Генеративная самоорганизация и самоактуализация личности

Что заставляет людей сознательно ставить цели личностного роста, «расти над собой»? Низкая самооценка? Неудовлетворённость  обстоятельствами? И это, конечно, тоже. Это и многое такое другое побуждает людей «заниматься собой». Но в этой мотивации личностного роста содержится также какое-то таинственное, я бы сказал, божественное – нуминозное содержание. Движет ли здесь людьми неуёмный исследовательский азарт или же они вдохновляются уже спонтанно обнаруживающей себя красивой и заманчивой перспективной?  Я полагаю, что эти два составляющих мотивации генеративности взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.  Одно без другого невозможно.  Мотивация творчества как процесса и мотивация предвосхищения творения как результата - есть разные стороны мотивации генеративности.

            В случае генеративного мышления мы оказываемся на территории полной неопределённости,  территории неведомого и сам процесс мышления есть магия  волшебства придания формы этому неведомому. В этом - суть творчества. Появление структуры из бесформенного изначально материала означает возникновение чего-то принципиально нового,  которому ещё нужно дать имя. Оказывая генеративное внимание самому себе, мы тем самым наилучшим, то есть прямым и непосредственным образом соответствуем главной библейской заповеди: «Возлюби творца своего всем сердцем и разумом и ближнего своего как себя самого».  Соответствуем в смысле «возлюби…».

 Мне представляется, что природу такой мотивации сознательного управления личностными изменениями следует искать в общем для практически всех видов мотивации стремлении восполнять перманентно возникающий дефицит качества жизни. Любой вид мотивации, - в том числе и мотивации и «заниматься собой (самосовершенствование, самоактуализация, саморазвитие …)  как раз и есть стремление ликвидировать некоторый дефицит качества жизни.      

            «Дефицит качества»  - категория, которую я ввожу для понимания психологического механизма актуализации  цели. Цель становится актуальной, если человек испытывает дефицит определённого качества жизни. Именно дефицит качества как феномен переживания необходимости, долженствования или интереса позволяет дать полное понимание связей потребностей человека, его мотивации и целей. Дефицит качества гарантированно выводит нас на такое явление как ценности. Сам же феномен дефицита определённого качества непосредственно выражается в так называемых потребностных состояниях.  Главная  функция потребностного состояния – снять дефицит качества и обрести ценностное состояние. В этом состоит природа любого вида мотивации. В том числе и мотивации личностного роста и творчества. Как раз именно эти виды мотивации в рамках закономерностей «снятия дефицита качества» весьма специфичны   для природы человека.

            Размышляя о природе собственно «человеческого в человеке», следует выделить только человеку присущую способность к сознательному генеративному мышлению и поведению. Я утверждаю, что именно генеративное мышление и поведение как раз и восполняет возникающий в процессе развития дефицит творчества. Дефицит творчества возникает во всех тех трудных тестовых ситуациях, где есть состояние тупика.  Творчество тогда выступает как важнейшая ценность, - как качество искомой и желаемой перспективы в трудных и «тупиковых» ситуациях. Творчество есть процесс, открывающий решение проблемы как эвристической задачи и выступающий тем самым как экстраполяция и предвкушение перспективы такого решения.

            Тупиковые состояния, апеллирующие имманентно к творчеству и тем самым актуализирующие необходимость генеративного мышления,  разнообразны. Континуум их проявления: от ощущения безысходности и безвыходности, «выученной беспомощности», бессмысленности, скуки, апатии и безразличия, до неосознаваемых в большинстве своём состояний зависимости, безволия, лени…. Тем не менее, несмотря на неисчислимое их множество, природа «внутренних тупиков»  одна и та же – фиксация на трудностях тестовой ситуации. Эта фиксация и формирует «фундаментальную нереалистичность жизнерадостных перспектив» и отсутствие «золотой жизнерадостной воли». Наиболее ярко тупиковые состояния проявляются в функциях нашего внутреннего саботажника, - интегральный образ  субличности,  уводящей внимание от ценностных аспектов дефицита качества жизни в той или иной конкретной тестовой ситуации.

