|
Деревья без корнейАвтор статьи: Антонова Екатерина Андреевна
Новый год, Рождество, Крещение… Еще до наступления января мы начинаем предвкушать какие-то особенно теплые, загадочно уютные, удивительно душевные праздники. Их ожидание согревает нас вовсе не от того, что не надо будет идти на работу. Тут другое: наполненность традициями, которые передаются из поколения в поколение, придавая происходящему особый смысл. Надо или не надо вообще сохранять традиции? Что происходит с их утратой, подменой? Именно об этом говорим сегодня с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой.
Сохранить самосознание — Традиции бывают семейными, а бывают родовыми, связанными с культурой, историей страны. Понятно, что происходит, когда эти традиции утрачиваются: мы просто теряем почву под ногами, мы отрываемся от корней, которые нас питают. Представьте ствол дерева, который распилили на три части. Что мы получим? Три пенька. — Но жизнь идет, многое меняется, реально ли рассчитывать сохранить какие-то традиционные ценности? — Да, беда нашей истории в том, что и ценности, и идеология многократно менялись, причем нередко это происходило в рамках одного поколения. Достаточно вспомнить гонения на церковь после революции или же совсем недавние события, когда коллективизм попытались заменить индивидуализмом, когда историю начали просто переписывать, замазывать черной краской. Но я думаю, что именно по этой причине для нас особенно важно сохранять традиции, чтобы остаться уникальной нацией, чтобы сохранить свое самосознание. — Вот занятный пример. Во время советской власти в городах никто не колядовал, не принято было. С девяностых дети и подростки стали ходить по квартирам, пели, поздравляли хозяев и получали от них конфеты, пряники. Мы сами стали заранее запасаться сладостями. Однако постепенно песен и поздравлений становилось все меньше, а колядующие стали просить деньги. Теперь их уже мелочь не устраивает, в открытую говорят: «Дай бумажную денежку!» Вот вам и традиция… — То, что из традиций уходит изначальный сакральный смысл — это нормально. Когда-то колядование было языческим обрядом, потом перешло в христианство. И никто уже не вспоминал, что колядующие представляют собой мир мертвых. Но сохранялось главное: многочисленные пожелания добра хозяевам дома и одаривание в ответ, сохранялась атмосфера праздника, любви и единения. То, о чем вы говорите — даже не выхолащивание, а уродливое извращение традиций. Но кто в этом виноват? Да мы, взрослые. Это же мы не объяснили детям смысл обряда, мы не помогли им выучить песни, придумать костюмы. Мы элементарно не воспитали в них желание дарить другим радость. И вот в эту пустоту тут же устремилась новая идеология, ставящая деньги во главу угла. Как известно, свято место пусто не бывает, об этом надо помнить. — Но ведь многие традиции на самом деле отмирают, и с этим уже ничего не поделаешь… — Отмирание страшно, потому что оно грозит опустошением. Но ведь могут возникать новые традиции, которые в новых, современных формах будут сохранять старый глубинный смысл. Почему в советское время люди так любили демонстрации 1 Мая? Потому что это был праздник единения, потому что в каждом доме был накрыт стол, и пока колонна двигалась, заходили в гости то к одним, то к другим. В колоннах пели хором, успевали потанцевать. То есть этот праздник был наполнен духом исконно русского коллективизма, русской общинности. Фактически это было воспроизведением очень древней традиции, потому и приняло такие чисто национальные формы. Очень хочется верить, что шествие Бессмертного полка тоже станет традицией, соединяющей нас с предками. Подарить радость — А сегодня людям не придет в голову в новогоднюю ночь взяться за руки и поводить на улице хоровод вокруг елки… — Да, в прошлом году моя подруга с мужем решили нарядиться Дедом Морозом и Снегурочкой, собрали целый мешок конфет и сладостей и пошли к Дворцу спорта «Звездный». Хотели праздник незнакомым людям устроить, повеселить, создать настроение. И что вы думаете? Еле ноги унесли! С них стали сдергивать костюмы, отрывать бороду и косы, отбирать мешок. Вот вам и праздник. В этом году, понятно, уже никуда не пошли. Представляете, что произошло? Даже если кто-то хочет подарить другим праздник, люди неспособны это воспринять, не готовы включиться. Не готовы в ответ подарить радость. И вот это уже страшно, потому что свидетельствует о каком-то глубинном сломе национального кода. — Мне кажется, что традиции — это тот здоровый консерватизм, который только и может спасти нас в эпоху бесконечных перемен… — Понятно, что перемены мы не отменим. Но