгой и кропотливой воспитательной работы. Способ обращения с ребенком родителей - воспитание, или средовой фактор, имеет большое значение, и период трехлетнего возраста здесь становится определяющим. Чем замечателен возраст примерно трех лет? Ребенок выделяет себя из мира. Появляется осознавание себя, ребенок говорит о себе «Я», а не «Саша» или «Катя». Проявляется рефлексия – способность замечать свои действия и каким-то образом их оценивать. Стремительно развивается интеллект (те самые лобные доли), усложняется переживание эмоций. Видя появившуюся рефлексию в этом возрасте, некоторые родители чрезмерно усердствуют в воспитании ребенка. Они считают, что он должен им беспрекословно подчиняться. Если желания ребенка не совпадают с родительскими, это воспринимается, как угроза авторитету. Предпринимаются жесткие меры. В этом возрасте запреты и требования родителей интернализуются, переводятся внутрь. Во взрослой жизни это ощущается как собственные требования к самому себе. Формируются собственные понятия «можно» и «нельзя». В свою очередь, на их основе формируются понятия «я хороший» и «я плохой». Усердствуют такие родители и в приучении к порядку: поиграл – сразу убери игрушки, испачкался – сразу переоденься. Отдельно надо сказать о влиянии приучения к горшку, поскольку в полной мере такой тип поведения родителей проявляется в этом процессе. При строгом контроле при приучении к горшку и множественных запретах со стороны родителей человек вырастает с большим количеством внутренних ограничений, которые входят в конфликт с его желаниями и истинными эмоциями. Ребенок боится потерять контроль над сфинктерами - в дальнейшем этот страх трансформируется в страх потери контроля над собой и, как следствие, утраты возможности контроля над другими. Появляется страх снова стать беспомощным, утерять этот недавно обретенный контроль. У таких людей проявляется особое отношение к деньгам, которое чаще всего проявляется в экономности и скупости. Следует обратить внимание на тот факт, что некоторые невротики ограничивают себя определенными видами расходов, в других областях, напротив, тратят деньги с необычайной готовностью. Часто наблюдается перенос скупости с денег или ценностей на время; последнее даже приравнивается к деньгам в одном распространенном выражении. Многим невротикам причиняет постоянное беспокойство потеря времени. В том случае, если ребенок растет в состоянии вседозволенности, отсутствия запретов и требований, родители у него «послушные», а, может быть, и не внимательные к ребенку, формируется неаккуратность, неточность и необязательность, эмоциональная лабильность, а также неумение решать денежные вопросы, планировать траты и откладывать деньги. Не редко встречается амбивалентное поведение родителей, при котором то есть требования к ребенку, то нет, когда сегодня решительно требуют почистить зубы и умыться на ночь, а завтра некогда проследить. В одной области жизни требования высокие, а в другой – вообще никаких. В этом случае вырастают дети, которые всю жизнь пребывают в особой форме амбивалентного отношения к порядку и чистоте. Не только к ним, конечно, но и вообще к границам, ценностям, потребностям и т.д. Таким образом, если родители вели себя не последовательно с ребенком: то разрешали ему свободу и была безнаказанность, то, наоборот, строжили за что-то незначительное, то формируется амбивалентный неустойчивый тип: например, в плане чистоты и порядка человек может всю неделю не обращать на него внимания, а в выходные напротив им озадачится, он может носить чистую нарядную дорогую верхнюю одежду, а белью старое и самое дешевое. Такие полярности создают внутренний конфликт, с которым человек борется всю жизнь, ощущая еще и сильную тревогу, чувство беспомощности и ругает себя за это. На борьбу с таким внутренним конфликтом уходит немало психической энергии. Невозможность навести стабильный порядок может быть еще связана с пассивным сопротивлением сильной родительской власти в детстве. Если обозначать чувства, состояния, которые связаны с поддержанием порядка, то это тревога, стыд и отвращение. Под их влиянием хочется поддерживать порядок и чистоту. Причем тревога связана с упорядочиванием, а стыд и отвращение относится к грязи. Чем больше собственной тревоги и невротического стыда внутри, тем больше человек будет стремиться к порядку и чистоте, пытаясь уменьшить внутреннее напряжение. У взрослых людей излишнее стремление к порядку и чистоте может быть связано с неудовлетворенностью, сексуальной, в том числе, запретами в области сексуальных отношений. Есть внешние факторы, которые связаны с порядком, по которым можно понять, насколько у человека «всё в порядке с порядком». Это - самоценность - эмоциональная спонтанность/ригидность - отношение к труду - отношения с деньгами - отношения с временем - отношения с едой. Два основных фактора – генетический и средовой – формируют нашу личность в первые годы жизни, в том числе определяют стремление к порядку и его поддержание. Не только в своем доме, но и в собственной жизни. Формируют либо страх изменений – слишком сильная приверженность порядку, либо непостоянство – беспорядок и грязь, либо причудливый рисунок и того, и другого. Есть, конечно, фактор собственных усилий, который может внести изменения в особенности личности, характер, привычки и судьбу. Это особенная неисчерпаемая тема.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|