            Ригидная, а стало быть, дегенеративная личность, репрезентирует тупик «в силу фиксации». То есть, в силу физической слабости (болезненности), плохого самочувствия (фактор телесности), низкой эмоциональной культуры и неспособности управляться со своими эмоциями. Тупиковые состояния воспроизводятся как функция нашей ментальности и убеждений. Низкая культура мышления, отсутствие системности и веры формируют внутренние тупики (сравним: «тупица», «тупой», «тупить»). Очень сильным фактором репрезентации такой личностью своих тупиковых состояний является привычка тупить. К сожалению, опыт нам дан не только для выводов и уроков, но и для (само)воспроизводства. «Несчастный опыт воспроизводится автоматически, счастливый – произвольно и с большим трудом». Это и понятно, так как опыт, основанный на воспроизводстве фиксированных состояний,  организован примитивно и как бы по шаблону. Таким шаблоном выступает  небезызвестный внутренний диалог

 Наконец, в широкой, хотя и явно нежелательной систематической практике воспроизводства тупиковых состояний  участвуют так называемые вторичные выгоды от «застреваний» и фиксаций. Как показала моя более чем 20-летняя психотерапевтическая практика, а также практика моих коллег – психологов и психотерапевтов разных направлений, для персонального бессознательного человека часто бывает «выгодно», чтобы он был «дегенератом».  Именно такие категории как «комфорт», «стабильность», «безопасность», «защищённость», «предсказуемость и определённость» выступают в качестве внутренних глубинных ориентиров, заводящих человека в тупик.

Изменение какой либо неблагоприятной ситуации (в том числе и решение психологической проблемы) невозможно без определённого начинания. Начинание - начало любого процесса изменения и достижения результата. Начинание - это замысел и инициатива его воплощения в действиях. Чтобы что-то изменить нужно как минимум начать это делать, то есть начать  действовать. Можно много думать, фантазировать и даже планировать  желаемое изменение, желаемый результат, но без реальных действий "воз будет и ныне там". Ничего не изменится.  Само по себе желание измениться ещё не гарантирует самого изменения.

             Для того, чтобы что-то менять в своей жизни нужна особая энергия. Этот особый тип энергии можно так и называть "энергия перемен".  Мне представляется, что это энергия решимости и оптимизма, энергия воодушевления открывающейся  перспективой. Сама возможность счастливого разрешения тяжёлой и трудной жизненной проблемы, открывающаяся очевидность такого решения порождает эту энергию перемен.  Характеризуя энергию перемен, я феноменологически описываю её как "золотая жизнерадостная воля". "ЗЖВ" - условное метафорическое название, которое я вслед за К.Юнгом  ввожу для обозначения личной силы человека, направленной на принятие вызова, который бросает ему жизнь в тестовых для него ситуациях.

            Человек счастлив, когда он преуспевает. То есть успешен в преодолении трудностей.  Именно готовность и способность к преодолению трудностей (неблагоприятных моментов) составляет  основу благополучия и качества жизни каждого человека. Я утверждаю, что таковой основой является способность и готовность человека вкладывать энергию жизнерадостности и оптимизма в собственные  действия и поведение и изменять тем самым текущую ситуацию в желательном для себя направлении. Люди, способные к этому, как раз и характеризуются качеством золотой жизнерадостной воли.

            В чём же, собственно, состоит  разница в психологии людей, обладающих качеством золотой жизнерадостной воли, и тех, кому этой самой золотой жизнерадостной воли катастрофически не хватает? Разница между этими двумя типами людей состоит в том, что те, кто обладает качеством золотой жизнерадостной воли, осознают, что всегда существует реальный выбор: между двумя альтернативами они готовы выбирать лучший вариант. Для людей низкого качества жизни («жизнь трудная и нудная, зато короткая!»)  выбор отсутствует, поскольку отсутствует положительная альтернатива. В таком положении дел – в отсутствии реального выбора – как раз и заключён факт того, что человек делает свой худший выбор.   Отсутствие выбора – тоже выбор, но (в этом контексте) есть выбор худший….

            Итак, лишь реальное наличие положительной альтернативы порождает энергию перемен, которая в качестве  золотой жизнерадостной воли  даёт возможность что-то в жизни менять, чего-то в жизни достигать, в чём-то преуспевать, - решать трудные для себя проблемы и брать новые вершины.  Ключ к разгадке мотивации личностных изменений находится в ответе на вопрос о том, как появляется эта самая положительная альтернатива?       Именно модель желаемого состояния (вместо имеющегося у субъекта состояния, актуального на  данный момент) становится для него главным фактором мотивации и самоорганизации активности, направленной на осуществление соответствующих личностных изменений.

 Я предлагаю концепцию,  описывающие генеративную модель в психотерапии, я показываю механизм управления целесообразными изменениями клиента. Психотерапевт фактически компенсирует недостающую функцию у клиента - функцию генеративного мышления. В случаях же самостоятельного преодоления субъектом "инерции и энтропии" актуального состояния и появления сильной мотивации перемен как раз энергия золотой жизнерадостной воли запускает генеративное мышление. Появление же генеративного мышления у субъекта    становится "психологическим гарантом" - необходимым и достаточным условием для личностных изменений.