надо помнить, что в народных традициях всегда заложен очень глубокий смысл. Вот всегда считалось, что Новый год — это домашний, семейный праздник. И это было очень важно! Потому что за праздничным столом собиралось несколько поколений, люди желали друг другу что-то самое важное и сокровенное, вместе о чем-то мечтали, и в эти мечты были вовлечены все члены семьи. Почему именно Новый год? Да потому, что это начало нового жизненного этапа, в котором должно быть будущее у всех, независимо от возраста. Тогда и помыслить было невозможно, чтобы оставить стариков одних в эту волшебную ночь. А сегодня? Старшее поколение сплошь и рядом в одиночестве слушает бой курантов. Как вы думаете, что, кроме беспросветной тоски, ощущают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки? А молодые в это время отрываются где-то в ночном клубе, и настроение родителей их абсолютно не волнует. Слом этой семейной традиции приводит к культивированию эгоизма и индивидуализма, которые несвойственны нашей культуре, а одновременно и связь поколений прерывается. — Сегодня не только в России, но и на Западе все чаще начинают говорить о необходимости сохранения традиционного общества… — И это сейчас как никогда актуально! Традиции — это ведь кирпичики в фундаменте здания. От разрушения одного кирпичика может ничего и не произойти, а может и несущая стена рухнуть. К чему на Западе привела погоня за свободой во всех ее проявлениях? К тому, что там маленькому ребенку предоставляется право выбора пола: кем хочешь, тем и будь — хоть мальчиком, хоть девочкой. Традиционное гендерное воспитание, когда из мальчика растили будущего мужчину, а из девочки — будущую жену, мать, там теперь просто отсутствует. Эта же свобода вкупе с толерантностью привела к официальному признанию однополых браков. В результате именно традиционная семья, основанная на союзе мужчины и женщины, оказалась под угрозой. Я очень спокойно отношусь к людям нетрадиционной сексуальной ориентации, но когда она поднимается на щит, это приводит к катастрофическим последствиям. Сначала на Западе государство признало однополые браки, потом кое-где и церковь, и уже понятия нравственности, греха утратили свой смысл. Дальше — больше, теперь уже зоофилы и педофилы требуют защитить их право на свободный выбор. Вот вам и один кирпичик… Важны даже мелочи — Но ведь это влечет за собой не только демографическую угрозу, это говорит уже о каком-то распаде психики, об утрате человеческого облика! — Слава Богу, Православная церковь не уступает новомодным веяниям, а стоит на страже традиционных христианских ценностей. Но давайте уйдем от столь глобальных проблем. Вот есть у нас в стране традиция 8 Марта поздравлять женщин. Как будет чувствовать себя женщина, которую никто не поздравит? Да у нее начнется депрессия, она утратит свою женскую идентичность. Вот что происходит с человеком, если он теряет свои социокультурные корни. — Выходит, в традициях важны даже мелочи. Я знаю, что самые респектабельные европейские газеты сохраняют и логотип, и шрифт, которые были сто, двести лет назад, со дня основания. И у них из поколения в поколение сохраняются постоянные подписчики. Потому что сын видел, как папа читает эту газету, потом подрос и сам начал ее выписывать — она для него узнаваема, привычна. — Да, человеку очень важно жить в стабильном, узнаваемом мире. Ведь самое страшное — это неизвестность, неукорененность, незнание новых, постоянно меняющихся правил. В Швейцарии многие букинистические магазины, кондитерские находятся на том же самом месте, на каком были и двести лет назад. Представляете? Внук знает, что в этом городке он найдет по такому-то адресу кофейню, в которую захаживали и его дедушка, и его отец. И он уверен, что его дети тоже смогут попить тут отличный кофе. И уже ни в какое другое заведение в этом городе он не пойдет, поскольку здесь ему важна не просто чашка кофе, но и чувство сопричастности к своему роду. Или такой пример. Допустим, специально для вас на фабрике изготавливают современное кресло с учетом всех ваших эргономических особенностей. А на бабушкиной даче стоит кресло-качалка, в котором она так любила читать. Работать вам наверняка будет удобнее в современном кресле, а вот расслабиться, отключиться от каждодневных забот — в бабушкином. Потому что оно ассоциируется с детством, с беспечностью и безмятежностью. Я специально привожу такие банальные бытовые примеры, чтобы стало понятно: даже эти мелочи в жизни человека очень важны. Чего уж тогда говорить о культурных традициях, идущих из глубины веков. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|