|
Отец в семье- друг или врагАвтор статьи: Гримова Татьяна Витальевна
Отец в семье -друг или враг Сегодня все чаще слышны постоянные претензии: мужчины нынче не мужчины, но и женщины – не женщины. По мнению прекрасного пола, у мужчин напрочь отсутствуют мужественность и смелость, рыцарские качества, активность, ответственность. Пол же, который прежде считался сильным, в свою очередь, не забывает упрекнуть женщин за потерю мягкости и изящества, за нежелание заботиться о семейном очаге, отсутствие терпения и женской чуткости. Кто прав? Может быть в какой-то мере и те, и другие… но вот отчего это происходит? Во всей полноте разобраться - это слишком обширная и сложная проблема. Но важной гранью в формировании специфических психологических качеств будущих мужчин и женщин принадлежит мужчине – воспитателю - отцу или педагогу. В первые месяцы жизни отец, в отличии от матери, с мальчиком и с девочкой играет по-разному…. Дефицит мужского внимания в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины. Отец - »мужчина №1», его черты, особенности его поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются – порой бессознательно – и становятся образцом, своего рода полюсом (положительным или отрицательным), к которому будет впоследствии притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами. Огромную роль в судьбе девочки играет, прежде всего, общая оценка отцом ее внешней привлекательности – даже в самые юные годы, а тем более в подростковом возрасте, когда внешность становиться столь важным фактором самоуважения. Если дочь активно не нравится отцу и он всячески подчеркивает ее непривлекательность - ей придется «поработать» над собой, прежде, чем она поверит в свои достоинства, свою способность нравиться и покорять мужчин. Непросто будет и той, которая выросла в атмосфере безусловного отцовского обожания и выполнения всяческих капризов: ей нелегко будет привыкнуть, что некоторые молодые люди осмеливаются относится к ней без восхищения или даже равнодушно. Но хуже всего той, которая вообще лишена в детстве опыта подобного общения и которая, повзрослев, растерянно недоумевает, глядя на «инопланетян» в пиджаках и с усами: с ними (она подозревает) разговаривать и вести себя нужно как-то не так,..но как - неясно… В самом же лучшем положении находится девушка, чей папа( может быть брат, дядя, дед, друг семьи) мягко и ненавязчиво напоминал ей о ее привлекательности, симпатичности, о ее девичьем достоинстве, тем самым формируя прочное самоуважение и веру в себя. Женщины, которые вспоминают своих отцов как дружелюбных и ласковых, чаще оценивают свой брак, отношения, как удачные в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем те женщины, в памяти которых остался образ холодного и нелюбящего отца. Важная миссия папы для девочки состоит в том, что бы познакомить дочь с мужским миром. Папа должен показать дочери, что мужская половина не является для нее враждебной, что мужское и женское начала одновременно и разные и равноправные. Для дочки папа – свой человек в ,, чужом лагере,,, именно он поможет ей получить представление о том, что такое мужской взгляд, дело и слово. Модель ,,отцовской фигуры,, , ,,отцовского взаимоотношения,, бессознательно переносится на мужчин, которые будут окружать молодую девушку, женщину в ее самостоятельной жизни. Колоссальное значение для развития как мальчика, так и девочки имеют отношения между отцом и матерью. Тема большая, но отметим главное- взрослея ребенок наблюдает развитие этих отношений, и они становятся для него моделью, образцом отношений между Мужчиной и Женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, забота) чаще всего проявляются и больше всего ценятся. Ребенок предвидит здесь свою будущую роль, получает »сценарий» для построения своих собственных отношений в будущем. И понадобится большие усилия, большой опыт и многочисленные разочарования, чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно и по-другому, что есть иные, более теплые более гуманные отношения, чем были в твоей родительской семье… Упрощенно можно выделить три варианта развития мужских качеств у мальчиков:- недостаток этих качеств; - избыток их; - и норма. В первом случае ребенок растет пассивным, вялым, послушным, аккуратным, мало интересуется спортом, активными играми, никогда