Оказываясь в тупиковых состояниях, будучи дезориентированным и безвольным, человек нуждается  в  особых формах активности.   В этом случае имеет прямой смысл говорить о генеративной работе личности над собой. Надо отметить, что именно генеративная работа над собой и составляет суть так называемой самоактуализации. Мотивация  самоактуализации личности – есть, по сути, мотивация генеративности. Это особенный вид мотивации, - «чисто человеческий», если можно так выразиться, Он состоит в сознательных желаниях и стремлении использовать творческий потенциал генеративного мышления для совладания с возникшими в тестовых ситуациях трудностями.

Для понимания сути мотивации генеративности важным является та личностная позиция, которую занимает клиент или  ученик, приходя на консультацию или на учёбу.  При всем многообразии проявлений этой личностной позиции, у людей обнаруживаются две прямо противоположные установки. Установка первого типа - это установка на поиск и обретение опор (через овладение материалом или посредством присвоения ресурсов взаимодействия с психологом или психотерапевтом). В этом случае человек является "пользователем готовых форм". Следует сказать, что данный тип установки является очень важным условием успешного приобщения субъекта к стандартам, задаваемым тренером или психотерапевтом. Установка "пользователя" носит социально ориентированный характер и требует обретения именно социальной компетентности.

            Второй тип установки, характеризующий личностную позицию субъекта в учебном или терапевтическом процессе, можно было бы назвать "исследователем новых возможностей".  Фокус внимания при такой установке оказывается на личностных достижениях, на ориентирах возможностей реального продвижения, личностного успеха. Я называю такую установку личностно ориентированная установка. Учебный или терапевтический контекст также рассматриваются такими людьми как  основание для личностно ориентированных творческих изысканий. Суть этой установки - познание феноменологии, закономерностей функционирования и реальное обретение личностного богатства и личной силы. К примеру, к психотерапевту человек с личностно ориентированной установкой приходит  за обретением могущества и мудрости.

            Эти два типа установок отражают разные типы личности. Система ценностей при первой установке направлена на безопасность, стабильность, определённость, предсказуемость разных жизненных ситуаций. Основное стремление - обретение уверенности в себе. Учёба воспринимается как  способ создания фундамента будущей жизни, позволяющего выдержать её сложности и перипетии. Суть такой направленности личности и отношения к жизни - создание гарантированной готовности к всевозможным трудностям. И тогда ключевой интерес  людей       с такой личной позицией - "а что это мне даст?" или "можете ли Вы мне это гарантировать?".

            Ценности жизни и, соответственно,  основные интересы и приоритеты личности со вторым типом установки характеризуют стремление человека к познанию нового, к выходу за пределы известного, привычного. Это стремление выражается в конечном итоге в  расширении рамок собственной идентичности. Ключевой интерес людей с личностно ориентированной установкой можно выразить в вопросах типа: "как это сделает меня сильнее?" или "что я смогу ещё благодаря этому?"

            Можно с достаточным основанием утверждать, что первый тип личностной установки приводит к консерватизации собственного "Я". Идентичность становится главной опорой такой личности. Сильное Эго обеспечивается идентификацией самого себя с социальной ролью, сопряжённой с властью над обстоятельствами и над другими людьми и с материальным благополучием. Создать фундамент жизни и "возойти на  пьедестал" при жизни - главное в жизни для людей с такой личностной позицией. "Выбиться в люди и стать кем-то" - их главный принцип. .

            Многим целеустремлённым в этом смысле личностям, хотя и с большим трудом но всё-таки удаётся реализовать этот "пьедестальный принцип": занять приличную должность с неплохим окладом и тем самым гарантировать некую стабильность и предсказуемость будущего.  Казалось бы, есть чем гордиться, только вот одна беда:  став "кем-то", эти люди соответствующим  образом начинают верить в что, что они это "кто-то" и есть. Каждый из нас в подростковом возрасте в это верил, "себя считая кем-то из немногих" (А.Макаревич). Но быть "кем то" даже по определению, а не только по сути, далеко не означает быть сами собой!

            Карл Густав Юнг говорил о двух половинах жизни человека. В первой половине он, пользуясь языком данной парадигмы, должен реализовать свою личностную позицию первого типа. То есть, создать социальный и материальный базис своего благополучия. Юнг не обозначил возрастные границы первой половины жизни. Понятно, что это человек со "зрелым Эго", характеризующийся социальной компетентностью и занимающий определённое место в обществе. При этих условиях "вторая половина жизни" может наступить и в  достаточно молодом ещё возрасте.

            "Вторая половина жизни" требует актуализации и компетентной реализации установки  второго типа - личностно ориентированной установки. Смысл требований "второй половины жизни" - в обретении душевной гармонии и мудрости в условиях всё более обостряющихся противоречий. Как бы ни старался человек с первым типом установки гарантировать стабильность, определённость и безопасность,  основные факторы собственной жизни (в том числе и прежде всего - "человеческий фактор"), - ему не удаётся  контролировать.  Как раз здесь и уместно известное выражение: "хотел как лучше, а получилось как всегда". Контролировать через стремление к совершенству форм и стандартов собственную жизнь, чтобы избежать тестовых ситуаций и неизбежных трудностей - глупая затея. 

            Реализация личностно ориентированной установки осуществляется посредством генеративного мышления. В таком случае имеет смысл говорить о генеративной позиции личности. Во второй половине жизни, согласно К.Юнгу, требование систематического познания себя становится императивом. Генеративная позиция личности полностью соответствует закономерностям  личностной эволюции и выражается в обретении личностью качеств системности и ресурсности в восприятии и поведении в тестовых ситуациях.

            Главным эффектом реализации личностно ориентированной установки и генеративной позиции является преодоление ограничений идентичности. Идентичность уместно рассматривать как временную опору (к примеру, в первой половине жизни), которая становится реальным ограничением императивных требований второй половины жизни. Такого рода ограничение объясняется жёсткостью структуры идентичности (которая в свою очередь определяется комплексной ролевой  идентификацией с соответствующими этой роли предписаниями). Преодоление ограничений идентичности приводит нас к актуализации темы аутентичности человека как его глубинной  естественной сущности.  Этот подход к аутентичности как глубинной сущности человека также характерен и для позиции некоторых исследователей.

            Для понимания природы  мотивации человека в направлении глубинных смыслов форм аутентичности существенным оказывается явление, описываемое категорией «сильная идея личности». Это идиоматическое выражение, дающее ясное представление о существенных отличительных личностных характеристиках самоактуализирующихся личностей.  Личностная сильная идея объясняет смысл мотивации генеративности. Сильная идея  характеризуется гармоничным сочетанием принципиальной новизны, реалистичности и чудесных возможностей. Авторы оригинальных сильных идей черпают своё вдохновение, силу и готовность  служить им благодаря необычайно привлекательному образу открывающихся перспектив для каждого из них.          Привлекательность образа перспектив, содержащего сильную идею, который способен    вдохновлять и окрылять автора, объясняется его особенными свойствами.  Во-первых,  образ, заключающий в себе сильную идею,  строится в соответствии с открывающимися автору закономерностями (которые составляют суть идеи) И поэтому особенная красота образа и ощущение истинности идеи основаны на гармонии, свойственной порядку обнаруженной закономерности.  Можно сказать проще: если человеку открывается  истина (некая закономерность),  то это всегда  приобретает форму,  отвечающую требованиям красоты и гармонии.

             Во-вторых, сильная идея, воплощённая в красивом и гармоничном образе даёт личную силу благодаря причастности человека к чему-то более великому и значительному.  Это ощущение поддержки со стороны "высших сил" даёт уверенность в правильности избранного пути, ощущение собственной миссии. Привлекательность образа сильной идеи определяется теснейшей корреляцией этой идеи с миссией человека. Именно связь данной идеи с миссией даёт человеку личную силу.

            Миссия - предназначение, центральный и высший смысл жизни человека. Человек счастлив, когда он "в ладу с самим собой", то есть в процессе самореализации, - воплощения своей миссии. Каждый из нас обладает своеобразным "прибором" для измерения соответствия текущего состояния  жизни своей миссии. Это так называемые "сигналы конгруэнтности". Что-то подсказывает нам каждый раз, когда мы что-то совершаем в нашей жизни: фальшивим мы или нет. 

            Подчёркивая значимость личностной конгруэнтности, исследователи акцентируют внимание на том, как важно человеку быть внутренне согласованным и согласованным с требованиями внешних обстоятельств нашей личной и профессиональной жизни. Нарушение такой согласованности (конгруэнтности) приводит к потере личной силы и страданию, - к серьёзному снижению качества жизни. Личностная конгруэнтность является  важнейшим условием аутентичности человека - то есть его подлинности, естественности.  Тем самым личностная конгруэнтность выступает как необходимая внутренняя предпосылка "тождества  самому себе",  то есть - соответствия собственной миссии. 