не бывает заводилой каких-либо дел. Такой мальчик часто очень нравится родителям (особенно матери и бабушке) и учителям. Он ведь не доставляет хлопот, а именно это по душе и семье и школе. Однако при этом неясно, как из такого школьника вырастает инициативный, ответственный мужчина. Когда учительница в классе поощряет у мальчиков «уверенность и аккуратность», а дома громко восклицает, куда подевались в современном мире мужество и рыцарство, она не подозревает, что сама воспитывает именно таких мужчин, которые ей самой не нравятся. При избытке мужественности, не смягченной культурой, на наших глазах растет нагловатый и самоуверенный молодой человек, который больше всего на свете ценит смелость и грубую силу, ищет удовольствие в драках, а девочек (женщин) вообще не считает за людей, предпочитая называть их «бабами». И с юных лет с удовольствием слушает и рассказывает про них скабрезные истории. Такой типаж нам всем активно не нравится. Однако далеко не все понимают, что очень часто этот вариант оказывается продолжением и развитием первого: мальчик став подростком, компенсирует исходный недостаток мужских качеств показной мужественностью, дешевым пренебрежением к женщине, воспринимая хамство и культ силы как единственное средство утверждения своего мужского »Я». В третьем варианте мальчик уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, способен постоять за себя – если дойдет до того, и в «рукопашную». Он инициативен, интересуется такими специфическими мужскими занятиями, как спорт (футбол, борьба,…) охота, рыбная ловля, техническое творчество. Он четко осознает себя мальчиком, будущим мужчиной, защитником слабых и помощником матери. У таких ребят иногда бывают неизбежные «выбросы» агрессии; но, прямолинейно борясь с нею, взрослые могут существенно препятствовать дальнейшему развитию мальчика. Основы такого поведения можно заметить и у дошкольника. «Я - мужчина», - с гордостью говорит пятилетний карапуз, помогая матери или защищая сестру. Гармоничное развитие мужских интересов, мужского самосознания у ребят тесно связано с участием отца в их воспитании. Доказано, что наиболее мужественные сыновья вырастают отнюдь не у тех отцов, кто стоит за спартанскую суровость, а у нежных и заботливых. Обилие строгих запретов делают мальчиков менее мужественными. Сыновья добрых, мягких отцов очень рано начинают предпочитать мужские (технические) игрушки и отвергать женские, тогда как сыновья суровых отцов долго не могут выбрать игрушку своего пола. Авторитетность отца, его тяга к наказаниям, к строгому порядку мешают развитию мужского самосознания сына, делая его тревожным и неуверенным в себе. А вот главенство мужчины в решении наиболее важных и ответственных вопросов семейной жизни весьма важно!!! Если отец «тряпка», отстранившийся от принятия сколько-нибудь важных решений, оттесненный от воспитательных забот и обязанностей матерью и бабушкой ребенка, создается ситуация, в которой развитие подлинных мужских черт характера сына затруднено и искажено. Помнить об этом следует не только мужчинам, но и тем женщинам, которые в борьбе за власть в семье не задумываются о том, что они приносят сына в жертву своим амбициям. Бойтесь стать отцом, которого боится ребенок. Если ребенок вас боится, то скорее всего, он будет робеть перед учителем, будет бояться своего начальника, не сможет отстоять свою точку зрения или попросить прибавку к зарплате. Бунтующий же против своего отца в детстве ребенок чаще всего будет продолжать ниспровергать авторитеты и во взрослой жизни. Сделаем некоторые выводы, которые пригодятся. Во-первых, степень влияния отца зависит от пола ребенка. Одни и те же черты отца могут прекрасно влиять на развитие мальчика, но в значительной меньшей степени стимулировать формирование девочки, и наоборот. Во-вторых, это влияние зависит от положения отца в семье. В-третьих, играет роль и положение отца в обществе, его удовлетворенность своей работой и своим социальным статусом. В-четвертых, положение отца никак и его роль в воспитании не связаны с его биологическим отцовством: все это определяется всей системой отношений в семье и за ее пределами….
Не забывайте папы «управлять - не значит властвовать»!!!
Психолог 1 категории КОПБ Т.В. Балаклеенко
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|