            Сильная идея выражает и характеризует миссию человека. Когда человек вдохновлён сильной идеей, то он находится в состоянии своей миссии. Некоторые так и говорят: "Идея всей жизни!".  Состояние миссии, в котором реализуется сильная идея, непосредственно свидетельствует об аутентичности человека - о его подлинности. В то же время, будучи сугубо индивидуальным, это состояние в общем измерении наиболее полно выражает истинную природу человека. Следует понимать буквально: истинная природа человека обнаруживает себя в его стремлении к воплощении сильной идеи (открывшейся ему истины). И в этом состоянии есть его миссия, то есть его подлинность и естественность. Мотивация генеративности как раз и отражает в сознательных желаниях и намерениях человека смыслы ценностного пространства его Миссии каждый раз, когда  он  оказывается в трудных тестовых ситуациях.

            Для генеративной личности основным ориентиром становится подлинность и естественность, свобода, красота и гармония жизни. Собственная индивидуальность становится и целью и условием счастливой жизни. Тождественность самому  себе - аутентичность - оказывается системообразующим фактором всей жизни.  Генеративность как феномен развития и генеративное мышление, присущее  самоценным и самодостаточным личностям, позволяют актуализировать ценности аутентичных форм самоощущения и поведения. Я полагаю, что именно аутентичность как форма самоотношения и мудрости личности в её реальных формах самоорганизации и поведения - есть искомая для многих Шамбала в мире человеческой индивидуальности. Путь туда обозначается через генеративную работу над собой.

            Мотивация генеративности,   по сути преодолевающая ограничения идентичности на этапе личностной зрелости человека, естественно, характерна исключительно для зрелых и творческих личностей. Сам характер такой мотивации  свидетельствует об отношении к трудностям как дефициту определённых возможностей и ценностей. Именно отношение к трудностям как дефициту качества ценностей и возможностей позволяет зрелой личности вдохновляться и мотивировать себя открывающимися перспективами. Перспективы решения  трудных тестовых ситуаций – это есть актуализирующиеся в процессе мотивации генеративности качества и возможности человека. Короче говоря, зажигаясь новыми возможностями, человек приобретает новые  свойства личности и качества жизни.

Генеративная работа личности над собой заключается в сознательном  извлечении и практическом использовании ценностного содержания тестовых ситуаций, имеющих изначальный смысл тупика.  Такое понимание трудных жизненных ситуаций как весьма ценных, и соответствующее к ним отношение - как вдохновляющим эвристическим задачам -  требует значительной подготовки (мировоззренческой зрелости, системного понимания и реальной компетентности в области использования законов бытия и самоорганизации).   Эта внутренняя (мыслительная) и поведенческая активность возможна для зрелой и творческой личности. Более того,   такой вид самоорганизации – генеративная самоорганизация и только и возможен для  самоактуализирующейся личности.

Ядром мотивации генеративности и, соответственно, генеративной самоорганизации является момент творческой экстраполяции решения  более высокого порядка, чем исходные условия тестовой ситуации, создающие состояние тупика.  «Тупик – всегда в голове».  В исходных условиях тестовой ситуации, которая изначально воспринимается как тупиковая, как раз и содержится указание (хоть и в таком замаскированном скрытом виде  - в виде переживания тупика) на счастливое решение и открывающиеся в связи с этим «радужные перспективы». Мотивация генеративности, энергия которой задана творческим предвосхищением обнаруживающихся возможностей выхода из тупика и на соответствующих перспективах, «снимает  тупиковую фиксацию».

Человек тогда принимает вызов, который «бросает ему его личностная эволюция», если можно так выразиться. И, как личность, занимающая «позицию творца собственного счастья» - генеративную позицию -  оказывается достойным этого вызова. Суть самоактуализации личности – каждый раз оказываться достойным эволюционного вызова. Это как раз про то, как «быть вовремя в нужном месте в нужном состоянии».

 

           

           

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Я есть!!!" или как не исчезать из своей жизни.
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • "Читательская автобиография в жизни человека"
  • Профессионально важные качества работников типа профессии "Человек-Человек"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Дефицит родительской любви. Незаметные (или очень заметные) последствия во взрослой жизни".
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Гитлер как "психотерапевт" (Серия: "Из жизни символов")
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • Формула Перемен (Компоненты "Мотивации Изменений")
  • Контракт "О жизни" или "5 неизбежных испытаний"
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • "Инструкция по мотивации, или почему тебе на самом деле не нужна никакая мотивация".
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Я ЕСТЬ! Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ!" как базовое право человека
  • Методика "Иерархия жизненных ценностей" Или принцип счастливой жизни.
  • В мире апатии или "Я не знаю чем занять себя в жизни"
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь